Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направление деятельности и формы тьюторского сопровождения




Центр дополнительного образования детей «Планирование карьеры»

MUNICIPAL INSTITUTION

PLANNING CAREER CENTRE

Ленина, 116, г.Томск, 634009, Россия, тел.: 51-45-02, 51-25-32, 51-28-84, факс: 51-42-87

Адрес сайта: www.cpc.tomsk.ru

e-mail: cpcpk@mail.ru

 

Программа тьюторского сопровождения

«Планирование карьеры – начало пути»

(для обучающихся 9 классов)

 

 

Срок реализации 1 год

 

Автор: Петрова Надежда Валерьевна

педагог дополнительного образования,

 

Томск – 2009

Пояснительная записка

Преобразования, осуществляемые в политической и социально-экономической жизни общества, утверждают новый взгляд на личность специалиста, требуют профессионально подготовленных, самостоятельно мыслящих людей. В настоящее время критерием определяющим успешность человека, становится готовность к работе в быстро меняющихся условиях общественной и профессиональной деятельности. В связи с этим перед современной системой образования стоит задача не только обеспечить глубокое и прочное усвоение знаний, но и создать условия для развития потенциала личности, ее социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Реализация данных задач сводится к введению профильного обучения старшеклассников соответствующего с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной программы (далее именуемая ИОП). Обучающимся предоставляется возможность собственного выбора содержания образования, формы и места занятий в соответствии с их интересами, способностями, склонностями, последующими жизненными планами.

Обобщая опыт реализации ИОП в различных образовательных учреждениях, необходимо признать, что важным условием успеха является создание определенной среды обучения, построенной на новых организационных, методических и содержательных возможностях современного образования. В соответствии с этим обстоятельством перед образовательным учреждением встает важнейшая задача в создании условий адекватного возможностям ученика выбора профессиональной подготовки в условиях профильного обучения. Особое место в данном процессе отводится учреждениям дополнительного образования детей, которые выполняют функцию расширения возможностей образовательных стандартов и усиление вариативной составляющей общего образования.

Интеграция ресурсов ОУ и УДО приведет к смене позиции педагога как консультанта, направляющего самостоятельную деятельность обучающихся. Тьюторское сопровождение осуществляет поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.

На базе Центра «Планирование карьеры» разработана программа тьютерского сопровождения ИОП для обучающихся 9 класса.

Проблемная ситуация, на решение которой направлена программа тьторского сопровождения, заключается в том, что профилизация школы делает для девятиклассника острой и актуальной проблему выбора профиля дальнейшего обучения. Учитывая, что подавляющее большинство девятиклассников ориентировано на обучение в 10-м классе, данная проблема приобретает массовый характер. Отсутствие элементарных представлений о научных основах осуществления выбора и сложности при осознании собственных индивидуальных особенностей и целей препятствует эффективному профессиональному самоопределению учащихся в процессе выбора профильных классов. Реализация ИОП требует от обучающихся высокого уровня активности, готовности принимать ответственность за результаты и процесс обучения, способности к грамотной постановке целей и самоорганизации, развития коммуникативной, проектной, информационной компетенции, а так же компетенции самоопределения. Поэтому остро встает необходимость создания системы сопровождения процесса предпрофильного обучения задачей которого становится помощь учащимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и профиля обучения. Данное обстоятельство обусловило разработку программы тьюторского сопровождения 9 класса «Планирование карьеры – начало пути». Программа тьюторского сопровождения входит в инвариантную часть городской профориентационной программы «Планирование карьеры – путь к успеху».

 

Цель программы: создание условий осознанного выбора профиля в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы.

 

Задачи программы:

1. Развить готовность обучающихся к выбору профиля обучения.

2. Способствовать расширению информационного поля образовательных ресурсов.

3. Создать условия проявления социальной активности обучающегося в вопросах профессионального и личного самоопределения посредством разработки и реализации плана индивидуальной образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. У обучающихся развита готовность принятия ответственного выбора профиля обучения.

2. Участники программы владеют навыками работы с информацией в сфере образовательных и профессиональных ресурсов.

3. Обучающиеся являются активными участниками профессионального и личного самоопределения посредством проектирования и реализации плана индивидуальной образовательной программы.

Программа тьюторского сопровождения рассчитана на срок реализации - 1 год в количестве 35 часов. В своем содержании программа имеет 4 этапа представленных инвариантной (еженедельные встречи) и вариативной частью (по выбору и запросу обучающегося) учебного процесса. В таблице ниже указаны основные этапы программы и задачи тьюторского сопровождения.

