Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Логопсихология, предмет и задачи этого раздела в СП. Причины речевых нарушений, классификация.




Краткое содержание темы: Предмет и задачи логопсихологии. Классификация нарушений речи. Причины нарушений речи.

 

Тема 12. Диагностика и коррекция личности с нарушением речи. Особенности нарушений речи в сочетании с нарушениями слуха, зрения и двигательных функций. Работы Лурия А.Р., Выготского Л.С. и Брока П., Вернике К.

Краткое содержание темы:

Особенности нарушений речи в сочетании с нарушениями слуха, зрения, ОДА.

Зоны поражения коры головного мозга, имеющие сочетательные нарушения. Первичный, вторичный и третичный дефект. Диагностика и коррекционная работа по восполнению нарушенных функций и их компенсация. Речевые центры Брока-Вернике.

Дидактические единицы: Первичный, вторичный, третичный дефект. Компенсация.

 

Тема 13. История развития направления, диагностика и коррекция при нарушении ОДА у детей. Особенности развития личности ребенка с нарушением ОДА. ДЦП, его специфика, структура и формы.

Краткое содержание темы:

История формирования направления ОДА в специальной психологии. Диагностика и коррекция по степени нарушенности ОДА. Специфика, структура и формы. Задачи этого направления.

Дидактические единицы: Детский церебральный паралич, полиомиелит, миопатия, рассеянный склероз, врожденное недоразвитие ОДА, диплегия

 

Тема 14. Психическое развитие при асинхронии с преобладанием расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Синдром детского аутизма.

Краткое содержание темы:

Проблемы в развитии при асинхронии. Понятие – асинхрония. Влияние асинхронии на эмоционально-волевую сферу. Познавательную и внимание, память. Понятие –синдром детского аутизма. Влияние его на развитие поведения, познавательной сферы. Диагностика и коррекция.

Дидактические единицы: Аутизм, асинхрония, синдром.

 

Тема 15. Предмет и задачи психологии детей с РДА. История, причины и механизмы возникновения РДА. Классификация по степени тяжести. Особенности развития личности, диагностика и коррекция РДА.

Краткое содержание темы:

История возникновения РДА. Основные причины и механизмы нарушения. Классификация по степени тяжести и влияние на развитие. Предмет и задачи, диагностика и коррекция работы. Особенности развития личности.

Дидактические единицы: Самоагрессия, самосохранение, ранний аутизм.

 

Тема 16. Психология детей с дисгармоничным складом личности. Предмет и задачи, история психологии этого направления. Диагностика и коррекция личности детей с дисгармоничным складом личности.

Краткое содержание темы: Особенности развития личности с дисгармоничным складом. Факторы влияния на развитие и воспитание дисгармоничной личности. Особенности диагностики и коррекции детей по выявлению дисгармоничного развития. История формирования направления в специальной психологии, предмет изучения и задачи.

 

Тема 17. Психология детей со сложными нарушениями развития. Предмет и задачи, история этого направления. Причины сложных нарушений. Классификация, особенности развития личности, диагностика и коррекция.

Краткое содержание темы: История становления этого направления в специальной психологии. Изучение причин сложных нарушений и их классификация по степени сложности. Предмет и задачи данного направления, диагностика и коррекция детей со сложными нарушениями в развитии.

 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ: творческая работа по заданной теме.

Такая форма предусматривает не только проверку усвоенных знаний, но и дает возможность примерить на себя роль специального психолога, т.е. носит еще и профориентационный характер.

Задание: написать сочинение по теме «Если бы я был специальным психологом».

Содержание (в сочинении ответьте на следующие вопросы):

1. Какие знания мне для этого необходимы (отрасли психологии) что мог бы почитать, на работы каких ученых я бы опирался

2. Почему бы я мог им стать. (какие необходимые качества у меня для этого есть?)

3. С какой категорией нарушений я бы хотел работать и почему??

4. Как бы я работал с этими детьми? (расписать формы работы с конкретными нарушениями)

5. Какая работа мною велась бы с родителями? (на что направлена)

6. Какие свои увлечения я мог бы использовать в работе?

7. Какие результаты я бы получал в итоге своей работы?

8. Кем я хочу быть на самом деле?

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

(Перечень контрольных вопросов по темам содержания дисциплины.)

1. Понятия об аномальном развитии. Причины аномального развития.

2. Психологические параметры дизонтегенеза.

3. Две линии развития в онтогенезе.

4. Структура дефекта.

5. Социальная концепция дефекта.

6. Дефекты сенсорного развития.

7. Типология интеллектуальных нарушений.

8. Механизмы вторичных нарушений.

9. Типы нарушений психологического развития.

10.Психическое недоразвитие.

11.Поврежденное развитие.

12.Дефицитарное развитие.

13.Искаженное развитие.

14.Дисгармоничное развитие.

15.Личность при дефицитарном развитии.

16.Взаимоотношения между первичным и вторичным дефекте.

17.Понятие сурдопсихологии.

18.Понятие тифлопсихологии.

19.Понятие логопсихологии.

20.Биологические факторы дизонтегенеза.

21.Межличностные отношения при дефицитарном развитии.

22.Социально-психологическая адаптация при приобретенном нарушении работы анализатора.

23.Патологическое формирование личности.

24.Понятие «зона ближайшего развития».

25.Понятие психопатии. Систематика. Этиология, патогенез.

26.психология детей с недостаточностью интеллектуального развития.

27.Принципы, задачи, методы диагностики в специальной психологии.

28.психология нарушений ОДА. Компенсаторные возможности.

Тематические планы изучения дисциплины составлены в соответствии с дидактическими единицами ФГОС специальностей и направлений.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М., 1974г.

2. Лурия А.Р. и современная психология. (Сб.ст. памяти А.Р. Лурия) под. ред. Е.Д. Хомской и др. М., изд-во МГУ. 1982г.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития детей. М., 1989г.

5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989г.

6. Психология глухих детей. Под ред. И.М. Соловьева М., 1974г.

7. Рубинштейн С.Я. психология У.О. школьника. М., 1974г.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. М., Педагогика, т.5, основы дефектологии. 1983г.

9. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Пер. с анг. М., педагогика, 1991г.

10.Проблема формирования речи у глухих детей. (Тр. Ин-та Дефектологии; отв. Ред. Профессор Л.В. Знаков М. изд-во АН РСФСР, 1974г.)

11.Методы психолого-педагогического изучения аномальных детей. М.1981г.

Дополнительная литература:

1. Романова Б.С. Усанова О.Н. Психологическая диагностика развития в норме и патологии. М., 1989г.

2. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М. Коррекция, 1995г.

3. Литван Л.Г. психология слепых и слабовидящих. СПб. Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998г.

4. Хрестоматия. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. СПб Питер. 2001г

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...