Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы понятия корпорации как формы предпринимательства




Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы понятия корпорации как формы предпринимательства

    Понятие корпорации

    Признаки корпорации

Глава 2. Корпорация как форма предпринимательской организации

Виды корпоративных объединений

2.2 Структура управления в корпорациях

Глава 3. Анализ деятельности российских корпораций

3.1 Особенности организации российских корпораций

3.2 Основные задачи корпораций в России

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

Как показывает мировой и отечественный опыт, функционирование отдельного предприятия существенно зависит от многих внешних факторов, на которые отдельное предприятие очень слабо может воздействовать и практически будет неспособно их изменить в нужное время в требуемом направлении.

К указанным внешним факторам относятся: энергетические ресурсы, объем и качество необходимых для выпуска продукции материалов, сырье, его переработка в полуфабрикаты, комплектующие части и детали. Элементы транспортной и складской инфраструктуры, финансовые ресурсы для получения дополнительных оборотных средств, инвестиции в расширение и реконструкцию предприятия, в обновление технологии и выпускаемой продукции, в создание специализированных и кооперативных производств. Состояние этих неуправляемых факторов может существенно изменяться во времени, что оказывает существенное влияние на производственную деятельность предприятия.

То, что не удается осуществить отдельному предприятию, может быть реализовано объединением предприятий благодаря координации их совместной деятельности, централизации руководства, концентрации имеющихся финансовых средств и их направления на необходимые всем предприятиям виды обеспечения.

Преимущество корпораций отчетливо наблюдается в сфере информации: общий уровень и качество их информационного обеспечения выше, чем у отдельных предприятий. В корпорациях более точно прогнозируются направления научно - технического прогресса, централизованно и своевременно проводятся НИОКР по созданию и освоению новой продукции и технологии, наиболее полно реализуется весь цикл работ по повышению качества продукции и ее послепродажного обслуживания.

Целесообразность создания корпоративных объединений обозначена двумя основными факторами:

·   снижение в них общего уровня трансакционных издержек, приходящихся на единицу продукции;

·   положительное влияние эффекта масштаба производства (уменьшением себестоимости продукции) при расширении производства.

Преимущества корпораций перед отдельными предприятиями очевидны. Эффективная деятельность корпораций определяет стабильное развитие мировой экономики. В наше время любые предприятия и организации, имея определенную форму организации и внутреннюю структуру управления, могут стать частью корпорации или организовать собственную, чтобы стать полноправным игроком на мировом рынке. Этим обусловлена актуальность данной курсовой работы.

Цель работы - изучение и анализ понятия корпорации как формы предпринимательской организации.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

·   изучить и проанализировать литературу по теме;

·   рассмотреть понятие корпорации и ее признаки;

·   рассмотреть виды корпоративных объединений;

·   изучить структуру управления в корпорациях;

·   рассмотреть формы организации корпораций в России.

Объектом исследования данной курсовой работы являются предпринимательские организации России, в частности - корпорации.

Предметом исследования данной работы является корпорация как форма предпринимательской организации.


Глава 1. Теоретические основы понятия корпорации как формы предпринимательства

    Понятие корпорации

Для начала приведем краткую историческую справку, позволяющую определить этимологию слова "корпорация", а также определить временные этапы формирования корпорации как предпринимательской организации.

В коммерциалистике XVIII-XIX вв. институт "корпорация" рассматривался как синоним юридического лица. Некоторые характерные черты последнего появились благодаря древнеримским юристам и конструкции римского unversitas (corpus - корпорация).

Под universitas понимался самостоятельный субъект права, который существовал и действовал независимо от физических лиц, его составляющих. Физические лица влияли на волю данного субъекта лишь посредством участия в деятельности его органов. Universitas придавалась идеальная или юридическая личность, которая и считалась субъектом прав и обязанностей, независимо от отдельных физических лиц, составляющих корпорацию.

В постримскую эпоху все теории, определяющие правовую природу конструкции "юридическое лицо" (корпорация) сводились лишь к теориям фикции, суть которых заключалась в том, что корпорация (юридическое лицо) являлась фиктивным правовым лицом (personaficta), созданным соответствующей властью[10, c. 215].

Теория фикции достаточно долго господствовала в мире и использовалась не только европейскими, но и американскими учеными и практиками. Современное определение корпорации в праве США также исходит из ее "фиктивного" характера: корпорацию называют искусственным образованием, юридической личностью, созданной в соответствии с законом штата или федеральным законом США и представляющей собой обыкновенно соединение многих индивидуумов.

Создание таких фиктивных искусственных, но признаваемых правом образований, имеющих некоторые атрибуты натуральных лиц, является одним из наиболее значительных с точки зрения экономики вкладов юристов в предпринимательство.

Таким образом, корпорация исторически возникла и получила дальнейшее развитие как синоним юридического лица. На определенном этапе исторического развития персональные объединения (товарищества) перестали отвечать требованиям экономического оборота. Усложняющиеся хозяйственные связи потребовали создания такого объединения, которое должно быть в определенной степени обособлено как от состава участников, так и от их воли. Другими словами, вместо объединения нескольких физических лиц возникло одно - юридическое.

