Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ концепта « enfant »




 

В процессе анализа концепта «enfant»(ребенок) языковой материал был классифицирован на 5 лексико-тематических групп: «peur» (страх), «joie» (радость), «activité physique» (физическая активность), «caractère» (характер) и «âge» (возраст). Ядро концепта и его периферия среди выявленных лексико-тематических групп устанавливается при анализе нижеследующих показателей.

1. Критерий «объема» тематической группы, входящей в структуру концепта «enfant». Количественный анализ выявил неравномерное распределение языкового материала в лексико-тематических группах: «peur» - 11 ЛЕ (31,4%), «joie» - 8 ЛЕ (23%), «activité physique» - 7 ЛЕ (20 %), «caractère» - 5 ЛЕ (14,2%) и «âge» - 4 ЛЕ (11,4 %).

Как следует из показателей, группа «peur» занимает максимальный объем в структуре концепта. К ЛЕ данного типа относятся pleurer (плакать), la voix trembl a nte (дрожащий голос), demander piti é (просить жалости), grelotter de peur (дрожать от страха), crier (кричать), ne pas avoir peur (не бояться), la peur (страх), trembler de peur (дрожать от страха), trembler (дрожать), frissonner (дрожать), g é mir (стонать). Максимальный объем ЛЕ группы «peur» в концепте «enfant» можно объяснить тем, что в детском возрасте человек чаще всего испытывает страх. Ребенок более восприимчив к происходящему в окружающем мире. А так же наиболее частотное использование ЛЕ, входящих в группу «peur», объясняется в значительной степени сюжетом сказки - родители, решив избавиться от детей, 2 раза оставляли их в темном и непроходимом лесу, Мальчик-с-пальчик не смог найти обратную дорогу, вследствие чего дети попадают в дом к людоеду и чудом спасаются от смерти. Кроме того, страх это настолько естественная и подчас неконтролируемая реакция на события, происходящие в окружающем мире, что часто совладать с ним не удается и взрослому человеку, а ребенку это сделать гораздо труднее, или даже невозможно. Такие слова и выражение, как pleurer, la voix tremblente, demander piti é, trembler de peur, g é mir, входящие в состав данной группы являются реакцией на состояние страха. А если учитывать то, что ребенок гораздо более восприимчив и острее реагирует на события окружающего мира, реакция, изображенная в сказке, может показаться даже несколько сдержанной:

Tous commencent alors à crier et à pleurer [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 51].

Les sept fr ѐ res, tremblants de peur, demandent piti é à l’ogre [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 57].

Quand ils virent le long couteau pose dans l’herbe, ils se remirent à trembler [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 62].

Следующей по частотности употребления компонентов является группа «joie». Компоненты данной группы: s’amuser (веселиться), jouer (играть), le cri de joie (крик радости), crier gaiment (весело кричать), sourir (улыбаться), heureux (счастливый), la vive voix (бодрый голос), joyeux (веселый). Радость, как и страх, является неконтролируемой и непроизвольной эмоцией, которая особенно свойственна детям. Высокая частотность компонентов данной группы объясняется и сюжетом, так например, дети были рады вернуться домой после того, как родители оставили их в лесу в первый раз, далее дети были рады наткнуться в лесу на дом людоеда, также детям была свойственна беззаботность, которая вылилась в игры и баловства:

Les enfants jouent [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 51].

Les enfants pouss ѐ rent des cris de joie [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 52].

<…>les enfants s’amus ѐ rent [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 55].

Группа «activité physique» состоит из 7 ЛЕ: se glisser (проскользнуть), filer (мчаться), suivre (следовать), s’enfuir (убегать), courir (бежать), agile comme un ecureuil (проворный как белка), empoigner (хватать). Использование данных ЛЕ, входящих в группу «activité physique», прежде всего, связан с сюжетом сказки - дети следуют за родителями, уводящими их в лес, дети убегают от великана-людоеда. Каждому ребенку свойственны неусидчивость, подвижность, активность. Так на протяжении всей сказки дети находятся в движении:

Ils courent partout [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 51].

<…> les enfants suivent leurs parents [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 51].

Petit Poucet file comme l’ é clair [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 62].

В группу «caractère» входят 5 ЛЕ: é trange (странный), pauvre (бедный), de loin le plus malin (далеко незлой), astucieux (хитрый), prudent (осторожный). Ребенок представляет собой подвижную систему, поэтому ему свойственны только некоторые особенности характера, которые в дальнейшем могут развиться либо утратится, такие как, любопытство, любознательность, доверчивость, хитрость, пугливость и т.д.

Но употребление в сказке данных характеристик и называние данных черт характера связано, как с особенностями характера ребенка, так и с ситуациями, в которых оказались дети, и с их дальнейшими действиями, позволившими проявить то или иное качество:

Mais le Petit Poucet é tait de loin le plus malin des sept [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 51].

