Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Капитал и его составные части 




Капитал как производственное отношение буржуазного общества.  На поверхности явлений капитал выступает в виде совокупности вещей: золота и серебра, сырых материалов, машин и орудий, готовых товаров и т. п. Однако капитал не является совокупностью вещей. Вещественные формы проявления капитала изменяются в процессе его движения, но самый капитал при этом остается одним и тем же. Например, у текстильного фабриканта капитал в миллион долларов сначала находится в форме денег, затем принимает форму хлопка, пряжи, прядильных машин, ткацких станков, а также рабочей силы прядильщиков, ткачей и т. д.; далее этот же капитал принимает форму готовых тканей, и, наконец, после их продажи на рынке капитал возвращается к капиталисту в форме денег. Но как бы ни изменялись вещественные формы его проявления, капитал в миллион долларов остается одним и тем же.

Капитал — это не совокупность вещей, а сумма стоимостей, то есть величин общественных. Но не всякая сумма стоимостей является капиталом. У простых товаропроизводителей имелась известная сумма стоимостей; но в их руках она не возрастала, а потому ни деньги, ни товары не являлись капиталом. Сумма стоимостей становится капиталом лишь тогда, когда она сосредоточивается в руках капиталистов и используется для получения прибавочной стоимости. Иначе говоря, капитал — это стоимость, приносящая прибавочную стоимость, или «самовозрастающая стоимость». Таково самое краткое марксистское определение капитала.

Но ясно, что стоимость сама по себе не может создать прибавочную стоимость. Для того чтобы стоимость возросла, принесла прибавочную стоимость, она должна быть использована в качестве орудия эксплуатации чужой рабочей силы. Таким образом, капиталэто сумма стоимостей, сосредоточенных в руках капиталистов и служащих средством извлечения прибавочной стоимости на основе эксплуатации наемных рабочих. В этом определении раскрывается классовая сущность капитала.

Капиталистическое общество делится на два антагонистических класса; на одном полюсе — собственники средств производства — капиталисты, на другом — лишенные средств производства наемные рабочие. Вступая в отношения с наемными рабочими, капиталисты используют сосредоточенные в их руках стоимости в целях эксплуатации наемного труда и присвоения прибавочной стоимости. Только при этих производственных отношениях стоимость и превращается в «самовозрастающую стоимость», или в капитал. Итак, категория «капитал» выражает производственные отношения между двумя антагонистическими классами буржуазного обществаклассом капиталистов и классом наемных рабочих.

Производство и присвоение прибавочной стоимости присущи только капиталистическому обществу. Поэтому капитал, как и прибавочная стоимость, является исторической категорией капиталистического способа производства.

 

Критика буржуазных определений капитала.  Буржуазные экономисты отождествляют капитал со средствами производства. Так, французский вульгарный экономист первой половины XIX века Бастиа писал: «Орудия, материалы, запасы — вот что Робинзон, без сомнения, назовет своим капиталом... Станем теперь в центр общественного устройства. Капитал и здесь также состоит из рабочих инструментов, материалов и припасов, без которых никто, ни в одиночестве, ни в обществе, не мог бы предпринять никакой продолжительной работы»[18]. В XX веке буржуазные экономисты также продолжают утверждать, что капитал есть совокупность средств производства. Так, по словам американского экономиста Дж. Б. Кларка, «капитал состоит из средств производства, которые всегда конкретны и материальны»[19]. Современный американский экономист С. Кузнец пишет: «Капитал есть запас средств, ... предназначенных для использования в производстве благ или дохода»[20].

По стопам буржуазных экономистов идут правые социалисты. Например, английский лейборист Крослэнд пишет: «... Капитал, то есть средства производства»[21].

Порочность буржуазных определений капитала состоит в том, что, будучи проникнуты фетишизмом, они отождествляют капитал с вещами и тем самым выхолащивают из капитала его социальное содержание. Средства производства по своей природе вовсе не являются капиталом; они становятся таковым лишь при капиталистических производственных отношениях.  

Вне капиталистических производственных отношений средства производства не образуют капитала. Например, в первобытном обществе средства производства не были капиталом, так как они находились в общественной собственности и вообще не служили орудием эксплуатации. При рабовладельческом и феодальном строе средства производства уже служили орудием эксплуатации, однако эта эксплуатация не выступала в форме присвоения прибавочной стоимости; поэтому средства производства еще не являлись капиталом. Только при капитализме средства производства становятся орудием извлечения прибавочной стоимости, орудием эксплуатации наемного труда, а потому превращаются в капитал. С уничтожением капитализма и переходом к социализму средства производства становятся общественной собственностью, перестают быть орудием эксплуатации и, следовательно, утрачивают характер капитала.

Отождествление капитала со средствами производства К. Маркс уподоблял отождествлению рабов с людьми черной расы. Но подобно тому, как негру от природы вовсе не присуще быть рабом, средствам производства от природы не присуще служить капиталом. «Негр, — писал К. Маркс, — есть негр. Только при определенных отношениях он становится рабом. Хлопкопрядильная машина есть машина для прядения хлопка. Только при определенных отношениях она становится капиталом »[22].

Вытравляя из капитала его социальное содержание, буржуазные определения капитала вместе с тем лишают капитал его исторического характера. Буржуазные экономисты видят в капитале явление вечное, неисторическое. Классовый смысл их взглядов состоит в том, что, увековечивая капитал, они стремятся увековечить капиталистический строй.

