Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Три стадии производства относительной прибавочной стоимости 




Капиталистическая простая кооперация и ее преимущества.  Исходным пунктом капиталистического производства явилась простая кооперация, то есть совместный труд многих людей, выполняющих одинаковые производственные операции.

Простой кооперации предшествовала так называемая домашняя система капиталистического производства, при которой капиталист раздавал сырые материалы на дом для переработки. Стремление капиталистов расширить масштабы производства и установить полный контроль над рабочими побуждало их переходить от этой системы к организации собственных мастерских. Так возникла капиталистическая простая кооперация, представлявшая собой объединение ряда наемных рабочих одной и той же специальности в мастерской капиталиста.

Простая кооперация имела следующие экономические преимущества по сравнению с единоличным ремесленным производством:

1. Нивелировка индивидуальных различий в рабочей силе. Из каждого десятка рабочих, работающих в одной мастерской, обязательно будет два-три наиболее сильных, ловких или искусных, два-три недостаточно сильных, ловких или искусных, а остальные — средние. Таким образом, отклонения от среднего уровня вниз компенсируются отклонениями вверх и коллективный труд рабочих выступает как средний общественный труд. Поэтому размеры производства капиталистической мастерской не зависели от случайных личных качеств отдельных рабочих, как это имеет место при ремесле.

2. Экономия средств производства. Например, постройка и оборудование одной мастерской на 20 рабочих стоит дешевле, чем постройка и оборудование 10 мастерских, в каждой из которых работает только по 2 рабочих; расходы на отопление и освещение увеличиваются в меньшей пропорции, чем размеры производства.

3. Создание новой, массовой, или общественной, производительной силы. Простая кооперация позволяет выполнять работы, неосуществимые при индивидуальном труде, например переноска тяжестей, постройка мостов и каналов и т. п.

4. Повышение производительности труда каждого индивидуального рабочего вследствие соревнования между ними. Так как человек есть, по выражению Аристотеля, животное общественное, то 10 наемных рабочих, работающих сообща, произведут в течение каждого рабочего дня большее количество продуктов, чем такое же количество рабочих, работающих каждый изолированно, у себя на дому.

5. Обеспечение большей непрерывности процесса труда. Например, при строительстве зданий каменщики могут быть поставлены в цепь, а передача кирпичей по этой цепи устраняет те перерывы в труде, которые неизбежны, если каждый рабочий занимается переноской кирпичей и их кладкой.

6. Расширение пространственной сферы труда и одновременное воздействие на предмет труда с различных сторон. Так, при коллективном труде могут одновременно строиться все четыре стены здания, что устраняет потери времени на переход с одного места на другое.

7. Лучшее использование критических моментов в сезонных отраслях производства. Например, при уборке хлеба или сборе хлопка кооперация труда позволяет выполнять работы в наиболее короткие сроки, что предотвращает потери урожая, неизбежные при затяжке сроков таких работ.

Итак, обобществление труда и в результате этого повышение его производительности — таково прогрессивное значение капиталистической простой кооперации.  

 

Классовая природа капиталистической простой кооперации.    Объединение многих наемных рабочих для совместного труда происходит не по инициативе самих рабочих, а независимо от их желаний, по воле капиталиста. Классовая сущность капиталистической простой кооперации состоит в том, что она является кооперацией наемных рабочих, подчиненных воле и власти капиталиста.  

Вместе с тем и масштабы капиталистической кооперации зависят не от самих рабочих, а от размеров капитала, находящегося в собственности отдельных капиталистов.

В свою очередь, с расширением масштаба кооперации происходит все большее обособление капитала от труда. Эксплуатация большого количества рабочих дает предпринимателю такой доход, что он перестает участвовать в производстве.

Нанимая рабочих, капиталист имеет дело с каждым отдельным рабочим порознь и оплачивает только стоимость каждой индивидуальной рабочей силы. Что касается той дополнительной, общественной производительной силы, которая получается благодаря комбинированному труду многих рабочих, то ее капиталист не оплачивает; она ему достается даром. Таким образом, общественная производительная сила труда безвозмездно присваивается капиталистом, а кооперация труда служит средством усиления эксплуатации, увеличения прибавочной стоимости.  Простая кооперация при капитализме была первой ступенью в развитии производства относительной прибавочной стоимости.

 

Мануфактура, пути и условия ее возникновения.  Второй стадией развития капиталистической промышленности явилась мануфактура,  которая представляет собой сравнительно крупное капиталистическое предприятие, основанное на ручной технике при детальном разделении труда между рабочими. В отличие от простой кооперации, мануфактура представляет собой сложную кооперацию, основанную на разделении труда.

