2. Социально-экономическое содержание налога, его признаки.
По экономическому содержанию налоги — это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения части вновь созданной стоимости с целью формирования централизованных фондов денежных ресурсов, необходимых для выполнения государством своих функций. Изъятие в пользу общества государством определенной части ВВП в виде обязательных платежей и взносов определяет сущность налога. Итак, налоги — это обязательные платежи, которые законодательно устанавливаются государством, платятся юридическими и физическими лицами в процессе перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и аккумулируются в централизованных денежных фондах для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него функций, и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный и безвозвратный платеж. Исходя из сущности налогов, данная категория рассматривается не только как экономическая, но и как общественно-социальная. Процесс взыскания налогов связан с социальным статусом (уровнем благосостояния) конкретных налогоплательщиков. Из-за уплаты налогов реальные доходы снижаются, но при получении от государства общественных благ реальное благосостояние улучшается. Поэтому, используя налоги как инструмент уравновешенности социального благосостояния, государство должно учитывать общественно-социальный характер налогов и налоговых платежей. Этот характер проявляется при обмене налогов на общественные. Причем этот обмен есть неэквивалентный для конкретного плательщика на микроуровне, но на макроуровне сумма уплаченных налогов и налоговых платежей через бюджет должна перераспределяться для всего количества налогоплательщиков и возвратиться в виде общественных (теория Линдаля).
Таким образом, общественная цена налогов измеряется потерей части личной прибыли конкретными плательщика, которую через бюджет перераспределяют между всеми членами общества. Эволюция финансового знания об общественном характере налогов неразрывно связанная с теоретической концепцией государственных благ. Под государственными благами имеется в виду такие виды благ, источником обеспечения которых являются средства органов государственной власти. Такие блага, которые имеют характер общественных, не производятся частной экономикой, а обеспечиваются только государством. Ценой общественных благ являются налоги, а оплата государственных благ — единственно возможное использование налоговых поступлений. В результате между государством — производителем общественных благ и обществом достигается эквивалентное меновое соглашение " блага — налоги". Основные признаки налога: 1. Это вид платежа, закрепленный актом компетентного органа государственной власти. Так, во многих странах существуют конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении путем референдума. Вопросы о налогах и бюджете исключаются из законов, регулирующих механизм референдума (Конституция Итальянской Республики, ч. 2. ст. 75). 2. Вплотную к этому признаку примыкает признак индивидуальной безоплатности или одностороннего характера его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств от плательщика к государству. При этом плательщик не получает (на первый взгляд) ничего взамен, что означает отсутствие встречных обязанностей государства. Средства плательщика идут на удовлетворение общественных потребностей. Однако необходимо учитывать, что безоплатность имеет условный характер в связи с односторонней обязанностью плательщика. В общем же плане безоплатность означает, что денежные средства, которые выплачиваются как налог, переходят в Государственный бюджет без получения встречного возмещения или удовлетворения для плательщика.
3. Нецелевой характер налогового платежа означает поступление его в фонды, которые аккумулируются государством и используются на удовлетворение государственных потребностей. При этом не ясно, на удовлетворение каких именно целей расходуются поступления от конкретного налога, т. е. формируется как бы размытый, обезличенный денежный фонд государства. 4. Безусловный характер налога является продолжением предыдущего признака и означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями, привилегиями со стороны государства. Последние два признака, вероятно, наиболее четко характеризуют суть налога и выделяют его из системы других платежей. 5. Платеж поступает в бюджет соответствующего уровня или целевого фонда. Распределение налогов по бюджетам, фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией и может идти по двум основным направлениям: закрепления налога за определенным бюджетом или распределения налога между бюджетами. 6. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета. Это лежит в основе закрепления на конституционном уровне уплаты налогов как первоочередной обязанности граждан. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов и свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер. 7. Безвозвратный характер налога.. В конечном счете плательщик получает отдачу от внесенных им налогов, когда государство удовлетворяет общественные потребности, в которых заинтересовано общество и каждый его индивид (охрана общественного порядка, здравоохранение, образование), и в этом значении налоги как бы возвращаются к плательщику. 8. Платеж в денежной форме. Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата налога имуществом действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|