В современных условиях отождествление капитала с вещами используется также для затушевывания противоположности между капиталистической и социалистической системами. Например, Л. Келсо и М. Адлер заявили в книге «Капиталистический манифест» (1958 г. ), что все развитие общества делится на два периода: 1) трудовая экономика, когда главную роль в производстве играет ручной труд, и 2) капиталистическая экономика, когда главную роль играет капитал, который эти авторы отождествляют с машинной техникой. Советскую экономику они также подводят под понятие «капиталистической экономики». Извратив сущность капитала, вытравив из него социальное содержание, эти американские буржуазные идеологи пытаются отрицать принципиальное отличие социализма от капитализма. Однако применение машин и прочих средств производства отнюдь не делает социалистическую экономику капиталистической. Средства производства при социализме, конечно, используются; но они утратили характер капитала, так как не принадлежат капиталистам и не служат средством эксплуатации рабочих.

 

Постоянный и переменный капитал.  В процессе труда участвуют два фактора: во-первых, объективный, или вещественный, фактор, то есть средства производства, и, во-вторых, субъективный, или личный, фактор, то есть рабочая сила. Но эти факторы играют совершенно различную роль в процессе образования и увеличения стоимости.

Рабочий на капиталистическом предприятии, затрачивая определенное количество труда, создает новую стоимость. Одновременно с этим он превращает средства производства в готовый продукт. В процессе производства средства производства — сырье, топливо, машины и т. д. — потребляются, но воплощаются в новой потребительной стоимости (например, хлопок и прядильные веретена воплощаются в пряже). Поэтому стоимость потребленных средств производства не исчезает бесследно, а переносится на продукт. Например, если 1 кг хлопка имеет стоимость, равную 0, 1 долл., и если 10 кг хлопка превращаются в пряжу, то их стоимость, равная 1 долл., переносится на пряжу. Подобным же образом, если прядильная машина стоит 6 тыс. долл. и служит в течение 3 тыс. дней, то ежедневно одна трехтысячная часть ее стоимости, то есть 2 долл., переносится на пряжу.

Стоимость средств производства только переносится на продукт, а потому никакого прироста стоимости они не создают. Напротив, в процессе потребления рабочей силы труд наемных рабочих создает стоимость большей величины, чем сама стоимость их рабочей силы.

Таким образом, капитал, функционирующий в процессе производства, делится на две части. Та часть капитала, которая воплощена в рабочей силе, является переменным капиталом, так как потребление специфического товара — рабочей силы, то есть труд наемных рабочих, создает прирост стоимости. Та же часть капитала, которая воплощена в средствах производства, образует постоянный капитал, потому что при потреблении средств производства их стоимость переносится на продукт в неизменной величине, без всякого прироста.

С изменением производительности труда в производстве средств производства стоимость их изменяется. Но это отнюдь не означает, что средства производства перестают быть постоянным капиталом. Важно то, что стоимость средств производства не изменяется там, где они используются в качестве средств производства. Но, разумеется, там, где они являются не средствами производства, а продуктами, их стоимость подвержена изменениям, поскольку изменяется производительность труда при их производстве.

Деление капитала на постоянный и переменный, впервые данное К. Марксом, имеет огромное значение. Постоянный и переменный капитал коренным образом отличаются друг от друга по их роли в процессе производства прибавочной стоимости. Постоянный капитал служит лишь предпосылкой для создания прибавочной стоимости, тогда как переменный капитал создает прибавочную стоимость. Без выяснения деления капитала на постоянный и переменный нельзя правильно понять механизм производства прибавочной стоимости.

 

Двойственный характер труда в капиталистическом производстве.  Стоимость средств производства переносится на продукт лишь в результате приложения к ним живого труда. Рабочие в течение каждого часа своего труда создают новую стоимость и переносят на продукт стоимость средств производства. Этот двойственный результат, достигаемый в одно и то же время, объясняется двойственным характером труда.

Затрачивая абстрактный труд, наемные рабочие создают новую стоимость, которая зависит не от качества, а только от количества труда, затрачиваемого рабочими. Например, если 1 час среднего общественного труда создает стоимость в 2 долл., то за 10 часов рабочий создаст стоимость в 20 долл., независимо от того, будет ли он прядильщиком или сапожником.

Одновременно, затрачивая конкретный труд, наемные рабочие переносят на продукт стоимость элементов постоянного капитала, причем это перенесение стоимости зависит от качественной стороны труда. Так, для того чтобы перенести стоимость хлопка и прядильных веретен на продукт, необходим именно конкретный труд прядильщиков. Если рабочий переменит конкретную форму своего труда, например превратится из прядильщика в токаря, то он станет переносить на продукт уже не стоимость хлопка и прядильной машины, а стоимость металла и токарного станка.

Двойственный характер труда, присущий еще труду простых товаропроизводителей, при капитализме получает новые проявления. Новое состоит в том, что абстрактный труд наемных рабочих создает не только стоимость вообще, но и прибавочную стоимость, а конкретный труд наемных рабочих не только создает потребительную стоимость, но и переносит на товары стоимость элементов постоянного капитала. Таким образом, благодаря труду наемных рабочих капиталисты могут одновременно и сохранять свой постоянный капитал и извлекать прибавочную стоимость.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...