Исторически мануфактура возникла двумя путями. Один из них — это возникновение мануфактуры из простой капиталистической кооперации путем расчленения процесса производства на ряд частичных операций. Например, в ножевом промысле Нижегородской губернии первоначально каждый рабочий в мастерской производил перочинный нож от начала до конца; но в 60-х годах XIX в. в мануфактуре Завьяловых каждый нож уже проходил через руки восьми-девяти рабочих: коваль, лезевщик, черенщик, закальщик, глянщица, отделывальщик, направляльщик, клейменщик.

Другой путь состоял в том, что мануфактура возникала из капиталистической работы на дому путем объединения скупщиком рабочих разнообразных ремесел. Например, каретная мануфактура объединила каретника, шорника, портного, слесаря, медника, токаря, стекольщика, маляра, лакировщика, позолотчика и т. д.

Будучи крупными предприятиями, мануфактуры предполагали наличие обширного рынка сбыта и первоначально возникли в центрах международной торговли. Так, еще в XIV—XV веках они появились в итальянских городах — Флоренции, Генуе, Венеции, а с начала XVI века, в связи с великими географическими открытиями и перемещением центров мировой торговли в Голландию и Англию, мануфактуры стали получать все большее распространение в этих странах.

Для развития мануфактур требовалось наличие класса наемных рабочих. К середине XVI века значительное количество крестьян было обезземелено и превратилось в пролетариев. С этого времени и начинается мануфактурный период капитализма, который охватывает в Западной Европе период от середины XVI до последней трети XVIII века.

 

Формы мануфактуры.  Мануфактура выступала в двух основных формах — в виде гетерогенной и органической мануфактуры.

Гетерогенная мануфактура — это такая мануфактура, в которой продукт получался путем механического соединения самостоятельных частичных продуктов. Например, в часовой мануфактуре каждый рабочий изготовлял какую-нибудь одну из деталей — пружины, циферблат, стрелки, часовую коробку, винты, колеса, цилиндр, маятники и т. д., а затем все части часов собирались вместе особыми рабочими.

Органической называется такая мануфактура, в которой продукт производится в результате последовательного ряда связанных между собой отдельных операций. Примером ее может служить булавочная мануфактура, которую Адам Смит описывал следующим образом: «Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрезает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает один конец для насаживания головки; изготовление самой головки требует двух или трех самостоятельных операций; насадка ее составляет особую операцию, полировка булавки — другую; самостоятельной операцией является даже завертывание готовых булавок в пакетики»[24].

Кроме деления на гетерогенные и органические мануфактуры подразделялись на централизованные и децентрализованные. В централизованной мануфактуре весь процесс производства продукта совершался на предприятии капиталиста, тогда как при децентрализованных, или «рассеянных», мануфактурах ряд производственных операций выполнялся наемными рабочими на дому.

 

Общественное и мануфактурное разделение труда. Общественное разделение трудаэто разделение труда между различными сферами и отраслями производства, например между скотоводством, земледелием и ремеслом, между различными отраслями промышленности — угольной, металлургической, машиностроительной и т. д. Мануфактурное разделение трудаэто разделение труда между рабочими внутри отдельного предприятия  — мануфактуры. Между ними имеются следующие различия:

Во-первых, при общественном разделении труда продукт отдельного производителя является товаром, и связь между производителями осуществляется посредством купли-продажи их товаров; при мануфактурном же разделении труда продукт отдельного рабочего не является товаром, а связь между рабочими устанавливается путем продажи многими рабочими своей рабочей силы одному и тому же капиталисту.

Во-вторых, общественное разделение труда при капитализме характеризуется раздроблением средств производства между различными предприятиями; напротив, мануфактурное разделение труда характеризуется концентрацией средств производства в руках одного капиталиста.

В-третьих, общественное разделение труда при капитализме имеет стихийный, анархический характер; напротив, мануфактурное разделение труда планомерно организовано. Но это — капиталистическая организация труда, при которой множество рабочих подчинено безусловному авторитету капиталиста, его деспотической воле.

Между общественным и мануфактурным разделением труда имеется определенная связь. Прежде всего мануфактурное разделение труда предполагает наличие уже развившегося до известной степени общественного разделения труда. С другой стороны, мануфактурное разделение труда, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию общественного разделения труда. В частности, развитие мануфактур дало толчок дальнейшему отделению промышленности от земледелия.

