Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Значительно улучшился инвестиционный климат внутри Организации. Функционирует Евразийский банк развития. Членство в этом банке в настоящее время оформляет республика Беларусь.





Для стран-участниц ЕврАзЭС все более актуальной становится тема энергетической безопасности и энергетической интеграции. Объединенный энергетический потенциал государств, входящих в объединение, располагают 10% доказанных мировых запасов нефти , 29% природного газа, 20,7% угля. Самые большие в мире запасы урана также принадлежат странам организации. Важное значение имеет также гидроэнергетический потенциал ЕврАзЭС.[72] Основные контуры интеграционных процессов в энергетической сфере были обозначены решением Государственного Совета ЕврАзЭС от 28 февраля 2003 г. Согласно принятому решению, главной целью энергетической политики государств Сообщества заключается в «обеспечении энергетической независимости и энергетической безопасности стран Сообщества путем формирования общего рынка энергоресурсов, создания надежной энергетической базы для устойчивого роста». Со времени принятия этого решения были реализованы или находятся на стадии разработки ряд двух - трехсторонних проектов в энергетической сфере – создание российско-казахстанского СП на базе Оренбургского ГПЗ по переработке карачаганакского газа, российско-таджикского проекта Сангтудинская ГЭС-1, казахстанско-киргизского проекта Камбаратинских ГЭС в Киргизии. Особого внимания заслуживает российско-казахско-туркменское соглашение о прокладке прикаспийского трубопровода для транспортировки центрально-азиатского сырья в ЕС.

В перспективе, в случае реализации поставленных целей, ЕврАзЭС вполне может стать эталоном интеграционного объединения на постсоветском пространстве, хотя уже сегодня эта организация по своей эффективности заметно превосходит все прочие интеграционные объединения. Более того, при условии успешного развития ЕврАзЭС, углубления интеграции между ее членами Содружество может стать аналогом ЕС на территории бывшего СССР, организацией, определяющей развитие огромного региона и являющейся центром притяжения для ряда сопредельных государств Евразии.



Однако ряд факторов в определенной степени сдерживает развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Важнейший из них - различные темпы рыночных преобразований в странах Сообщества, невыполнение некоторых решений, принятых на межгосударственном уровне в области таможенной и тарифной политики. Различия в уровне экономического развития государств ЕврАзЭС слишком велики. Наиболее развитыми в экономическом плане являются Россия, Беларусь и Казахстан, где достигнуты устойчивые темпы экономического роста. Однако и эти государства отличаются между собой по уровню проводимых рыночных преобразований. Примером различий в уровне и глубине рыночных реформ могут служить экономические модели Беларуси и России. Наименее развитыми в настоящее время государствами, требующими привлечения больших иностранных инвестиций в экономику, остаются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Очевидно медленное продвижение государств-участников ЕврАзЭС на пути к интеграции в области транспортной и энергетической политики. В этой сфере ключевой проблемой являются устанавливаемые нетарифные барьеры: экологические сборы, плата за пользование транспортной инфраструктурой, административные ограничения, а также отсутствие единых требований к транспортным коммуникациям.

Следует отметить сохраняющуюся неэффективную систему таможенного контроля поставляемых в рамках ЕврАзЭС энергоресурсов. При транспортировке товаров и передаче услуг, произведенных на территориях стран ЕврАзЭС, через их внутренние границы таможенные пошлины, в основном, не взимаются. Но все грузы, пересекающие государственные границы, проходят полное таможенное оформление, что существенно замедляет скорость движения грузов и пассажиров. В пограничных пунктах пропуска каждая сторона осуществляет свой пограничный и таможенный контроль.

Большую проблему представляет применение государствами ЕврАзЭС антидемпинговых мер во взаимной торговле. Важным негативным элементом остается отсутствие комплексного анализа по оценке экономических и политических последствий вступления государств ЕврАзЭС в ВТО. Для большинства стран Сообщества характерно также слабое развитие национальныхфондовых и валютных рынков, низкий уровень интеграции государств ЕврАзЭС в аграрной сфере. Почти отсутствуют производственная кооперация и специализация между предприятиями одних и тех же отраслей. Низким остается уровень привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики стран Сообщества, а также уровень взаимодействия субъектов малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС.

