Направление деятельности и формы тьюторского сопровождения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Центр дополнительного образования детей «Планирование карьеры» MUNICIPAL INSTITUTION PLANNING CAREER CENTRE Ленина, 116, г.Томск, 634009, Россия, тел.: 51-45-02, 51-25-32, 51-28-84, факс: 51-42-87 Адрес сайта: www.cpc.tomsk.ru e-mail: cpcpk@mail.ru
Программа тьюторского сопровождения «Планирование карьеры – начало пути» (для обучающихся 9 классов)
Срок реализации 1 год
Автор: Петрова Надежда Валерьевна педагог дополнительного образования,
Томск – 2009 Пояснительная записка Преобразования, осуществляемые в политической и социально-экономической жизни общества, утверждают новый взгляд на личность специалиста, требуют профессионально подготовленных, самостоятельно мыслящих людей. В настоящее время критерием определяющим успешность человека, становится готовность к работе в быстро меняющихся условиях общественной и профессиональной деятельности. В связи с этим перед современной системой образования стоит задача не только обеспечить глубокое и прочное усвоение знаний, но и создать условия для развития потенциала личности, ее социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Реализация данных задач сводится к введению профильного обучения старшеклассников соответствующего с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной программы (далее именуемая ИОП). Обучающимся предоставляется возможность собственного выбора содержания образования, формы и места занятий в соответствии с их интересами, способностями, склонностями, последующими жизненными планами.
Обобщая опыт реализации ИОП в различных образовательных учреждениях, необходимо признать, что важным условием успеха является создание определенной среды обучения, построенной на новых организационных, методических и содержательных возможностях современного образования. В соответствии с этим обстоятельством перед образовательным учреждением встает важнейшая задача в создании условий адекватного возможностям ученика выбора профессиональной подготовки в условиях профильного обучения. Особое место в данном процессе отводится учреждениям дополнительного образования детей, которые выполняют функцию расширения возможностей образовательных стандартов и усиление вариативной составляющей общего образования. Интеграция ресурсов ОУ и УДО приведет к смене позиции педагога как консультанта, направляющего самостоятельную деятельность обучающихся. Тьюторское сопровождение осуществляет поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На базе Центра «Планирование карьеры» разработана программа тьютерского сопровождения ИОП для обучающихся 9 класса. Проблемная ситуация, на решение которой направлена программа тьторского сопровождения, заключается в том, что профилизация школы делает для девятиклассника острой и актуальной проблему выбора профиля дальнейшего обучения. Учитывая, что подавляющее большинство девятиклассников ориентировано на обучение в 10-м классе, данная проблема приобретает массовый характер. Отсутствие элементарных представлений о научных основах осуществления выбора и сложности при осознании собственных индивидуальных особенностей и целей препятствует эффективному профессиональному самоопределению учащихся в процессе выбора профильных классов. Реализация ИОП требует от обучающихся высокого уровня активности, готовности принимать ответственность за результаты и процесс обучения, способности к грамотной постановке целей и самоорганизации, развития коммуникативной, проектной, информационной компетенции, а так же компетенции самоопределения. Поэтому остро встает необходимость создания системы сопровождения процесса предпрофильного обучения задачей которого становится помощь учащимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и профиля обучения. Данное обстоятельство обусловило разработку программы тьюторского сопровождения 9 класса «Планирование карьеры – начало пути». Программа тьюторского сопровождения входит в инвариантную часть городской профориентационной программы «Планирование карьеры – путь к успеху».
Цель программы: создание условий осознанного выбора профиля в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи программы: 1. Развить готовность обучающихся к выбору профиля обучения. 2. Способствовать расширению информационного поля образовательных ресурсов. 3. Создать условия проявления социальной активности обучающегося в вопросах профессионального и личного самоопределения посредством разработки и реализации плана индивидуальной образовательной деятельности. Ожидаемые результаты: 1. У обучающихся развита готовность принятия ответственного выбора профиля обучения. 2. Участники программы владеют навыками работы с информацией в сфере образовательных и профессиональных ресурсов. 3. Обучающиеся являются активными участниками профессионального и личного самоопределения посредством проектирования и реализации плана индивидуальной образовательной программы. Программа тьюторского сопровождения рассчитана на срок реализации - 1 год в количестве 35 часов. В своем содержании программа имеет 4 этапа представленных инвариантной (еженедельные встречи) и вариативной частью (по выбору и запросу обучающегося) учебного процесса. В таблице ниже указаны основные этапы программы и задачи тьюторского сопровождения.
Возрастные психологические особенности обучающихся 9 класса связаны с процессом самоопределения, как личностного, так и профессионального. Основной проблем самоопределения, в том числе и социально-профессионального, является проблема выбора. Учащиеся старшей школы оказываются в ситуации необходимости осуществления выбора способа продолжения образования после 9 класса и направления получения образования и будущей профессии после окончания школы. Как показывает практика и многочисленные исследование, обучающиеся часто не готовы принимать ответственность, имеют туманное, нереалистичное представление о будущем, испытывают сложности при осознании собственных индивидуальных особенностей, целей, мотивов поведения. В этих условиях резко возрастает тревожность, связанная с не устоявшейся самооценкой и недостаточным развитием навыков саморегуляции и самоорганизации. Кроме того, возникает интерес к своему внутреннему миру, устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления. Одни из главных проблем личностного самоопределения – это поиск собственных ответов на вопросы о смысле собственного существования, о реализации личностью своих прав на свободу выбора собственного пути развития. Потребность в самоопределении, поиски, пробы могут стать более целенаправленными и управляемыми, если они будут оформлены как индивидуальная образовательная программа. Деятельность по ИОП позволит структурировать и спланировать свою образовательную деятельность, психологические тренинги, консультации, семинары в ходе программы позволят им построить образ желаемого будущего, осознать и поставить ближайшие и перспективные цели, опираясь на приобретенные знания о своих личностных особенностях.Роль тьютора состоит в проектировании ИОП и сопровождения состоит и в том, что бы создать возможности для самопознания и самореализации, проявление активности и способности к осуществлению самостоятельных действия в различных сферах жизнедеятельности через освоение навыков проектирования своей образовательной деятельности. Кроме того, в 9 классе важно инициировать самоопределение относительно будущего профиля обучения.
Объектом тьюторского сопровождения является группа обучающихся (15 - 20 человек) – участников программы. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т.е. цели этой деятельности определяются обучающегося на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Формы сопровождения реализуются совместно с классным руководителем обучающихся.
Направление деятельности и формы тьюторского сопровождения
Методы тьюторского сопровождения: - методы практикоориентированной деятельности - методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса), - проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио), - психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование), - методы активного обучения, - методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей) - методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах). Учебно – тематический план программы (35 часов)
Содержание курса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|