Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа духовно-нравственного




Примерная основная образовательная

Программа начального общего

Образования

2010 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка............................................................................................... 3

1. Программа духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального об­
щего образования
.................................................................................................................... 8

1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования............................................................................ 10

1.2. Основные направления и ценностные основы ду­ховно-нравственного развития и воспитания обучающих­ся на ступени начального общего образования............ 12

1.3. Принципы и особенности организации содержа­ния духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования 13

1.4. Основное содержание духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени началь­
ного общего образования......................................................................................................... 18

1.5. Виды деятельности и формы занятий с обучаю­щимися на ступени начального общего образования... 20

1.6. Совместная деятельность образовательного уч­реждения, семьи и общественности по духовно-нрав­ственному развитию и воспитанию обучающихся............ 25

1.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся............................................................................................................................. 26

1.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени началь­ного общего образования................................................... 28

2. Планируемые результаты освоения обучающи­
мися основной образовательной программы началь­
ного общего образования
....................................................................................................... 33

2.1. Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)........................................................................ 36

2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные ре­
зультаты)
42

2.1.2. Формирование ИКТ-компетентности обучаю­
щихся (метапредметные результаты).................................................................................... 44

2.2. Русский язык. Родной язык.................................................................................. 47

2.3. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке.......................... 52

2.4. Иностранный язык (английский)......................................................................... 56

2.5. Математика........................................................................................................... 60

2.6. Окружающий мир................................................................................................ 63

2.7. Музыка.................................................................................................................. 67

2.8. Изобразительное искусство................................................................................. 69

2.9. Технология......................................................................................................... 73

2.10. Физическая культура......................................................................................... 77


3. Базисный учебный план начального общего об­разования........................... 81

4. Программа формирования универсальных учеб­ных действий у обучающихся на ступени начально­го общего образования............................................. 93

 

4.1. Ценностные ориентиры начального общего обра­зования................................ 94

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики уни­версальных учебных действий на ступени начального об­щего образования.......................................................... 95

4.3. Связь универсальных учебных действий с содер­жанием учебных предметов 100

 

4.4. Информационно-коммуникационные техноло­гии — инструментарий универсальных учебных дейст­вий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся............................................................................................................................. 108

4.5. Обеспечение преемственности программы фор­мирования универсальных учебных действий при пере­ходе от дошкольного к начальному и основному обще­му образованию 113

5. Программы отдельных учебных предметов,
курсов
117

5.1. Общие положения................................................................................................ —

5.2. Основное содержание учебных предметов на сту­пени начального общего образования 119

6. Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни................................................................................................... 157

7. Программа коррекционной работы................................................................ 164

8. Система оценки достижения планируемых ре­зультатов освоения основной образовательной про­граммы начального общего образования...................................... 173

 

8.1. Общие положения................................................................................................ —

8.2. Особенности оценки личностных, метапредмет-ных и предметных результатов 175

 

8.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений 183

8.4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему обра­зованию...................................................................... 186

Используемые понятия, обозначения и сокращения 190
Приложение. Примерная форма договора о пре­
доставлении общего образования муниципальными и
государственными общеобразовательными учрежде­
ниями......................................................................................................................................... 194


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная основная образовательная программа началь­ного общего образования разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определя­ет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе примерной основной образовательной про­граммы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего об­разования образовательного учреждения, имеющего государ­ственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образо­вательного учреждения, а также образовательных потребнос­тей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной обра­зовательной программы начального общего образования осу­ществляется самостоятельно с привлечением органов само­управления (совет образовательного учреждения, попечитель­ский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих го­сударственно-общественный характер управления образова­тельным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего обучения. Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия;


• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду­альные различия в их познавательной деятельности, воспри­ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи­ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного про­цесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего обра­зования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными,


семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и програм­мы духовно-нравственного развития и воспитания обучаю­щихся, программы формирования культуры здорового и безо­пасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализа­ции программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной програм­мы лежит системно-деятельностный подход, который предпо­лагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования — развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;


• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учеб­ного сотрудничества в достижении целей личностного и со­циального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значе­ния видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следую­щие разделы:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися ос­новной образовательной программы начального общего обра­зования;

• учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего об­разования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безо­пасного образа жизни;

• программу коррекционной работы;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возмож-6


ностей образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследова-тельской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преоб­разования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную об­разовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родите­лей (законных представителей) как участников образователь­ного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос­сийской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро­вании и обеспечении освоения своими детьми основной об­разовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образова­тельным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа­ты освоения основной образовательной программы.


ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...