Взаимодействию субъектов малого и среднего бизнеса государств Сообщества препятствует наличие определенных рисков для развития предпринимательства, таких как высокий уровень коррупции, вмешательство государственных органов в деятельность малых и средних предприятий, отсутствие финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Определенную проблему представляют также всевозможные законодательные барьеры, огромное количество проверок со стороны государства, стремление чиновников усилить контроль за деятельностью предприятий.

Важнейшее значение для развития интеграции имеет активизация сотрудничества в области нанотехнологий, формирование единого рынка наноиндустрии способствовало бы сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики.

От динамичного решения вышеперечисленных проблем фактически зависит будущее интеграционного проекта ЕврАзЭС. Выгодным отличием последнего от всех остальных экономических ассоциаций на постсоветском пространстве является достаточно очевидное и прагматичное распределение ролей между участниками, четко очерченные сферы деятельности, разветвленная структура, разработанная правовая база. В случае реализации поставленных задач в ближайшие годы основные препятствия для интеграции в рамках ЕврАзЭС могут быть успешно устранены, и Сообщество будет способно стать реально действующим интеграционным проектом на постсоветском пространстве, учитывающим новые реалии, закладывающим основы поэтапной интеграции стран постсоветского зарубежья.

В то же время, ЕврАзЭС, по сути дела, представляет собой механизм влияния России на постсоветском пространстве, выступая в качестве единственного крупного экономического проекта в регионе.

 

 

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (ЕЭП)

 

Причины формирования ЕЭП

23 февраля 2003 г. в совместном заявлении президентов России, Беларуси, Украины и Казахстана было объявлено о формировании Единого экономического пространства. Было принято также решение об образовании Группы высокого уровня по подготовке Соглашения о формировании ЕЭП. На группу возлагалась задача по разработке организационно-правовых основ формирования Единого экономического пространства и определения дальнейших шагов по интеграции экономик России, Беларуси, Казахстана и Украины.

Необходимость подобного шага диктовалась изменениями, произошедшими в течение десятилетия после распада СССР, и во многом определялась характером интеграционных процессов на постсоветском пространстве. К этому моменту стало ясно, что СНГ как организация, направленная на минимизацию политических и экономических рисков после распада СССР, на выработку стратегии сотрудничества в новых условиях, не смогла в полной мере стать фундаментальной интеграционной основой в условиях, когда перед субъектами постсоветского пространства встала необходимость разноскоростной и разноуровневой интеграции. Поэтому ряд государств, наиболее тесно связанных между собой в экономическом отношении, пришли к соглашению о формировании дополнительных структур, обеспечивающих дальнейшее развитие интеграционных процессов между ними. Именно этой цели и было призвано служить Единое экономическое пространство. Другая важная мотивация разработчиков проекта ЕЭП - реакция на ожидавшееся расширение Евросоюза. Прогнозы последствий расширения показывали, что конкурентоспособность СНГ на объединенном рынке ЕС снизится. Наконец, разработчики ЕЭП посредством создания этой организации также стремились более тесно сотрудничать в рамках евразийской интеграции с Украиной, в политике которой просматривались тенденции к сближению с Евросоюзом.

19 сентября 2003 г. на саммите в Ялте главами России, Беларуси, Украины и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Этот документ предусматривало разработку Комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого было запланировано заключение около пятидесяти договоров. Также была утверждена Концепция о формировании ЕЭП.

15 января 2004 г. Правительство РФ одобрило Соглашение о формировании ЕЭП. 20 апреля 2004 г. Соглашение о формировании ЕЭП было ратифицировано Государственной Думой. Одновременно с российским парламентом Соглашение о формировании ЕЭП 20 апреля 2004 г. 265 голосами «за» ратифицировала Верховная Рада Украины (с оговорками участия Украины в ЕЭП в рамках, не противоречащих Конституции Украины). Против ратификации проголосовали депутаты от «Нашей Украины», «Блока Юлии Тимошенко» (БЮТ) и Социалистической партии Украины (СПУ). В апреле 2004 г. Соглашение было ратифицировано парламентами Беларуси и Казахстана. Президенты одобрили перечень международных документов, подлежащих к подписанию в первоочередном порядке и создающих правовые и институциональные основы для углубления экономической интеграции между странами-членами ЕЭП.

