Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Во время последующих заседаний Межгоссовета Сообщества структурное оформление ЕврАзЭС было продолжено.





Ключевым этапом на пути создания условий для интеграции в рамках ЕврАзЭС стало подписание 21 февраля 2003 года Договора о сотрудничестве в охране внешних границ государств его членов. Данный документ закрепил положения о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией и религиозным экстремизмом. В соответствии с договором, сотрудничество между странами-участницами должно осуществляться по пяти основным направлениям: гармонизация национальных законодательств, проведение взаимных консультаций, координация оперативно-розыскной деятельности, сотрудничество погранведомств в сфере охраны границ, взаимная финансовая и техническая поддержка. Документ предписал взаимное предоставление авиации пограничных ведомств воздушных коридоров, аэропортов, посадочных площадок, навигационной и метеорологической информации. Кроме того, в соответствии с договором стороны обязались оказывать содействие в подготовке и переподготовке военных кадров для пограничных ведомств.

Важное значение для развития ЕврАзЭС оказало заседание Межгосударственного совета, состоявшееся в июне 2004 года в Астане. В ходе совещания были достигнуты договоренности об эффективном освоении водно-энергетических ресурсов, создании единой тарифной базы ЕврАзЭС на железнодорожные перевозки грузов, в целом согласованы позиции государств по вступлению в ВТО, основы приграничной политики, основы законодательства ЕврАзЭС.

Тогда же был одобрен текст Соглашения о сотрудничестве на рынке ценных бумаг, целью которого стало создание единого межгосударственного рынка ценных бумаг, разработка и принятие в рамках ЕврАзЭС мер по защите интересов инвесторов межгосударственного рынка ценных бумаг, создание информационной базы данных по межгосударственным рынкам ценных бумаг и обеспечение равноправного доступа к ней участников соглашения. Страны-члены ЕврАзЭС обязались принять меры по гармонизации законодательства, регулирующего эмиссию ценных бумаг, допуск ценных бумаг резидентов к размещению и обращению на территорию другой страны, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг института коллективных инвестиций.



На заседании Межгосударственного советав Астане был заключен Договор о статусе основ законодательства ЕврАзЭС. Договор определил принципы разработки основ законодательства ЕврАзЭС, а также обозначил процедуру разработки, рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия основ законодательства Сообщества. Согласно документу, на государственные органы сторон были возложены обязанности контроля за реализацией основ законодательства путем проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в целях проверки их соответствия основам законодательства ЕврАзЭС. Также договор предписывал обмен сторонами информацией о реализации основ законодательства.

25 октября 2004 года Секретариаты Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) подписали Протокол о взаимодействии между секретариатом ОДКБ и секретариатом Интеграционного комитета ЕврАзЭС. Было предусмотрено обеспечение взаимодействия в вопросах борьбы с терроризмом, в вопросах пересечения границы. Также документом был запланирован регулярный обмен информацией и документами, представляющими взаимный интерес (планами работы, графиками планируемых мероприятий, справочными, обзорными и аналитическими материалами).

В Протокол о взаимодействии также были включены пункты об оказании на экспертном уровне взаимной помощи в подготовке документов и материалов, принятии мер по участию своих представителей в заседаниях органов ЕврАзЭС и ОДКБ, создании при необходимости совместных рабочих групп для подготовки предложений и рекомендаций по решению наиболее важных вопросов, а также инициировании процедуры предоставления статуса наблюдателя.

В сентябре 2005 года премьер-министры стран ЕврАзЭС подписали в Душанбе базовый документ по формированию топливно-энергетического баланса государств сообщества, проект соглашения о регулировании поставок зерна на рынки сообщества. В ноябре 2005 года начал свою работу Совет по финансово-экономической политике ЕврАзЭС. Основной задачей этого органа стала выработка стратегии и тактики развития сообщества и входящих в него государств в сфере экономической и финансовой политики.

Параллельно развивалось международное сотрудничество ЕврАзЭС. 8 мая 2005 г. в Пекине был подписан меморандум о взаимопонимании между секретариатом ШОС и секретариатом Интеграционного комитета ЕврАзЭС. Согласно тексту документа, стороны договорились о взаимном обмене информацией и проведении консультаций в областях, представляющих взаимный интерес, прежде всего, в сфере экономического взаимодействия. Также ШОС и ЕврАзЭС договорились обмениваться информацией по сотрудничеству в областях торговли, энергетики, защиты окружающей среды, транспорта, в том числе, развития Евразийских транспортных коридоров, информатики и коммуникаций, обеспечения благоприятных условий для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, поощрения и защиты инвестиций, туризма.

Важной вехой на пути развития ЕврАзЭС стало создание в январе 2006 года Евразийского банка развития. Он был учрежден двумя государствами – Россией и Казахстаном. Уставной капитал банка составил полтора миллиарда долларов. При этом, согласно учредительным документам, была предусмотрена возможность присоединения других членов организации к этому проекту со своим уставным капиталом.