<…> Pauvres enfants, vous ȇ tes perdus [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 55].

Petit Poucet, prudent, ne les appela pas de vive voix [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 64].

Группа «age» представлена немногочисленно. К ЛЕ данной группы относятся le plus jeune (самый младший), le plus â g é (самый старший), cadet (младший сын) и petit (маленький). В тексте лишь несколько раз встречается указание возраста детей. Так, с одной стороны, автор, указав возраст детей, дает нам знать, что Petit Poucet является самым младшим из детей, с другой же стороны, не часто упоминая возраст детей и не повторяя постоянно, что Petit Poucet самый младший, он тем самым не стремится показать детей маленькими и беспомощными:

<…> le plus jeune é tait le plus é trange [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 51].

Ah!mes petits!Ah! mes petits! murmurait la m ѐ re <…> [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 54].

<…> leur souffla l’astucieux cadet de la famille [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 64].

2. Критерии частотности ЛЕ той или иной лексико-тематической группы в тексте. Анализ текста сказки показал, что наибольшая частотность употребления характерна для ЛЕ, входящих в лексико-тематическую группу «peur». Сравните: лексико-тематическая группа «peur» - pleurer (3 раза), la voix trembl a nte (1 раз), demander piti é (1 раз), grelotter de peur (1 раз), crier (1 раз), ne pas avoir peur (1 раз), la peur (3 раза), trembler de peur (1 раз), trembler (1 раз), frissonner (1 раз), g é mir (1 раз); лексико-тематическая группа «joie» - s’amuser (1 раз), jouer (1 раз), le cri de joie (2 раза), crier gaiment (1 раз), sourir (1 раз), heureux (2 раза), la vive voix (1 раз), joyeux (1 раз); лексико-тематическая группа «activité physique» - se glisser (2 раза), filer (1 раз), suivre (3 раза), s ’ enfuir (1 раз), courir (2 раза), agile comme un ecureuil (1 раз), empoigner (1 раз); лексико-тематическая группа «caractère» - é trange (1 раз), pauvre (3 раза), de loin le plus malin (1 раз), astucieux (1 раз), prudent (1 раз); лексико-тематическая группа «âge» - le plus jeune (2 раза), le plus â g é (2 раза), cadet (2 раза) и petit (4 раза).

Так, ЛЕ peur в лексико-тематической группе «peur» встречается наиболее часто (5 раз):

Alors la peur les habita [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 55].

Les sept fr ѐ res, tremblants de peur <…> [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 57].

<…> la peur leur tordait le ventre [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 58].

Dans le trou, les enfants grelottent de peur [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 61].

Petit Poucet, lui, n’ avait pas peur [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 62].

Следует отметить, что столь частое использование ЛЕ в лексико-тематической группе «peur», по всей видимости, прежде всего, связано с переживаниями ребенка, так как первая реакция ребенка на испуг является плач, чувство страха и незащищенности. Существует также боязливость, но эта черта не только ребенка, а вообще любого человека. Только маленькие дети не осознают того, что они боятся. Плач, страх - это реакция на ситуацию вообще, а не только на действия взрослых (например: заблудиться в темном лесу - плач от боязни темноты и т.п. и если родители ругают ребенка - он тоже боится и его реакция - тоже плач)

Глагол pleurer используется 3 раза:

Tous commencent alors à crier et à pleur er [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 51].

Pourquoi ne pleures -tu pas avec nous? [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 52].

<…> Ne pleurez plus, mes fr ѐ res [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 52].

Примечательно, что глагол pleurer находится, как и в положительной форме, так и в отрицательной. Дети не стремятся избавиться от чувства страха, они плачут, они не осознают своего действия, ведь плач - это естественная реакция на страх, боль и т.п. И даже если ребенку говорят «прекрати плакать», он не сможет по приказу остановиться.

Следует все же заметить, что, несмотря на то, что ядром концепта «enfant» является тематическая группа «peur», группа «joie» имеет примерно тот же объем (11ЛЕ / 8 ЛЕ). В лексико-тематическую группу «joie» входят s’amuser (1 раз), jouer (1 раз), le cri de joie (2 раза), crier gaiment (1 раз), sourir (1 раз), heureux (2 раза), la vive voix (1 раз), joyeux (1 раз). Столь высокая частотность данных ЛЕ объясняется тем, что ребенок эмоционален, он подвержен быстрой смене настроения:

Les enfants jouent [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 51]. enfants pousserent des cris de joie [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 52]. a coup les enfants qui avaient tout entendu se mettent à crier gaiement [Les plus beaux contes de Perrault, Rouge&Or: 53].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с авторской точки зрения концепт «enfant» связан как с чувством страха, плача и детской незащищенности, так и с чувством радости, веселья и детского смеха. На мой взгляд, этот концепт «enfant» отражает представления о ребенке в менталитете французов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...