Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины.
1. Дисциплина медицинская психология. 2. Дисциплина дефектология. 3. Дисциплина общая психология. 4. Дисциплина социальная психология и др. Список дисциплин, для изучения которых необходимы знания данного курса. 1. Дисциплина педагогика. 2. Дисциплина психологическое консультирование. 3. Дисциплина менеджмент. 4. Дисциплина юридическая психология.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Введение. Предмет и задачи специальной психологии. Понятийно-категориальный аппарат специальной психологии. Систематика и статистика в специальной психологии. Содержание темы: Определение предмета и задачи специальной психологии. Основная цель изучения специальной психологии. Специальная психология как направление психологической науки в целом. Взаимосвязь с коррекционной педагогикой. История развития дисциплины. Экспериментальные методы Вундта, Крепелина, Бехтерева и Корсакова. Специфика категорий и понятий в специальной психологии. Применений систематики и статистики для исследований в этой дисциплине. Дидактические единицы: специальная психология, патология, дефектология, распад мышления, мозговые структуры, невропатология.
Тема 2. Специальная психология и смежные науки. Основные разделы: логопсихология, олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология. Краткое содержание темы: Общее представление основных разделов специальной психологии. Характеристика каждого раздела по задачам, содержанию, истории создания, общие сведения. Взаимосвязь этих разделов и отличие. Дидактические единицы: логопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
Тема 3. Основные виды и закономерности отклоняющегося развития. Современное представление о нормальном и отклоняющемся развитии. Новые понятия в специальной психологии.
Краткое содержание темы: Определение степени нормальности человека. Личностно – ориентированный подход. Кривая Гаусса. Определение нормальности развития ребенка. Три критерии я нормальности. Факторы психического развития человека. 4 условия для нормального развития. Теория преформизма. Пренатальный и постнатальный периоды развития. Дидактические единицы: Норма, кривая гаусса, преформизм, Пренатальный и постнатальный период, личностно-ориентированный подход, абнормальность.
Тема 4. Концепция А.Р. Лурия и его последователей о мозговых организациях целостной психической деятельности. Краткое содержание темы: Теоретическое понятие мозговых организаций. Структурно-фукциональная модель интегративной работы мозга предложенная А.Р. Лурия. Характеристика поражений и результат ожидания. Дидактические единицы: Мозговые организации, интегративная работа, блок, поражение, высшие психические формы деятельности, степень биологической зрелости.
Тема 5. Общие вопросы специальной психологии. Факторы психического развития человека: механизмы генетических влияний, соматический фактор, повреждения головного мозга, механизмы социальных влияний в период пренатальном и натальном периодах развития ребенка. Краткое содержание темы: Факторы психического развития и механизмы генетический влияний. Постнатальный период и онтогенез их зависимость от социокультурных влияний. Социокультурные влияния на мозговые структуры и их функционирование. Новое понятие «репродуктивный императив». Отношения родитель-ребенок, привязанность. Что приводит к патологии. Аномалия плода как синдром. Нервносоматическая ослабленность, эмоциональная неустойчивость и признаки невропатии по Захарову. Признаки и нарушения в развитии.
Дидактические единицы: сегменты, хромосомы, генетика, постнатальный период, онтогенез, репродуктивный императив, привязанность, трисомия.
Тема 6. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции. Краткое содержание темы: Рассмотреть две группы методов профилактики и коррекции отклонений в развитии. Методологические основы коррекционно работы. Чувство неполноценности и их характеристика по Выготскому Л.С. Понятие дефект и динамическое изучение дефективного ребенка. Закон психической жизни Т.Липпса. Социальные последствия. Дидактические единицы: Дефект, профилактика, коррекция, динамическое изучение, социальные последствия.
Тема 7. Психологические заповеди педагога. Состояние здоровья детей и готовность психолого-педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности. Общие вопросы психолого–педагогической диагностики. Использование метода наблюдения для выявления первичных отклонений в развитии личности ребенка. Краткое содержание темы: Психологические заповеди педагога и психолога. Ранняя диагностика в дошкольном возрасте и ее эффект в восстановительной работе с ребенком. Важнейшие задачи социального психолога. Базовый метод – наблюдение и его виды. Характеристика видов наблюдения. Основы психосоциального развития. Дидактически единицы: Наблюдение, синдромологичность, типы защитных реакций.
Тема 8. Психическое развитие умственно отсталого ребенка и особенности развития познавательной сферы личности. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР): предмет и задачи, исторический экскурс, диагностика и коррекция. Краткое содержание темы: Важная задача психологическая диагностика и коррекция трудных детей и детского поведения. Психологическая квалификация основных психических расстройств, их структура и степень выраженности. Оценка выраженности нарушений у детей. Дезонтогенез, компоненты психического недоразвития, асинхрония, регресс, изоляция. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии. Диагностика и коррекция.
Дидактические единицы: Дезонтогенез, асинхрония, регресс, изоляция, психическое недоразвитие.
Тема 9. Сурдопсихология и особенности развития детей с этой патологией. Диагностика и коррекция. Классификация нарушений слуха, причины и особенности развития личности. Краткое содержание темы: Предмет и задачи сурдопсихологии. Особенности поведения людей с недостатками слуха. Педагогическая классификация нарушений слуха. История становления сурдологии как науки: Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Л.С. Выготский и т.д. Причины нарушений слуха. Классификационные критерии нарушений слуха. Особый вид дизонтегенеза – дефицитарный. Дидактические единицы: Дефицитарное развитие, сурдология, слабослышащие, глухие дети.
Тема 10. Тифлопсихология, предмет и задачи, история развития этого направления в СП. Классификация нарушения зрения, диагностика и коррекция развития детей с нарушением зрения. Особенности их развития. Краткое содержание темы: предмет и задачи тифлопсихологии. Классификация нарушений зрения диагностика и психологическое сопровождение детей с нарушениями зрения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|