Цели, задачи и структура ОДКБ
В соответствии с Договором государства-участники обязались обеспечивать свою безопасность на коллективной основе. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники обязались незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. В Договор было включено положение, согласно которому в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН. Государства-участники договорились предпринимать конкретные действия, направленные на решительную борьбу против международного терроризма, незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности, нелегальной миграции. Участники организации подчеркивали, что Договор обеспечивает сугубо оборонительную направленность военной политики при приоритете политических средств предотвращения и ликвидации военных конфликтов, являясь, прежде всего, фактором военно-политического сдерживания. Особо подчеркивалось, что государства-участники договора никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Договор является открытым для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы. Кроме того, отдельные государства или международные организации могут получить статус наблюдателя при ОДКБ. Уставом ОДКБ были предусмотрены обязательное выполнение принимаемых решений и санкции за их невыполнение.
Основными направлениями деятельности ОДКБ являются внешнеполитическое, военно-политическое, военно-техническое сотрудничество, координация работы по противодействию новым вызовам и угрозам, сближение национальных законодательств государств-участников ОДКБ, совершенствование деятельности ОДКБ. Важной составляющей организации является обязательство, накладывающее запрет на вступление в другие военные союзы и группировки, направленные против страны-участницы ОДКБ. В то же время заложенные в Договоре принципы и формы сотрудничества, а также позиции участников не исключают возможность превращения ОДКБ в составную часть системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии. В Декларации государств-участников Договора о коллективной безопасности было предусмотрено, что «объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии». Согласно концепции ОДКБ, Организация является Евразийской не только в пространственно-географическом, но и в политико-правовом смысле. Ее участники являются членами соответствующих европейских и азиатских структур безопасности, в первую очередь, ОБСЕ, ШОС. Бюджет Организации формируется за счет долевых взносов государств-членов, утверждаемых Советом. В структуру ОДКБ входят Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), Секретариат во главе с Генеральным секретарем Организации (Москва), Объединенный штаб.
Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации. Совет рассматривает основные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также координирует совместную деятельность участников Договора. В состав Совета входят главы государств-участников Договора. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия участников Договора занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-участниками. Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации, занимающийся вопросами координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики. Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации, занимающийся вопросами координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества. Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации, занимающийся вопросами координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности. Высшим административным должностным лицом ОДКБ является Генеральный секретарь Организации, осуществляющий руководство Секретариатом Организации. Генеральный секретарь назначается решением СКБ из числа граждан государств-участников Договора и подотчетен Совету. В апреле 2003 года Генеральным Секретарем СКБ стал Н.Бордюжа. Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей деятельности ОДКБ.
Основные направления развития ОДКБ В 2002 - 2009 гг. деятельность ОДКБ была направлена на повышение эффективности взаимодействия в борьбе против терроризма и экстремизма, пресечение распространения наркотиков; формирование механизмов военно-технического сотрудничества; подготовку кадров; а также совершенствование системы управления объединенными контингентами.
В 2002 г. было принято решение о создании Группы координаторов из представителей Генеральных (Главных) штабов вооружённых сил государств-участников ДКБ для организации текущей работы по военной составляющей Договора и подготовки решений по вопросам военного строительства. На сессии СКБ в апреле 2003 г. в Душанбе были рассмотрены и одобрены организационно-финансовые документы ОДКБ, принято решение о создании с 1 января 2004 г. Объединенного штаба (ОШ), руководство которым возлагалось на представителя страны, председательствующей в Совете коллективной безопасности. Численность Объединенного Штаба была утверждена в количестве 55 человек. По решению Совета коллективной безопасности в состав КСБР вошла российская авиабаза, дислоцированная в г. Кант (Кыргызская Республика), призванная обеспечить мобильную переброску общих воинских контингентов стран-участников ОДКБ. Также сессия СКБ в Душанбе приняла важные решения по вопросу установления льготного режима на поставки вооружений и военной техники в интересах всех вооруженных сил государств-членов Организации, по углублению сотрудничества в подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил государств-членов ОДКБ, о координации деятельности по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне. 19 декабря 2003 г. в Москве состоялось подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и ОДКБ об условиях пребывания Секретариата ОДКБ на территории Российской Федерации. На заседании СМИД ОДКБ в Бишкеке в ноябре 2003 г. было принято Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ, рассмотрены Основные направления диалога и взаимоотношений ОДКБ с НАТО. 9 декабря 2003 г. на заседании СМО ОДКБ в Москве одобрен для представления Совету коллективной безопасности пакет документов, регламентирующих организационно-финансовые аспекты деятельности Объединенного штаба Организации.
