Глава 2. Драматургия
Глава 2 Драматургия Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направления культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа — это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. [10] Драматургия — это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и т. д. Драматургия — это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. [19] Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры. Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, которыми является и аудитория.
Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае — пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом — конкретная исходная реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к жизни, а в другом наоборот — от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе — исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме. [23] Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе учреждения культуры широкого профиля и театра: В учреждении культуры: творчество бесплатное и оплачиваемое; основано на добровольности и самодеятельности участников; творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ — документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга — создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой — конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.
В театре: творчество оплачиваемое; творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы — художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее — действие, жизнь в движении. Драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях: культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге. Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно прошедшем. Примером могут служить сценарии театрализованных вечеров и концертов, посвященных героическим традициям народа. Рассказ ведется через призму настоящего времени — зритель становится соучастником событий. Во-вторых, действие только тогда называется действием, когда оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического конфликта нет и не может быть драматургии. В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным, вызывает те или ныне чувства. Прекрасно сказал об этом А. С. Пушкин: " Смех, жалость и ужас — три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством". Эта особенность драматургии также чрезвычайно важна, ибо способна возбудить эмоции, вызвать чувство радости, созидания новой жизни, гнев и презрение к носителям всего отрицательного, высокие чувства патриотизма. [13]
Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства, Надо, чтобы в нем содержались необходимые элементы, движущие развитие действия. Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров н стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры. Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности. Драматургия для режиссера, как считал Станиславский, это не литература, не сама пьеса, которая есть лишь " повод для спектакля". Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения спектакля. Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. [24] На значимость работы над замыслом указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл — тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие — действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения.
Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности учреждений культуры, которые трансформировались сегодня в новые названия. [12] Как отмечает Е. М. Клюско, в настоящее время " авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой деятельности. Наиболее распространенными основаниями для построения таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности), место осуществления (домашний досуг или учреждение культуры). Следовательно, драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях, культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге. В данном контексте " культурно-досуговая программа" — это результат рассмотрения и использования традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников и зрителей. Как ведущий компонент технологического процесса драматургия путем использования огромного разнообразия художественных средств создает модель условий для свободного общения, непринужденного сценического и внутриаудиторного воздействия. Учреждения всех типов, поэтому не могут быть конкурентом театра, кино, телевидения. Это не их задача, они за счет своей специфики дополняют профессиональные творческие коллективы в удовлетворении духовных потребностей людей. Поэтому драматургия культурно-досуговых программ теснее связана с жизнью, должна идти от ее актуальности, злободневности, жгучих проблем. В отличие от театральной драматургии в основе содержания культурно-досуговых программ лежит фактологический материал. Сложность структур культурно-досуговой деятельности выявила два основных вида драматургии; сценарий и сценарный план, где сценарий предстает как подробная литературная разработка программы. Поэтому в сценарии культурно-досуговой программы во главе угла всегда реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами или документами.
Это не значит, что драматургия культурно-досуговых программ не может обращаться к вымыслу, к созданию или использованию романтических героев прошлого, настоящего и будущего. Однако в основе лежит драматургия факта как наиболее типичная для конкретного круга людей. Это выражается в реальности материала, основанного на фактах местной жизни, а через них идет связь с жизнью страны, затем — реальность героя, взятого из конкретной жизни, действующего от первого лица, от своего имени. Реальность места действия чрезвычайно важна в культурно-досуговой программе. Организовать непосредственно на месте тех или иных событий действие, выступления участников, воспоминания зрителей и использование реальности и художественных выразительных средств, значительно сильнее воздействует на зрителя, чем самодеятельные кинофильмы, стихи, песни, рисунки, фотографии, созданные на местном материале, хорошо известные или просто знакомые зрителям. Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждения культуры лежит вовлечение самих присутствующих. Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Мотивация участия зрителя в программе формируется рекламой или со слов знакомых, друзей, товарищей. Перед сценаристом встает задача превратить эту начальную форму в готовность зрителя принять участие в конкретном коллективном действии. Значит, автор сценария должен предусмотреть в своих драматургических наметках моменты, которые заинтересовали этих людей, чтобы они втянулись в проводимую программу, прониклись бы ее темой до такой степени, что были бы готовы к соучастию, к содействию, к внутригрупповому общению. [4]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|