Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Программа по учебной дисциплине «Специальная психология»
Автор и составитель: ст.преподаватель ВИЗЕР Денис Викторович
Москва Содержание программы ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.. 3 Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины. 4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 5 Тема 1. Введение. Предмет и задачи специальной психологии. Понятийно-категориальный аппарат специальной психологии. Систематика и статистика в специальной психологии. 5 Тема 2. Специальная психология и смежные науки. Основные разделы: логопсихология, олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология. 5 Тема 3. Основные виды и закономерности отклоняющегося развития. Современное представление о нормальном и отклоняющемся развитии. Новые понятия в специальной психологии. 5 Тема 4. Концепция А.Р. Лурия и его последователей о мозговых организациях целостной психической деятельности. 5 Тема 5. Общие вопросы специальной психологии. Факторы психического развития человека: механизмы генетических влияний, соматический фактор, повреждения головного мозга, механизмы социальных влияний в период пренатальном и натальном периодах развития ребенка. 6 Тема 6. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции. 6 Тема 7. Психологические заповеди педагога. Состояние здоровья детей и готовность психолого-педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности. Общие вопросы психолого–педагогической диагностики. Использование метода наблюдения для выявления первичных отклонений в развитии личности ребенка. 6
Тема 8. Психическое развитие умственно отсталого ребенка и особенности развития познавательной сферы личности. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР): предмет и задачи, исторический экскурс, диагностика и коррекция. 7 Тема 9. Сурдопсихология и особенности развития детей с этой патологией. Диагностика и коррекция. Классификация нарушений слуха, причины и особенности развития личности. 7 Тема 10. Тифлопсихология, предмет и задачи, история развития этого направления в СП. Классификация нарушения зрения, диагностика и коррекция развития детей с нарушением зрения. Особенности их развития. 7 Тема 11. Логопсихология, предмет и задачи этого раздела в СП. Причины речевых нарушений, классификация. 7 Т ема 12. Диагностика и коррекция личности с нарушением речи. Особенности нарушений речи в сочетании с нарушениями слуха, зрения и двигательных функций. Работы Лурия А.Р., Выготского Л.С. и Брока П., Вернике К. 8 Тема 13. История развития направления, диагностика и коррекция при нарушении ОДА у детей. Особенности развития личности ребенка с нарушением ОДА. ДЦП, его специфика, структура и формы. 8 Тема 14. Психическое развитие при асинхронии с преобладанием расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Синдром детского аутизма. 8 Тема 15. Предмет и задачи психологии детей с РДА. История, причины и механизмы возникновения РДА. Классификация по степени тяжести. Особенности развития личности, диагностика и коррекция РДА. 8 Тема 16. Психология детей с дисгармоничным складом личности. Предмет и задачи, история психологии этого направления. Диагностика и коррекция личности детей с дисгармоничным складом личности. 9 Тема 17. Психология детей со сложными нарушениями развития. Предмет и задачи, история этого направления. Причины сложных нарушений. Классификация, особенности развития личности, диагностика и коррекция. 9
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ.. 9 ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.. 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 11
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Цели изучения дисциплины. · Теоретической целью дисциплины является, изучение специальной психологии; ознакомление с новыми понятиями и терминами; · в теоретическом анализе раскрыть биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты проблемы нарушения в развитии психики; · сочетание экспериментальных и теоретических методов в познании аномального развития; · показать единство закономерностей нормального и отклоняющегося развития; изучить основные механизмы компенсации и коррекции отклоняющегося развития; · рассмотреть скрытые возможности организма в условиях аномального развития и множественных подходах в обучении; · Практическая цель дисциплины, является изучение специальной психологией научных и практических рекомендаций, положений и выводов по формированию и применению техник, методов компенсации и коррекции отклоняющегося развития; · Познакомиться с применением основных методов диагностики в специальной психологии, в написании психологического анализа и квалификации дефекта; · Применять диагностический ассоциативный эксперимент и развивать компенсаторные возможности в социально-психологической работе с детьми и лицами, имеющими дефект. Задачи изучения дисциплины. Задачами изучения дисциплины являются: · изучение природы нарушений в развитии человека; · объективных и субъективных факторов, влияющих на развитие и воспитание детей, имеющих отклонения от развития в норме; В процессе изучения дисциплины студенты должны: · усвоить теоретические положения, связанные с изучением специальной психологии как академической дисциплины; · приобрести навыки использования теоретических положений и практических знаний на основе полученной информации по специальной психологии; · основные понятия и закономерности специальной психологии; · основные виды нарушений физического, психического и интеллектуального развития человека;
· знать основные понятия, связанные с разными заболеваниями по направлениям: сурдопсихология, тифлопсихология, логопсихология, олигофренопсихология; · использовать знания теории компенсации Л.С. Выготского: понятие структуры дефекта; · замещение утраченной функции и компенсации нарушений через трудовую деятельность; · проводить диагностику первичных, вторичных и третичных дефектов; · использовать знания о нарушениях в коре головного мозга по теории А.Р. Лурия; · Изучить и знать применение диагностических методов в профессиональной деятельности по выявлению аномального развития или дефекта; · Знать типы нарушений психического развития и закономерности аномального развития ребенка; · Специалисты должны уметь применять знания на практике, владеть методами и техниками коррекции развития с помощью компенсаторных возможностей человека. · Иметь представление: о предмете и системе, перспективах специальной психологии; · Об истории специальной психологии; вклад в развитие специальной психологии отечественных и зарубежных авторов; · О методологических проблемах изучения проблем специальной психологии; понятие о содержании, закономерности аномального развития и норме; · о видах коррекции и способах компенсации дефекта в области сурдологии, тифлопсихологии, логопсихологии, олигофренопсихологии. · об объективных и субъективных факторах, влияющих на общественное социально-психологическое сознание в области воспитания, обучения и развития детей, имеющих аномальное развитие или дефект. · О социализации детей в нашем обществе, имеющих проблемы в развитии; работе специализированных учреждений по направлениям нарушения слуха и зрения, речи и интеллектуального развития. Знать: · основные термины и понятия в специальной психологии; · методики и техники социально-психологических исследований · отклоняющегося развития; · особенности и методы диагностики отклоняющегося развития; · принципы коррекционно работы и проведение диагностики детей с нарушением в развитии; Уметь: · составлять программы коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии; · применять на практике методы и техники психологической диагностики; · собирать анамнез; составлять коррекционную программу для работы с ребенком вне нормы. · Проводить социально-педагогическую работу с родителями и работниками специальных учреждений; · Вести просветительскую деятельность по предупреждению нарушений в развитии психики;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|