18 июня 2004 года состоялась сессия СКБ в Астане. На ней были одобрены Основные направления диалога и взаимоотношений с НАТО, определены приоритетные направления деятельности ОДКБ в 2004-2005 гг., основные параметры сотрудничества стран ОДКБ в политической, военной областях, борьбе с новыми вызовами и угрозами. Также были подписаны соглашения о взаимном обеспечении секретной информации, об оперативном оборудовании территорий и совместном использовании объектов военной инфраструктуры, одобрена Концепция формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ. Большое внимание в ОДКБ уделялось (и уделяется в настоящее время) военным учениям, которые проводятся на территории различных стран-участников. В 2001 г. учения проводились на территории Киргизии, в 2002 г. и 2003 г. - в Таджикистане, в 2004 г. - в Казахстане и Киргизии (совместные антитеррористические учения «Рубеж-2004») и международная антинаркотическая операция «Канал-2004»), в 2005 г. – в Таджикистане, в 2006 г. – опять на территории Казахстана, в 2007 г. – снова в Таджикистане («Рубеж-2007»). В 2005 г. президенты стран-участниц организации подписали Соглашение о подготовке военных кадров для государств-членов ОДКБ и утвердили Положение о МКВЭС ОДКБ. В соответствии с соглашением, подготовка военных кадров осуществляется на платной основе или по квотам, устанавливаемым принимающей стороной, - на льготной или безвозмездной основе. Уже через полтора года после подписания соглашения в военных вузах Минобороны России проходили обучение около 2,5 тысяч курсантов и офицеров из государств-членов ОДКБ. Совет коллективной безопасности ОДКБ на заседании 23 июня 2005 года в Москве принял решение создать Межгосударственную комиссию по военно-экономическому сотрудничеству Организации Договора о коллективной безопасности (МКВЭС ОДКБ) и утвердил Положение о МКВЭС ОДКБ. Импульс дальнейшему развитию ОДКБ был дан на сессии СКБ в Минске, состоявшейся 22-23 июня 2006 г. На сессии была принята Декларация о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности организации, включая активизацию усилий по всестороннему развитию и совершенствованию интеграционных механизмов, координацию внешней политики, защиту и обеспечение коллективных и национальных интересов государств-членов ОДКБ на международной арене. В ходе минской сессии было восстановлено членство Республики Узбекистан в ОДКБ. Решение Ташкента, в 1999 г. покинувшего ДКБ, вернуться в ОДКБ было обусловлено рядом политических и экономических причин. Возвращение Узбекистана в состав ОДКБ продемонстрировало, что организация перестала восприниматься соседями как бесперспективная.
