4. Понятие налога, сбора, пошлины.
Часто практически как синонимы употребляются понятия налога, сбора, обязательного платежа. Действительно, это очень схожие, но находящиеся в определенном соотношении категории. Понятие обязательного платежа является общим, охватывающим всю совокупность налогов и сборов (при этом надо учитывать, что речь идет об обязательных платежах налогового характера, поскольку штрафы, взыскания тоже имеют обязательный, но не налоговый характер), и в широком смысле обязательные платежи налогового характера и составляют налоговую систему. В свою очередь налоги и сборы являются видовыми категориями, представляют собой формы обязательных платежей налогового характера. В целом же обязательные платежи в нашем контексте включают: 1) налоги; 2)сборы; 3) налоговые платы (пошлину, таможенную пошлину, плату за торговый патент и т. д. ). Разграничение налогов, сборов, платежей является не исключительно теоретической проблемой, но и в значительной степени проблемой практики. Во-первых, когда речь идет о налогах, то это, прежде всего, безусловные и нецелевые платежи, и после их поступления в бюджеты невозможно проследить использование этих средств, да это и не нужно. В ситуации со сборами картина другая. Это целевые поступления, они необходимы для финансирования определенных мероприятий и имеют, таким образом, четкую целевую привязку. Поэтому можно ставить вопрос о нецелевом использовании средств (речь может даже идти о самостоятельном составе правонарушения). Во-вторых, налоги в основном поступают в бюджеты, тогда как сборы могут формировать целевые (в том числе и внебюджетные) фонды. Поэтому, если необходимо закрепить исключительно стабильные поступления в бюджеты нецелевого характера, — это, несомненно, налоги. Если мы хотим закрепить устойчивую связь между налоговыми поступлениями и источниками, из которых они направляются, — это сборы.
И, в-третьих, если установление, изменение и отмена налогов и всех элементов правового механизма налогов является исключительной компетенцией органов государственной власти, то детализацию элементов сборов в перспективе можно рассматривать и в качестве компетенции исполнительных органов. Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Налоговое законодательство Российской Федерации закрепляет понятие налога, которым признается обязательный взнос, имеющий безэквивалентный характер, не связанный с совершением уполномоченным органом (учреждением или должностным лицом) определенных и конкретных действий для (или в отношении) уплатившего этот взнос налогоплательщика. Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт. К ним относятся: 1. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды. 2. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены. 3. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления. 4. Принудительный характер изъятия. 5. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы. 6. Безэквивалентный характер платежей. Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия. Пошлина и сбор отличаются от налогов: 1. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше. 2. По цели. Цель налогов — удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов — удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.
3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия. 4. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий. 5. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер, и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью. Отличия по периодичности включают два подхода: — периодичность уплаты (сборы, пошлина — одноразовая уплата, налоги — определенная периодическая уплата); — периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги — четко не увязываются с периодичностью действий, например, периодичность уплаты налога с владельцев транспортных средств не связывается с характером использования транспортного средства). 6. Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов). Таким образом, в отличие от общих налоговых платежей сборы и пошлины имеют индивидуальный характер и им всегда присущи специальная цель и специальные интересы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|