Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных




Учебных действий при переходе

От дошкольного к начальному и основному

Общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затраги­вает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учрежде­ния (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего об­разования и далее основную образовательную программу ос­новного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

Основные проблемы обеспечения преемственности связа­ны с игнорированием задачи целенаправленного формирова­ния таких универсальных учебных действий, как коммуника­тивные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логи­ческие и др.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начально­го общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.


Возникновение проблемы преемственности, находящей отражение в трудностях перехода обучающихся на новую сту­пень образовательной системы, имеет следующие причины:

• недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования, а затем среднего (полного) образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

• обучение на предшествующей ступени часто не обеспе­чивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. В частности, серьёзной проблемой остаётся недоста­точная подготовленность значительного числа детей к обуче­нию на русском (неродном) языке.

Исследования готовности детей к обучению в школе при переходе от предшкольного к начальному общему обра­зованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здо­ровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и ка­честв (тонкая моторная координация), физической и умствен­ной работоспособности.

Психологическая готовность к школе – сложная систем­ная характеристика психического развития ребёнка 6—7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность выпол­нения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществле­нию; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в систе­ме отношений с учителем и одноклассниками.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает мотивационную готов­ность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Моти-вационная готовность предполагает сформированность соци­альных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, фор­мирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.


Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познава­тельных мотивов. Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обуче­ния. Сформированность Я-концепции и самосознания харак­теризуется осознанием ребёнком своих физических возмож­ностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способ­ностью оценки своих достижений и личностных качеств, са­мокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоцио­нального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств – нравственных пережива­ний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетичес­ких чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерар­хию мотивов с высокой учебной мотивацией.

Умственную зрелость составляет интеллектуальная, рече­вая готовность и сформированность восприятия, памяти, вни­мания, воображения. Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отноше­нии мира (децентрацию), переход к понятийному интеллек­ту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор зна­ний, представлений и умений. Речевая готовность предпола­гает сформированность фонематической, лексической, грам­матической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регу­лирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической пози­ции ребёнка в отношении речевой действительности и выде­ление слова как её единицы. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование систе­мы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.


Психологическая готовность в сфере воли и произвольнос­ти обеспечивает целенаправленность и планомерность управ­ления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля на­ходит отражение в возможности соподчинения мотивов, це-леполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступа­ет как умение строить своё поведение и деятельность в соот­ветствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуще­ствлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Формирование фундамента готовности перехода к обуче­нию на ступени начального общего образования должно осу­ществляться в рамках специфически детских видов деятель­ности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на ступень основного общего образования. Трудности такого перехода — ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного от­ношения к учению, возрастание эмоциональной нестабиль­ности, нарушения поведения — обусловлены следующими причинами:

• необходимостью адаптации обучающихся к новой орга­низации процесса и содержания обучения (предметная систе­ма, разные преподаватели и т. д.);

• совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельнос­ти (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятель­ности);

• недостаточной готовностью детей к более сложной и са­мостоятельной учебной деятельности, связанной с показате­лями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компо­нентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);

• недостаточно подготовленным переходом с родного язы­ка на русский язык обучения.

Все эти компоненты присутствуют в программе формиро­вания универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения. Основани­ем преемственности разных ступеней образовательной систе­мы может стать ориентация на ключевой стратегический при­оритет непрерывного образования — формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...