 

Прогрессивная роль мануфактуры. Факторами роста производительности труда в мануфактурный период являлись:

1. Специализация рабочих. Постоянное повторение мануфактурными рабочими одних и тех же производственных операций вело к росту их искусности и к повышению производительности труда.

2. Устранение перерывов в труде и повышение его интенсивности. При простой кооперации рабочий должен был в течение рабочего дня несколько раз переходить от одной производственной операции к другой, что вело к непроизводительной потере части рабочего времени. Напротив, при мануфактурном разделении труда рабочий непрерывно выполнял одну и ту же операцию, непроизводительные потери рабочего времени устранялись, а интенсивность и производительность труда возрастали.

3. Дифференцирование рабочих инструментов. Специализация рабочих требовала и специализации орудий труда. Так, в Бирмингеме в мануфактурный период производилось до 500 различных разновидностей молотков. Дифференцирование орудий труда сопровождалось их усовершенствованием и вело к росту производительности труда.

При всей своей прогрессивной роли мануфактура имела узкий технический базис и была не способна к коренному преобразованию общественного производства. Характерной чертой мануфактурного периода было то, что незначительное число крупных предприятий существовало наряду с массой мелких, ибо при ручной технике крупное производство еще не могло вести к полному вытеснению мелкого.

 

Классовая сущность мануфактуры и ее влияние на положение рабочего класса. При простой кооперации размеры капитала у капиталиста были еще незначительными, а потому и противоположность между капиталом и трудом не была еще резко выражена. Мануфактура же предполагала полный раскол между представителями труда и капитала, сосредоточение в руках предпринимателя значительного капитала и эксплуатацию им большого числа наемных рабочих.

Мануфактурное разделение труда означало превращение рабочих в придаток к мастерской капиталиста и вело к их физическому и духовному уродованию. Благодаря такому разделению труда рабочие становились узкими специалистами, частичными рабочими, неспособными самостоятельно производить какой-либо продукт. Это ставило их в полную зависимость от капитала, делало их принадлежностью капиталистического предприятия. В результате мануфактурного разделения труда отдельные органы человеческого тела получали одностороннее развитие в ущерб другим его органам. Мануфактурное разделение труда породило массу калек — людей с непомерно развитыми руками или ногами, слабогрудых, горбатых и т. д. Постоянное повторение одной и той же простой физической работы изнуряло мануфактурного рабочего, лишая его возможности умственного развития. Мануфактура вызывала противоположность между физическим и умственным трудом.

Наконец, мануфактура вела к повышению степени эксплуатации наемных рабочих. Мануфактурное разделение труда повышало производительность труда, но все выгоды от этого доставались не рабочим, а капиталистам. Рост производительности труда на капиталистических мануфактурах вел к росту относительной прибавочной стоимости.

 

Роль мануфактуры в переходе к крупной машинной индустрии.  Сыграв прогрессивную роль, мануфактура создала предпосылки для перехода к следующей, высшей стадии развития капиталистического производствакрупной машинной индустрии.  Во-первых, расчленение процесса производства на простейшие операции, а также дифференцирование рабочих инструментов подготовили условия для применения машин. Во-вторых, мануфактуры подготовили для крупной машинной индустрии искусных рабочих, обладавших соответствующими техническими навыками.

Однако ремесленный технический базис мануфактуры ограничивал возможности роста производства. Этот узкий технический базис мануфактуры вступил в противоречие со все более расширявшимся национальным и мировым рынком. Для разрешения этого противоречия была необходима замена ручной техники крупным машинным производством.

 

Машина и ее составные части.  Машина — это такой механизм, в котором та или иная сила приводит в движение множество орудий, воздействующих на предметы труда и превращающих их в готовые продукты. Машина включает в себя следующие составные части: 1) двигатель, приводящий машину в движение (водяное колесо, паровой двигатель, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания); 2) передаточный механизм, регулирующий и передающий полученное движение (он состоит из маховых и зубчатых колес, подвижных валов, передаточных лент, ремней и т. п. ); 3) рабочая машина, непосредственно воздействующая на предмет труда. Рабочая машина обычно состоит из таких же орудий, которые применяются при ручном труде, например прядильная машина состоит из веретен; однако рабочая машина одновременно оперирует множеством орудий, что существенно отличает ее от ремесленного инструмента.

 

Промышленный переворот и развитие машинного производства. Переход от мануфактуры к машинной индустрии означал промышленный переворот, который привел к утверждению капитализма в качестве господствующего способа производства. Промышленный переворот раньше всего произошел в Англии, где он начался еще в последней трети XVIII века и завершился в первой четверти XIX века. К. Маркс вскрыл следующие закономерности развития крупного машинного производства.