 

Концепция «ЕЭП»

В соответствии с концепцией, под Единым экономическим пространством государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая и согласованная внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика. Базовыми положениями работы Единого экономического пространства являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров предусматривает снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной сторонами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер во взаимной торговле предполагается заменить едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Принцип обеспечения свободного движения услуг предусматривает формирование общих правил и подходов для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках Единого экономического пространства, проведение согласованной политики по доступу третьих стран и поставщиков услуг на рынок услуг Единого экономического пространства.

Обеспечение свободного движения капиталов предполагает снятие ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках Единого экономического пространства и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.

Согласованная макроэкономическая политика обеспечивает взаимообусловленность экономических показателей, в частности, выравнивание уровня внутренних цен на энергоносители, тарифов на услуги естественных монополий.

В соответствии с концепцией было предусмотрено поэтапное формирование Единого экономического пространства с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции, допускающей самостоятельное определение каждым из государств направлений развития интеграции или отдельных интеграционных программ и проектов. Государство-член ЕЭП имеет возможность присоединяться к соглашениям, обеспечивающим формирование Единого экономического пространства, по мере готовности. При этом оно должно соблюдать согласованную последовательность присоединения к перечню соглашений. Для присоединения государства-участника к действующим в рамках ЕЭП соглашениям требуется согласие всех участников этих соглашений.

Разноскоростная интеграция в ЕЭП предусматривает самостоятельное определение государством-участником момента присоединения к тому или иному соглашению, что является основным элементом разноуровневой интеграции, при которой государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия. Принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер интеграции, решения о завершении работы над подготовкой проектов международных договоров и иных документов ЕЭП могут приниматься после согласования тремя государствами-участниками ЕЭП, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта.

Государства-участники ЕЭП определили, что Единое экономическое пространство должно формироваться с учетом таких принципов как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, открытость. Единое экономическое пространство открыто для присоединения к нему других стран, при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках Единого экономического пространства, их соответствия установленным соглашением макроэкономическим и институциональным критериям, и на основе согласия всех государств-участников. Также любое государство имеет право выхода из Единого экономического пространства, предварительно урегулировав свои обязательства, принятые в рамках формирования ЕЭП.

Формирование и деятельность Единого экономического пространства осуществляются с учетом норм и правил ВТО. Первоочередной и базовый этап формирования ЕЭП - завершение создания зоны свободной торговли. Государства-участники признали необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ми международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Для обеспечения функционирования Единого экономического пространства начался процесс формирования базы данных, в которой концентрируется постоянно обновляемая информация экономического и правового характера.

Из 38 документов, входящих в первоочередной пакет, в трехстороннем формате Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией было согласовано подавляющее большинство. Этот пакет документов стал юридической основой для формирования зоны свободной торговли и Таможенного союза. Соглашения создали правовые условия формирование общего таможенного тарифа, определили единые правила конкурентной политики и субсидирования, унификацию мер нетарифного регулирования и торговых режимов по отношению к третьим странам, упростили порядок таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой. При этом не прекращался процесс согласования и доработки на уровне экспертов 45 оставшихся документов, не вошедших в пакет первоочередных.

Согласно концепции ЕЭП, факт подписания первоочередных соглашений не означает автоматического оформления Таможенного союза. Существующий национальный суверенитет государств-участников в части регулирования внешнеэкономической деятельности и самостоятельного ведения ими переговоров по присоединению к ВТО будет сохраняться и в дальнейшем. Только после выполнения условий и принятия обязательств, предусмотренных пакетом первоочередных соглашений, стороны подойдут к этапу подписания документов о завершении работы по формированию Таможенного союза и передаче соответствующих полномочий единому регулирующему органу.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.