16 ноября 2006 г. депутаты парламентов стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности приняли решение о создании Парламентской ассамблеи ОДКБ. Штаб-квартиру ассамблеи было решено разместить в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. На ассамблею возлагается рассмотрение вопросов, связанных с оптимизацией пограничного и таможенного режимов при пересечении государственных границ силами быстрого реагирования ОДКБ. В последние годы все более отчетливо стала прослеживаться тенденция к расширению взаимодействия ОДКБ с другими интеграционными объединениями на постсоветском пространстве, в первую очередь, с ЕврАзЭС. 25 октября 2004 года в Москве Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа и Генеральный секретарь ЕврАзЭС Г. Рапота подписали Протокол о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. В нем были намечены направления сотрудничества, в том числе, обмен информацией и документами, представляющими взаимный интерес, экспертная оценка при подготовке документов, участие в мероприятиях и др. 26 декабря 2006 г. в Москве состоялось совещание руководителей Секретариатов ОДКБ и ЕврАзЭС. На совещании было заявлено о переходе к более высокому уровню интеграции. Руководители организаций приняли решение о разработке механизмов взаимодействия в вопросах пограничной и таможенной политики (охрана внешних границ, борьба с наркотрафиком, оргпреступностью, контрабандой), в контроле за миграционными потоками и пресечении нелегальной миграции, обеспечении безопасности транспортных систем, противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма, в области военно-технического и военно-экономического сотрудничества. Февраля 2007 года на совещании Рабочей группы секретариатов Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и ОДКБ были одобрены проекты Перечня основных направлений взаимодействия ЕврАзЭС и ОДКБ и решений уставных органов по вопросам интеграции. В проект Перечня были включены основные направления взаимодействия двух международных организаций, в том числе, по координации пограничной и экономической политики, противодействию международному терроризму, наркотрафику, нелегальной миграции, взаимодействию в информационной сфере и др. Страны ОДКБ выступили с единой позицией в отношении грузино-югоосетинского конфликта. 5 сентября 2008 года на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии. Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов». В феврале 2009 года было принято решение о создании единой системы противовоздушной обороны (ПВО) в формате ОДКБ. Предполагается, что объединенная система ПВО ОДКБ будет включать в себя системы ПВО отдельных регионов. Интеграция должна происходить на трех направлениях - Восточно-Eвропейском, Кавказском и Центрально-Азиатском. На настоящем этапе наибольшее внимание в своей деятельности ОДКБ уделяет Центрально-Азиатскому направлению. Это обусловлено, прежде всего, общей нестабильностью в соседствующем со странами-участниками ОДКБ регионе (Афганистан, Ирак, возможность вооруженного конфликта Ирана и США). Именно для действий на центрально-азиатском направлении были созданы силы быстрого реагирования. На европейском направлении предприняты определенные шаги по линии Союзного государства России и Беларуси. В частности, разрабатывается российско-белорусское соглашение о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Союзного государства. Официальные представители российской стороны в Организации договора коллективной безопасности все чаще стали выражать обеспокоенность созданием новой военной инфраструктуры НАТО вокруг государств ОДКБ, в частности вокруг Беларуси, России, а также продвижением НАТО на Восток. Звучат настойчивые обращения в адрес Североатлантического альянса признать ОДКБ в качестве партнера. Брюссель пока игнорирует эти призывы, утверждая, что политика НАТО - работать с государствами напрямую, а не с оборонительными структурами. На саммите ОДКБ, прошедшем в Москве 14 июня 2009 года, лидеры Организации в отсутствии президента Белоруссии Александра Лукашенко подписали соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Решение о формировании КСОР было принято на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности 4 февраля 2009 года главами стран ОДКБ - Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В числе основных целей создания КСОР - укрепление безопасности стран ОДКБ на фоне существующих и потенциальных угроз, включая терроризм, экстремизм и наркотрафик, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение эффективного участия ОДКБ в поддержании международного мира и безопасности. Система безопасности, создаваемая в формате ОДКБ, ориентирована, в первую очередь, на обеспечение внутрирегиональной стабильности. Поэтому вопрос военно-политической интеграции, не утрачивает актуальности. [60] ОДКБ на современном этапе развития отличают прагматизм и инновационная ориентация. В основу формирования нормативно-правовой и оборонно-политической базы сотрудничества членов ОДКБ положены принципы взаимного консультирования, а также консенсусного согласования предложений и проектов как на экспертном, так и на политическом уровнях. Направленность Договора позволяет говорить об обеспечении коллективными усилиями военной безопасности государств-участников через построение системы нормативно-процессуальных отношений между ними. В этой связи важной задачей Договора является обеспечение коллективного противодействия новым угрозам национальной, региональной и международной безопасности, таким как терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, организованная транснациональная преступность. В целом, роль России в поддержании безопасности Центрально-Азиатского региона возрастает. При этом степень эффективности патронируемых Россией структур (ОБКБ и др. в дальнейшем), равно как и перспективы двустороннего взаимодействия России со своими партнерами в регионе, в конечном счете будут зависеть от того, сможет ли Москва предложить центрально-азиатским государствам нечто более выгодное, чем просто идея развивать военное и экономическое сотрудничество в рамках Содружества.[61]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|