Во-первых, внедрение машин в одни отрасли производства влекло за собой внедрение их и в другие, смежные отрасли. Например, в 60-х годах XVIII в. в Англии прядение отставало от ткачества, так как с помощью летучего челнока (изобретенного в 1733 г. ) один ткач мог переработать за день столько пряжи, сколько производило несколько прядильщиков. Это сделало необходимой механизацию прядения. После изобретения в 1765 году и внедрения прядильной машины Харгревса возникла новая диспропорция: теперь уже ткачество стало отставать от прядения. Это сделало необходимым внедрение машин в ткачество, и в 1776 году Картрайт изобрел механический ткацкий станок. Механизация ткачества, в свою очередь, обусловила необходимость механизации ситцепечатного и красильного производства.

Во-вторых, развитие рабочей машины привело к изменению двигателя. Сначала рабочие машины приводились в движение силой человека или животных. Ограниченность этих сил побудила в дальнейшем к замене их силой падающей воды. Однако водяные двигатели могли устанавливаться только вблизи водных источников, а с развитием машинного производства возникла необходимость в применении такого двигателя, который мог бы устанавливаться в любом месте и был бы полностью подчинен человеческому контролю. Таким двигателем явилась паровая машина, которая была сконструирована в 1763 году в России И. И. Ползуновым, в 1784 году в Англии — Джемсом Уаттом.

В-третьих, техническая революция в промышленности повлекла за собой техническую революцию на транспорте. Внедрение машин в промышленности привело к значительному росту производства, перевозка же массы промышленных товаров и сырья прежними способами (гужевой транспорт, парусные суда) занимала много времени и обходилась дорого. Старые транспортные средства пришли в противоречие с развивавшейся капиталистической промышленностью. Стало необходимым применение машин и на транспорте. Эта задача была разрешена в начале XIX века в результате изобретения паровоза и парохода.

В-четвертых, все более широкое применение машин в различных отраслях производства сделало необходимым изменение техники в самом машиностроении. Первоначально машины производились ручным способом на мануфактурах; но при этом стоимость машин была очень высокой, а размеры их производства были ограниченными. Производство машин отставало от потребностей других отраслей производства. Это сделало необходимой механизацию самого машиностроения. Только в результате перехода от ручного производства машин к машинному производству самих машин капитализм, по выражению К. Маркса, создал адекватный ему технический базис.

В-пятых, с развитием машинного производства происходил переход от простой кооперации машин к системе машин. Применение на одном предприятии многих однородных машин есть простая кооперация машин. В дальнейшем сами машины дифференцировались, и предмет труда, прежде чем превратиться в готовый продукт, стал проходить через целый ряд разнородных, специальных машин. Такой комплекс разнородных, взаимно дополняющих друг друга машин образует систему машин. Высшая ее форма — автоматическая система машин, при которой все производственные операции выполняются комплексом машин, а функции рабочих сводятся к контролю над машинами.

 

Машины как средство эксплуатации наемного труда и границы капиталистического применения машин.  Необходимо различать машину саму по себе и ее капиталистическое применение. Машина как таковая является орудием производства потребительных стоимостей и служит мощным фактором повышения производительности труда. Машины сами по себе не имеют классовой природы; при различных исторических условиях они служат различным классам: в буржуазном обществе — капиталистам, при социализме — трудящимся. Но в рамках капиталистических производственных отношений машина служит средством производства прибавочной стоимости, то есть капиталом.

Выгодность машины для общества измеряется экономией человеческого труда, то есть разницей между количеством живого труда, который данная машина заменяет, и количеством прошлого труда, воплощенного в самой машине. Но для капиталистов выгодность машины измеряется не экономией труда, а экономией капитала, разницей между стоимостью машины и стоимостью замещаемой ею рабочей силы. Если стоимость машины больше, чем стоимость замещаемой ею рабочей силы, то такая машина с точки зрения капиталиста невыгодна, хотя бы она и давала значительную экономию человеческого труда.

Предположим, что стоимость машины равняется 10 тыс. часам труда, или, выраженная в долларах, 20 тыс. долл. (1 час труда условно приравниваем к 2 долл. ). Допустим, что применение данной машины в течение всего срока ее действия замещает 12 тыс. часов живого труда, стоимость же рабочей силы, замещаемой машиной, равняется 6 тыс. часов, или 12 тыс. долл. (предполагается, что норма прибавочной стоимости составляет 100%).

