Тема 11. Отношение христианства к человеческому телу.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Важность телесной жизни для спасения человека, догматические основания для этого - воплощение Иисуса Христа, воскресение из мертвых. Уникальность христианства как религии, объясняющей смысл земной жизни человека, самопротиворечивость всех остальных религий. Необходимость заботы о телесном здоровье, мнения отцов Церкви об этом (преп. Максим Исповедник, авва Фалассий). Евхаристический смысл заботы о теле в христианстве. Контрольные вопросы: 1. Каково отношение православия к телесной составляющей природы человека? 2. В чем смысл телесной жизни человека? 3. Почему только христианство дает правильный и последовательный ответ на вопрос о смысле жизни? 4. Должен ли православный христианин заботиться о своем здоровье? 5. Каково отношения Церкви к физкультуре и спорту? Литература 1. Лега В.П. Тело и плоть: платоновское и христианское понимание // Казанский государственный университет. Юбилейная научная конференция: материалы. Казань, 1996. 2. Лега В.П. Отношение к телу в христианстве. На сайте: http://legavp.ru/body-pravmir.doc
Тема 12. Проблема свободы человека. Свобода человека — и всемогущество Бога и Его промысел. Христианское учение о человеке как образе Божием как основа решения проблемы свободы. Свобода и грехопадение. Учение преп. Максима Исповедника о двух волях в человеке: природной и греховной (гномической). Свобода как выбор и свобода как независимость. Что означает выражение «раб Божий»? Смысл монашеского обета послушания как отказа от своей свободы. Свобода и познание истины. Свобода и необходимость. Критика нехристианских учений о свободе человека. Контрольные вопросы: 1. В чем суть христианского решения вопроса о соотношении свободы человека и Божественного предопределения?
2. Сопоставьте выражения: «я - раб Божий» и «христианство – религия свободы». 3. Где человек более свободен: в Церкви или вне ее? 4. Связано обретение свободы с познанием истины? Литература 1. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995. С. 129-141. 2. Лега В.П. Кому быть повешенным, не утонет? http://www.pravmir.ru/komu-suzhdeno-byt-poveshennym-ne-utonet. См. также на сайте http://www.legavp.ru 3. Лега В.П. Христианство и нравственность // Возможна ли нравственность, независимая от религии? М.: Канон+, 2012. – С. 250-263
Тема 13. Вопрос о смысле страдания праведников (теодицея). Суть проблемы, ее сложность и актуальность. Нехристианские и еретические способы решения проблемы (просветительская, марксистская, буддийская), их ошибочность и противоречивость. Христианское решение проблемы: причина зла - в относительной самостоятельности тварного мира, свободной воле человека и первородном грехе. Онтологический смысл грехопадения Адама и необходимости страданий в падшем мире. Онтологический смысл страданий Иисуса Христа и искупления Им грехов человечества. Смысл страданий праведников, детей, невинных людей. Причины, по которым Бог попускает страдания. Контрольные вопросы: 1. В чем смысл первородного греха? 2. Как можно объяснить события вокруг грехопадения? В чем смысл запрета на вкушение плодов с дерева познания добра и зла? Почему за ослушание Бог не простил Адама и Еву, а изгнал их из рая? Почему из-за греха прародителей прокляты не только они, но и вся земля? Почему наказанием за грех стала смерть? 3. Почему искупление Христом грехов человечества является единственным способом возвращения человечества в рай? 4. Возможно ли спасение вне Церкви? 5. Почему Бог не может или не хочет избавить мир от страданий? 6. Почему христианский ответ на вопрос о смысле жизни является наиболее последовательным?
7. Почему Бог не открывает врата рая всему человечеству? 8. Почему Бог попускает столь жестокие страдания невинных людей?
Литература 1. Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла // Василий Великий, свт. Беседы. М., 2003. 2. Лега В.П. Почему в нашем мире столько страдания? www.pravmir.ru/pochemu-v-nashem-mire-stolko-stradaniya. См. также на сайте www.legavp.ru. 3. Льюис К. С. Страдание // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992. С. 157-168 (§ 6-7. Страдание человека). 4. Марцинковский В. Ф. Смысл страдания. Нью-Йорк, 1955. Тема 14. Историческая апологетика. Уникальность Библии. Доказательство историчности ветхозаветных событий: археологические данные, кумранские рукописи, тщательная методика переписывания Ветхого Завет в древности как гарантия подлинности текста. Историчность евангельских событий. Свидетельства нецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний). Надежность Евангелий как исторических документов. Критика учений о «естественности» воскресения Христа (обморок и т.п.). Проповедь апостолов, мученичество и др. события христианской Церкви как доказательства реальности евангельских событий. «Туринская плащаница». Контрольные вопросы: 1. Соответствует ли написанное в Библии данным исторических наук? 2. Почему мы должны верить Евангелиям? 3. Какие есть косвенные доказательства истинности евангельских событий? 4. Каковы результаты научного исследования Туринской плащаницы? 5. В чем нелогичность и противоречивость атеистической гипотезы об обмороке Христа, обмане и заговоре апостолов и т.п.? 6. Какие можно привести косвенные доказательства в пользу реальности воскресения Христова?
Литература 1. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993. С. 31-38, 72-74. 2. Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. 3. Филиппов Б.А. Свидетельница воскресения. М., 2004. Тема 15. Христианство и культура. Определение понятия «культура», узкий (искусство) и широкий (все созданное человечеством) смысл. Культура как синтез высших ценностей человечества – Истины, Добра и Красоты. Духовные основы культуры. Святоотеческое учение о трехчастности души как основа культуры. Культурологический смысл православного учения об обожении.