Правовой формой "капитального общества", создаваемого в предпринимательских целях, является акционерное общество (компания), известное континентальному праву, в том числе и российскому праву, аналогом которого является предпринимательская корпорация в США. К капитальным обществам относятся и такие разновидности акционерного общества, известные европейскому законодательству, как коммандитные акционерные общества, или коммандитные товарищества на акциях, представляющие собой своеобразное сочетание коммандитного товарищества и акционерного общества. Кроме того, в качестве капитальных обществ рассматриваются различные модификации акционерных обществ (финансовые холдинги, концерны, в некоторых случаях - финансово-промышленные группы). Что касается такого предпринимательского объединения, как общество с ограниченной ответственностью, то с точки зрения правовой природы конструкции оно может рассматриваться также как разновидность акционерного общества[10, c. 265].

Некоторые законодательства выделяют и иные организационно-правовые формы объединений капиталов. Так, в Германии широко распространенным и допускаемым судебной практикой является коммандитное товарищество с участием общества с ограниченной ответственностью.

На основе вышерассмотренного материала можно составить краткое резюме, содержащее в себе основные понятия корпорации.

Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Хотя корпорации как таковые возникли еще в средние века, в современном значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики.

Корпорации - договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных, коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников[11, c. 47].

Корпорации объединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит к монополизации производства. Они также содействуют концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности, получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение производства при освоении новых поколений изделий.

Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпораций предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнёрств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпораций облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога, как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы(дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств.

Корпорация - одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо и товаропроизводитель. Она может выступать в форме, как отдельного крупного предприятия, так и объединения нескольких предприятий, а также функционировать в форме как простого акционерного общества, так и объединения акционерных обществ, например, холдинговой компании. Корпорация представляет собой одну из масштабных форм интеграции компаний путем объединения акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности в целях разработки согласованной политики многопрофильной деятельности[11, c. 75].

Системный подход к организации и управлению корпорацией является способом взаимосвязи отдельных составляющих в единую композицию.

 

Признаки корпорации

Проанализируем корпорацию по признакам:

)   Корпорация не является простым объединением индивидов. Она есть ассоциация, союз лиц, другими словами соответствующим образом организованный коллектив, воля которого определяется групповыми интересами входящих в его состав индивидов и действует как единое целое от своего собственного имени.

Надо отметить, что соединство (свободное соединение различных людей) существует с момента начала мира и возникает там, где имеются общие дела, основанные на общих интересах. Но не всякое соединство представляет собой корпорацию. Например, таковым не является простое товарищество.

)   Корпорация - это объединение не только людей, но и капиталов (в некоммерческих корпорациях - взносов).

Круг лиц, предоставивших свои капиталы для организации деятельности корпорации, а также размер их капитала (вклада, пая, акций и т. п.) может быть строго определен в любой момент существования категории капиталов и составляют ее финансовую основу.

Капитал, предоставленный учредителями либо участниками корпорации, может существовать в его производительной форме, т. е. в форме определенного хозяйственно-производственного комплекса или конкретного имущества. Последнее чаще имеет место при создании мелких фирм, выступающих обычно в форме товариществ. И все же, как потребительная стоимость в форме конкретного имущества капитал принадлежит на праве собственности корпорации в целом. Участники корпорации остаются собственниками вложенного капитала как стоимости.

)   Корпорация - это объединение людей для выполнения какой-либо социально полезной деятельности.

Какая деятельность является таковой, в законе прямо не определено. Как правило, указываются лишь виды деятельности, признаваемые вредными, опасными для общества и поэтому запрещаемые. Все остальные, согласно принципу: "Разрешено все, что не запрещено", имеют право на существование.

Деятельность корпораций может осуществляться в различных сферах общественной жизни. Конечно, пристальное внимание привлекает к себе сфера производства, сфера, где создаются материальные блага. Именно производственные корпорации задают тон и определяют возможности предприятий, работающих в других сферах: торговли, обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, быта и т. д. Однако, авангардом здесь все же являются финансовые корпорации, обеспечивающие "питанием" развитие всех остальных.

Капитал, объединяемый в корпорации, должен функционировать, т. е. постоянно "двигаться", работать на достижение стоящих перед корпорацией целей. Эффективное использование капитала и налаживание какой-либо социально полезной деятельности - дело довольно сложное. Bот почему внутри корпорация выделяются специализированные звенья (отделы, цеха, участки), взаимодействие между которыми достигается с помощью создаваемого в ней аппарата управления.

)   Организация становится корпорацией только в том случае, если она приобретает статус юридического лица.

Об этом свидетельствует факт ее регистрации в государственном органе. Государственная регистрация юридического лица - необходимое правило не только для России, имеющей генетические корни в романо-германской системе права, но и для большинства стран континентальной Европы[7, c. 223].

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...