В данном примере машина дает обществу чистую экономию труда в количестве 2000 часов; тем не менее для капиталиста применение машины будет невыгодно, и он предпочтет ручной труд, так как рабочая сила обойдется ему дешевле, чем машина (12 тыс. долл. против 20 тыс. ). Чем дешевле рабочая сила, тем менее выгодно применение машин для капиталистов.

Итак, капиталистическое использование машин как средства производства прибавочной стоимости ограничивает возможности применения машин при капитализме. Это свидетельствует о том, что капиталистические производственные отношения вступают в противоречие с развитием производительных сил общества.

Напротив, при социализме применение машин осуществляется для сбережения и облегчения человеческого труда и не наталкивается ни на какие препятствия, а потому технический прогресс происходит исключительно быстрыми темпами.

 

Отрицательное влияние машинного производства при капитализме на положение рабочего класса.  Отрицательные последствия машинного производства при капитализме для рабочего класса состоят в следующем.

1. Широкое применение женского и детского труда. С переходом от мануфактуры к машинному производству, не требующему большой физической силы рабочего, стал широко эксплуатироваться женский и детский труд. Это означало не только расширение сферы капиталистической эксплуатации, но и повышение степени эксплуатации рабочих, так как применение женского и детского труда вело к понижению стоимости рабочей силы. В условиях современного капитализма удельный вес детского труда снизился по сравнению с XIX веком, но доля женского труда продолжает возрастать. Так, в США в составе всех занятых (кроме вооруженных сил) имелось женщин в 1940 году — 25%, а в 1965 году — 35%. В Англии доля женщин в наемной рабочей силе за период 1952—1963 годов увеличилась с 34 до 35, 7%.

2. Удлинение рабочего дня. Применение машин дало капиталистам новые мотивы к удлинению рабочего дня: затратив крупный капитал на покупку машин, капиталист заинтересован в быстрейшем перенесении стоимости машин на готовые товары, а это перенесение стоимости происходит тем быстрее, чем длиннее рабочий день. Применение машин создало и новые объективные возможности для удлинения рабочего дня: переход к машинной индустрии, приведя к распространению женского и детского труда и к появлению армии безработных, усилил конкуренцию между рабочими и тем самым облегчил капиталистам удлинение рабочего дня.

3. Интенсификация труда. Ускоряя темпы движения машин и увеличивая количество машин, приходящихся на каждого рабочего, капиталисты заставляют рабочих в течение каждого часа затрачивать большее количество энергии. В результате интенсификации труда рабочий за короткий срок изматывает свои силы, увеличивается количество несчастных случаев на производстве.

4. Превращение рабочего в придаток машины. На капиталистической фабрике рабочие вынуждены приспособляться к движению машин и становятся живыми придатками мертвого механизма.

Яркую картину этого нарисовал Э. Синклер в романе «Автомобильный король», где он описывает сборочные конвейеры на автомобильном заводе Форда «с двумястами тысяч рабов, превращенных в детали машин — возьми, вставь, поверни, опрокинь, — возьмивставьповерниопрокинь, возьмивставьповерниопрокинь — если бы рабочий задумался над этим, он сошел бы с ума».

5. Рост противоположности между физическим и умственным трудом. При капиталистическом машинном производстве функции умственного труда резко отделены от функций физического труда и выполняются специальным инженерно-техническим и административным персоналом, который противостоит рабочим в качестве агентов капиталистов.

6. Образование и рост армии безработных. После того как на смену мануфактуре пришла крупная машинная индустрия, возникла армия безработных (подробнее об этом см. в главе VII, § 2. )

При социалистическом строе применение машин имеет прямо противоположный характер. Здесь машины способствуют сокращению рабочего дня, облегчению труда, подъему материального благосостояния и культурного уровня рабочих, уничтожению противоположности между физическим и умственным трудом.

 

Основные этапы развития машинного производства.  Третья стадия в развитии производства относительной прибавочной стоимости — капиталистическое машинное производство, в свою очередь, включает в себя несколько этапов.

Первый этап — техническая революция конца XVIII—начала XIX века, переход от ручной техники к машинной с использованием паровой машины для превращения тепла в механическое движение. Замена ремесленного инструмента машиной-двигателем и широкое применение пара в качестве двигательной силы представляли собой переворот в производительных силах. Он сопровождался разрушением докапиталистических форм производства и утверждением капитализма в качестве господствующего способа производства.

