Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Православное учение о вере




В. П. ЛЕГА

Учебно-методический комплекс

 

НАУЧНАЯ АПОЛОГЕТИКА

 

 

По направлению 031900.62 (520200) – Теология

 

 

Москва

2012

Программа утверждена на заседании кафедры философии

 

06 февраля 2012 г.

 

Протокол № 3 от 06 февраля 2012 г.

 

Заведующий кафедрой доцент В.П. Лега, к. бог.

 

Автор программы доцент В.П. Лега, к. бог.

 

Рецензент: профессор В.Н.Катасонов, д.ф.н.


Тема 1. Введение.

Предмет и задачи курса. Восстановление целостной истины как главная задача научной апологетики. Связь с естественными и гуманитарными науками, с одной стороны, и с богословскими дисциплинами – с другой. Обзор основных источников и пособий.

 

Контрольные вопросы к занятию:

1 Каковы задачи апологетики?

2. Каким должен быть метод апологетики?

Литература

1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ Общие понятия о науке Основного Богословия).

Тема 2. Исторический очерк апологетики

Апологетика в Средние века, в Новое время и в современном мире. Становление и развитие христианской апологетики в работах апологетов II-III вв.: св. Иустин Философ, Татиан, св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский. Синтез богословия и философии в учении блаж. Августина и отцов-каппадокийцев – свв. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Развитие апологетики в работах препп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Основные богословско-философские проблемы патристики, отличия западной богословской традиции от восточной. Западная схоластика и ее особенности. Апологетические работы Фомы Аквинского.

Особенности апологетики в эпоху Возрождения. Возникновение скептицизма и атеизма. Антисхоластические идеи: Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Раймунд Себундский, Савонарола.

Развитие христианской апологетики на западе в новое время: Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон, Лейбниц, Кант. Возникновение деизма. Протестантская апологетика. Апологетика XIX века: Шеллинг, Гегель, Шлейермахер.

Становление современного основного богословия в работах русских богословов и философов XIX века – прот. Ф.Голубинского, Рождественского, Кудрявцева-Платонова, Светлова и др. Православная апологетика в XX веке: свящ. Павел Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др. Развитие протестантской и католической апологетики на западе.

Контрольные вопросы к занятию:

1 Каковы были задачи апологетики в раннем христианстве?

2. Какие новые апологетические проблемы появились в период Нового времени?

3. В чем значение для апологетики классической философии XVII-XVIII вв.?

Литература

1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ История христианской апологетики, или Основного Богословия).

 

Тема 3. Сущность религии.

Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, блаж. Августин, современные концепции. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Религиозно-философские учения (деизм, пантеизм), их отличие от религии.

Контрольные вопросы:

1. Можно ли дать определение религии?

2. Атеистическое определение религии, его недостатки.

3. Необходимые элементы религии.

4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма?

5. В чем отличие религии от тоталитарной секты?

Литература

1. Лактанций. Божественные установления, IV, 28, 1-15.

2. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ О сущности религии).

3. Цицерон. О природе богов. Кн. II, 28.

 

Тема 4. Происхождение религии.

Атеистические концепции и их критика

Важность правильного решения вопроса об изначальном характере религии. Критический обзор различных атеистических теорий о происхождении религии: а) просветительская концепция (обман, страх, невежество как причины возникновения религии), б) учение Фейербаха, в) марксистская концепция (классовые корни религии), г) эволюционистская (анимистическая) теория, д) фрейдизм.

Контрольные вопросы:

1. Почему вопрос о времени возникновения религии является столь принципиальным?

2. Сущность просветительской концепции происхождения религии, ее ошибочность.

3. Сущность марксистской концепции происхождения религии, ее ошибочность.

4. В чем принципиальное отличие марксистской концепции от просветительской?

Литература

1. Гольбах П. Система природы. Ч.2, гл.1. О происхождении наших идей о божестве.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.

3. Фейербах Л. Сущность христианства. Гл.2. Общая сущность религии.

4. Фрейд З. Этот человек Моисей. 4 Приложение.

Христианская и современная научная концепции

Христианское учение об изначальности религии в человеческом роде. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма. Свидетельства современной науки (этнографии, социальной антропологии) о характере примитивных религий. Сравнение христианской и научной концепций.

Контрольные вопросы:

1. Каков взгляд науки на проблему возникновения религии?

2. Можно ли привести научные доказательства в пользу православного учения о прамонотеизме как первоначальной форме религии?

3. Как отвечает христианство на вопрос о существовании множества различных религий?

Литература

1. Кабо В. Круг и крест. Канберра, 2002. Введение.

2. Зубов А.Б. История религии. М., 1997. С. 3-23.

Тема 5. Вера и разум.

Исторический обзор

Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. Отношение отцов Церкви к философии. «Философия – служанка богословия» (Климент Александрийский). Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики.

Вера и разум. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин («верую, чтобы понимать»), Тертуллиан («верую, ибо абсурдно»), Пьер Абеляр («понимаю, чтобы верить»), Сигер Брабантский (учение о двух истинах). Достоинства и недостатки каждого решения.

Контрольные вопросы:

1. В чем смысл существования различных философских систем?

2. Почему отцы Церкви обращались к различным философским учениям для развития своего богословского учения?

3. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?

Литература

1. Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философского знания // Вестник ПСТГУ. Вып. I:16. 2006. С. 45-54.

2. Лега В. П. История западной философии. М., 2009. Т.1. С. 236-237, 241-248, 250-251, 258-265, 319-320, 327-328, 355, 361-362.

Православное учение о вере

«Вера не противоразумна, а сверхразумна». Психологическое и онтологическое понимание веры. Ап. Павел и отцы Церкви о вере. Вера как онтологическое свойство целомудренной души. Причины утраты веры после грехопадения. Два понимания веры отцами Церкви: «вера от слышания» и «вера как уверенность в невидимом». О возможности и ограниченности использования рациональных доказательств религиозных истин.

Контрольные вопросы:

1. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?

2. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?

3. В чем смысл определения веры, данное апостолом Павлом (Евр. 11, 1)?

4. Каковы отличия католического и православного понимания веры?

5. Что означает сверхразумность веры?

Литература

1. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. IV, 10-11.

2. Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию, XXXIII.

3. Лега В.П. Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов церкви о сущности веры и отношении ее к знанию // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд. М., 2008. – С. 165-182.

4. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.7-8.

5. Франк С.Л. С нами Бог. М., 1992. Ч.1. Что такое вера?

Проблема истины

Различные определения истины. Критерий истины. Классическая концепция истины: Платон, Аристотель. Когерентная концепция истины: Гоббс, Кант. Марксистская концепция истины. Учение об истине в прагматизме и позитивизме, философии жизни. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность и недостатки классической и когерентной концепций истины?

2. Каковы причины появления марксистского критерия истины как общественной практики?

3. В чем суть учения Ф.Ницше об истине?

4. Почему только христианство может дать удовлетворительное решение проблеме истины?

Литература

1. Лега В.П. Христианство как истинная религия // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 81-91.

2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С.10-35.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...