Контрольные вопросы: 1. Является ли христианство частью культуры или культура – частью христианства? 2. Как связаны друг с другом духовность и истинная культура? 3. Почему эта связь в полной мере проявляется только в христианстве?
Литература 1. Лега В.П. О христианских основаниях духовности и культуры // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 108-118. 2. Учебники и учебные пособия: Основные 1. Лега В.П. Лекции в ДВГУ, статьи и интервью. http://www.legavp.ru 2. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2003. 3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884.
Дополнительные 1) Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. 2) Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира. М., 2004. 3) Зеньковский В.В. Апологетика // Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997. 4) Михаил (Мудьюгин), архиеп. Курс основного богословия. М., 1995. 5) Мюррей М., Рей. М. Введение в философию религии. М., 2010. 6) Реати Ф. Э. Есть ли Бог? Человек в поисках Бога. Введение в философское богословие. Гатчина, 2000. 7) Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Киев, 1912. 8) Суинберн Р. Есть ли Бог? М., 2001. 9) Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин, 2000. 10) Эванс Ч.С., Мэнис Р.З. Философия религии: размышление о вере. М.: ПСТГУ, 2011.
Дополнительная литература: К теме 3-4 1. Буткевич Т.И., прот. Религия, ее сущность и происхождение. Кн. 1-2 Харьков, 1902-1904. 2. Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основание. М., 1891. 3. Кабо В. Происхождение религии: история проблемы. Канберра, 2002. 4. Кудрявцев-Платонов В.Д. Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871. 5. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2008 6. Хорст Б. Человек в поисках Бога: проблема нехристианских религий. М., 2001.
К теме 5 1. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 124-242.
2. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992. 3. Вера и разум (Окружное послание Святейшего Отца Иоанна Павла II епископам Католической Церкви о взаимоотношении между верой и разумом) 4. Вшолек С. Рациональность веры. М., 2005. 5. Игумен Вениамин (Новик). Вера и знание. www.philosophy.ru/library/novik/vera_znan.html 6. Кураев А., диак. О вере и знании. М., 1995. 7. Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913. 8. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 133-152. 9. Соловьев В.С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994. №1. К теме 6 1. Аквилонов Е., проф., прот. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия, 2-е изд. СПб., 1905. 2. Владимир (Богоявленский), свщмч. Доказательства бытия Божия. М., 1912. 3. Голубев В. Бог как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения. Харьков, 1905. 4. Марков И. Декартово онтологическое доказательство существования Бога. Сергиев Посад, 1914. 5. Тихомиров П.В. Имманентная критика рационального богословия (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия). Исследование. Харьков, 1899. 6. Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 365-416.
К теме 7 1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2000. 2. Дель Ре Дж. Космический танец: Научное исследование таинственной гармонии Вселенной. М., 2006. 3. Захаров М., прот. Христианство и наука о происхождении и эволюции Вселенной. М., 2009. 4. Катасонов В.Н. Христианство. Культура. Наука. М., 2009. 5. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.,1995. 6. Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения: взаимоотношения науки и религии. М., 2005. 7. Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М., 2004. 8. Полкинхорн Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя "снизу-вверх". М., 1998. 9. Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М., 2006. 10. Светлов П.Я. Религия и наука. СПб., 1912. 11. Соколов С., свящ. Мир иной и время вселенной. Время и вечность. М., 2008. 12. Тростников В. Мысли перед рассветом. Париж, 1980. 13. Фантоли А. Галилей. В защиту учения Коперника и достоинства святой Церкви. М., 1999. 14. Франк С.Л. Религия и наука. Брюссель, 1953. 15. Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998. 16. Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998. 17. Яки С. Спаситель науки. М., 1992. К теме 8 1. Феофан (Тумаков), еп. Чудо. Христианская вера в Него и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915.
К теме 9 1. Богородский Я.А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии, 2-е изд. Казань, 1909. 2. Борис (Плотников), архим. О начале мира. Апологетическое исследование. Киев, 1891. 3. Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени (Апологетика XXI века). М., 1996. 4. Ильин В.Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930. 5. Ляшевский С., прот. Библия и наука о сотворении мира. М., 1997. 6. Мумриков О., свящ. К вопросу о колыбели человеческой цивилизации. Доклад на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях (2008) www.bogoslov.ru/text/278183.html 7. Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М., 2009. 8. Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. Клин, 1999. 9. Хобринк Бен. Эволюция: яйцо без курицы. М., 1993. 10. Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении / Под ред. диакона Даниила Сысоева. М., 2000.
К теме 10 1. Айвазов И.Г. Критический обзор материологических теорий против субстанциональности души. М., 1912. 2. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. 3. Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. М., 2009. 4. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. М., 1984. 5. Степановский Н. Душа человека: против неверия. Учение Православной Церкви и популярная критика психологического материализма. Чернигов, 1910. 6. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 1995. С. 419-632. 7. Франк С.Л. О природе душевной жизни // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 153-239. К теме 12 1. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999. К теме 13 1. Лейбниц Г.В. Теодицея // Лейбниц Г.В. Собр. соч.: в 4 т. Т.4. М., 1989. 2. Трубецкой С. Н. Смысл жизни. М., 1994. 3. Франк С.Л. Непостижимое, гл. 10 // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 510-555. 4. Франк С.Л. Смысл жизни. Париж, 1925.
К теме 14 1. Гаврилов М.Н. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. Тула, 1992. 2. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999. 3. Как возникла Библия: CLV; 1993 4. Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. 5. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993. 6. Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000. 7. Новелли Дж. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. М., 1998. 8. Синельников В., свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М., 2001. 9. Тайна Библии. Сост. свящ. В. Синельников. М., 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|