Второй этап — электротехническая революция конца XIX—начала XX века. Этот период характеризуется прежде всего появлением качественно нового типа двигателей — электродвигателей и в соответствии с этим коренным изменением в энергетике. Произошел переход от «века пара» к «веку электричества»; электроэнергия стала все более широко применяться не только в электромоторах для приведения в действие рабочей машины, но и в технологических процессах.

Третий этап — современная научно-техническая революция, которая лишь сравнительно недавно началась и довести которую до конца призван не капитализм, а социализм. Характерными чертами этой новой научно-технической революции являются овладение ядерной энергией, освоение космоса, развитие химии и ее широкое внедрение в производство, автоматизация производства. Последняя означает важное качественное изменение в системе машин.

 

Капиталистическая автоматизация производства.  С увеличением мощностей и усложнением конструкций машин, с внедрением интенсивных технологических процессов при больших скоростях и высоких давлениях и температурах человеку стало все труднее осуществлять контроль и управление производственными процессами. Отсюда — переход к автоматическому контролю, регулированию и управлению производственными процессами, характерный для современной автоматизации производства.

Кроме приборов автоматического контроля, которые контролируют скорость движения машин, температуру, давление и расход пара, расход топлива, а также качество продукции, имеются приборы программного управления, обеспечивающие автоматическую работу машин по определенной программе, приборы автоматического регулирования и даже такие самонастраивающиеся автоматы, которые в ходе производственного процесса изменяют его программу и режим для достижения оптимальных показателей.

В конце 1962 года в США действовало около 3 тыс. станков с программным управлением, автоматической сменой инструмента и автоматической подналадкой, число же электронно-вычислительных машин достигло в 1963 году 12 тыс.

С автоматизацией производства машина начинает включать в себя не только двигатель, передаточный механизм и рабочую машину, но и четвертый элемент — контрольно-управляющий механизм.

В США и других империалистических странах автоматизация производства тесно связана с милитаризацией экономики и наиболее широко применяется в военной промышленности. Социальная природа капиталистической автоматизации наглядно проявляется в том, что главным мотивом для фирм, вводящих автоматизацию производства, служит стремление снизить расходы на заработную плату и увеличить прибыли. Характерно, что в брошюре, изданной американской корпорацией «Дженерал электрик», прямо сказано: «Предприниматель должен вводить автоматизацию, чтобы остаться в живых... Для него настоятельно необходимо исключить из ведомости на заработную плату любое значительное количество рабочих, которые не нужны».

Капиталистическая автоматизация осуществляется в ущерб интересам рабочих и ведет к росту безработицы. Так, после установки автоматического оборудования на заводе автомобильной компании Форда число рабочих уменьшилось с 68 тыс. до 47 тыс. человек; в результате автоматизации производства на одном из американских заводов электронной аппаратуры количество рабочих было сокращено на 25%.

 

Критика реформистской теории «второй промышленной революции».  Ряд буржуазных экономистов и правых социалистов (западногерманский социал-демократ К. Шмид, австрийский социалист Г. Бейер и др. ) называют современные явления в технике (автоматизацию производства, открытие атомной энергии и т. д. ) «второй промышленной революцией», уподобляя их промышленной революции конца XVIII—начала XIX века.

Несостоятельность теории «второй промышленной революции» состоит в том, что она смешивает техническую революцию с промышленной революцией. Переворот, который произошел в Англии в конце XVIII века, а позднее — и в других странах, был не только переворотом в технике; он явился также переворотом в экономике, знаменуя окончательное утверждение капиталистических производственных отношений. Что же касается автоматизации и других технических сдвигов в странах современного капитализма, то они происходят в рамках существующих капиталистических производственных отношений и не означают никакого переворота в экономическом строе общества.

Антимарксистская сущность реформистской теории «второй промышленной революции» состоит в том, что правые социалисты проповедуют идею, будто вместе с автоматизацией производства в рамках капитализма формируются элементы социалистической экономики. Лживо выдавая современное буржуазное государство за «государство благоденствия», реформисты приписывают ему способность постепенно проводить социалистические преобразования в обществе. Например, Ганс Бейер в докладе о «второй промышленной революции», сделанном в 1956 году на съезде социалистической партии Австрии, утверждал: «Организация хозяйства государством может превратить техническую революцию в социальную». Таким образом, за громкими фразами о «второй промышленной революции» у правых социалистов на деле скрывается отрицание пролетарской революции и пропаганда антимарксистской, реформистской теории постепенного «врастания» капитализма в социализм.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...