Важнейшей задачей, поставленной перед банком, стала финансовая поддержка осуществления инфраструктурных (в том числе, транспортных, энергетических) проектов на пространстве сообщества, требующих больших финансовых средств. Были созданы Совет банка, организована поэтапная работа по сбору информации о действующих или потенциальных объектах для инвестирования на территории ЕврАзЭС. Открытие Евразийского банка развития стало знаковым событием, поскольку для нормального экономического взаимодействия в рамках такой крупной организации как ЕврАзЭС ощущалась необходимость в собственном финансовом институте.

Неравномерность распределения энергетических ресурсов по странам сообщества обусловила объективную необходимость углубления интеграции в топливно-энергетическом секторе экономики. Ее основой стала диверсификация энергетического комплекса, обеспечивающая устойчивый рост экономики стран сообщества. В этом направлении были подготовлены соглашения, определяющие порядок взаимодействия энергетических систем государств–членов ЕврАзЭС. Так, на основе соглашения, принятого в 2005 году, стороны приступили к совместной разработке топливно-энергетического баланса сообщества. Были определены условия информационного обеспечения общего энергетического рынка и подготовлено соответствующее соглашение. Подписано Соглашение по совместной разработке топливно-энергетических балансов и ряд других. Также началась разработка проекта Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка и проекта Соглашения по развитию трубопроводного транспорта государств–членов ЕврАзЭС.

22 июня 2006 г. на саммите глав государств-членов ЕврАзЭС в Москве был одобрен ряд решений, касающихся развития сотрудничества в рамках организации. Участники встречи рассмотрели ход выполнения мероприятий по реализации приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 гг. и последующие годы, концепцию сотрудничества государств-членов Сообщества в валютной сфере, проект взаимодействия пограничных ведомств при возникновении кризисных ситуаций, вопрос о порядке согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС. На саммите главы государств также обсудили ход формирования общего таможенного тарифа, вопросы эффективного освоения водно-энергетических ресурсов бассейнов рек Сырдарья и Амударья, реализацию Межгосударственным банком функций международной инвестиционно-кредитной и расчетной организации.

Кроме того, лидеры стран ЕврАзЭС обсудили и приняли решения о порядке формирования и использования средств специальных фондов для финансирования межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС, о бюджетном послании Межгоссовета ЕврАзЭС «О бюджетной политике на 2006 год», об отчете по исполнению бюджета Сообщества за 2004 год, а также о статусе международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС.

В августе 2006 года состоялся неформальный саммит глав государств ЕврАзЭС в Сочи. В ходе саммита было подтверждено, что основной целью объединения является завершение формирования Таможенного союза и создание единого экономического пространства. Важнейшим решением стало поэтапное создание союза: сначала в составе близких по социально-экономическому развитию Белоруссии, Казахстана и России, с тем чтобы остальные государства - Киргизия, Таджикистан и Узбекистан - присоединились к ним позже, по мере готовности и по упрощенной схеме. Наконец, была предусмотрена разработка концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона с учетом имеющихся наработок по линии ОЦАС и международного опыта. Была поддержана идея создания единого энергетического рынка в рамках Сообщества.

16-18 апреля 2007 года в Астане состоялось заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств. Был одобрен проект бюджетного послания на 2008 год, основными приоритетами которого были названы формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, а также единого транспортного пространства и общего энергетического рынка.

Января 2008 года в г. Москве состоялось 20-е заседание Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств. Руководители правительств шести государств Сообщества утвердили Концепцию формирования Единого транспортного пространства ЕврАзЭС, открывающую качественно новый этап интеграции в транспортной сфере.

Были рассмотрены параметры развития социальной сферы в государствах ЕврАзЭС и намечены меры по углублению интеграции в данной области. За основу деятельности был принят за основу предложенный Республикой Беларусь проект Концепции межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества «Инновационные биотехнологии».

К 2009 году в области экономической политики ЕврАзЭС были согласованы основные направления проведения структурной перестройки экономики государств-участников Таможенного союза, согласованы таможенные тарифы, определена концепция формирования единого экономического пространства. Кроме того, во всех странах-участницах ЕврАзЭС удалось ввести взаимную конвертируемость национальных валют. Были согласованы меры по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. Начался процесс создания общей платежной системы, осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения», что предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте и возврат НДС из бюджета.

В гуманитарной области был введен безвизовый режим перемещения граждан, были согласованы упрощенный порядок приобретения гражданства, процесс получения скорой медицинской помощи, упрощена процедура отправления почтовых и денежных переводов. Запущен процесс гармонизации национального законодательства в торговой, налоговой, таможенной, валютно-финансовой и социальной областях. Наконец, была создана правовая основа признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.