 

Этапы программы Задачи этапа Зачади тьютора
1. Целеполагание - начало пути. Индивидуальная образовательная программа - знакомство обучающихся с целями и этапами программы; - мотивация участников на создание ИОП. 1. Информирование о целях и содержании программы «Планирование карьеры – начало пути». 2. Выявление и оформление образовательного заказа участника программы. 3. Определение совместно с обучающимся необходимых ресурсов соответствующих реализации поставленной цели. 4. Планирование и оформление совместно с обучающимся образовательных маршрутов соответствующих его цели обучения. 5. Выявление и привлечение, совместно с обучающимися, дополнительных образовательных ресурсов соответствующих поставленной цели. 6. Анализирует с обучающимся способы самоорганизации и формы контроля.    
2. Инновационная стратегия планирования карьеры - выявление профильных предпочтений участников. 1. Контролирует и анализирует ход реализации ИОП. 2. Организует рефлексию обучающегося в ходе коррекции ИОП на соответствие поставленным целям и задачам. 3. Корректирует ИОП в соответствии с поставленными целями. 4. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий. 5. Анализирует совместно с обучающимся эффективность образовательных ресурсов цели ИОП. 6. Организует освоение обучающимися навыков исследовательской и проектной деятельности посредством реализации ИОП, проекта. 7.Организует ситуацию выбора профиля обучения посредством: участия, обучающегося в практиках, стажировках, конференциях, фестивалях, сбора портфолио.  
3. Профессии нового поколения. -выявление профессиональных предпочтений участников. 1. Контролирует и анализирует ход реализации ИОП. 2. Организует рефлексию обучающегося в ходе коррекции и реализации ИОП на соответствие поставленным целям и задачам. 3. Корректирует ИОП в соответствии с поставленными целями. 4. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий. 5. Определяет совместно с обучающимся образовательные и профессиональные перспективы. 6. Координирует проектную и исследовательскую деятельность. 7. Организует освоение обучающихся различных способов профессиональной деятельности через экскурсии в учреждения высшего и среднего профессионального образования.  
4. Проектирование и управление инновациями своей жизни. - знакомство обучающихся с типологией карьерных процессов; - диагностика заявленных компетенций. 1. Проводит мониторинг эффективности обучения по индивидуальной образовательной программе. 2.Анализирует выбор профильной направленности обучающегося. 3. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий.  

 

 

Возрастные психологические особенности обучающихся 9 класса связаны с процессом самоопределения, как личностного, так и профессионального. Основной проблем самоопределения, в том числе и социально-профессионального, является проблема выбора. Учащиеся старшей школы оказываются в ситуации необходимости осуществления выбора способа продолжения образования после 9 класса и направления получения образования и будущей профессии после окончания школы. Как показывает практика и многочисленные исследование, обучающиеся часто не готовы принимать ответственность, имеют туманное, нереалистичное представление о будущем, испытывают сложности при осознании собственных индивидуальных особенностей, целей, мотивов поведения. В этих условиях резко возрастает тревожность, связанная с не устоявшейся самооценкой и недостаточным развитием навыков саморегуляции и самоорганизации.

Кроме того, возникает интерес к своему внутреннему миру, устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления. Одни из главных проблем личностного самоопределения – это поиск собственных ответов на вопросы о смысле собственного существования, о реализации личностью своих прав на свободу выбора собственного пути развития.

Потребность в самоопределении, поиски, пробы могут стать более целенаправленными и управляемыми, если они будут оформлены как индивидуальная образовательная программа. Деятельность по ИОП позволит структурировать и спланировать свою образовательную деятельность, психологические тренинги, консультации, семинары в ходе программы позволят им построить образ желаемого будущего, осознать и поставить ближайшие и перспективные цели, опираясь на приобретенные знания о своих личностных особенностях.

Роль тьютора состоит в проектировании ИОП и сопровождения состоит и в том, что бы создать возможности для самопознания и самореализации, проявление активности и способности к осуществлению самостоятельных действия в различных сферах жизнедеятельности через освоение навыков проектирования своей образовательной деятельности. Кроме того, в 9 классе важно инициировать самоопределение относительно будущего профиля обучения.

Объектом тьюторского сопровождения является группа обучающихся (15 - 20 человек) – участников программы. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т.е. цели этой деятельности определяются обучающегося на основе его индивидуальных интересов, направленностей.

Формы сопровождения реализуются совместно с классным руководителем обучающихся.

 

Направление деятельности и формы тьюторского сопровождения

Направления деятельности Формы сопровождения
Информационно – просветительская деятельность (информирование участников образовательного процесса о возможностях и целях ИОП, направлениях деятельности профилей обучения). Семинар-тренинг
Инструктивно-методический семинар
Консультация
Экскурсия
Аналитическая деятельность (самоанализ и анализ своих способностей и склонностей, рефлексия хода реализации ИОП). Рефлексия
Консультация
Тренинг
Коррекционно-развивающая деятельность (коррекция, уточнение, конкретизация, усовершенствование обучающимися ИОП). Консультация по коррекции ИОП
Рефлексия
Дебаты
Проектно-исследовательская деятельность Консультация по исследовательской и проектной деятельности, выстраиванию ИОП.
Семинар
Мониторинг и экспертиза условий и результатов образовательной деятельности обучающихся по ИОП Рефлексия и рефлексивный отчет (реализация ИОП, проектной и исследовательской работы).
Диагностика

Методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

- методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

Учебно – тематический план программы

(35 часов)

  №   Тема Кол-во часов   Всего
Теория Практика Итого  
Инвариантная часть   Блок 1 Целеполагание - начало пути. Индивидуальная образовательная программа.        
Мотивационный тренинг по ИОП      
Тренинг «Целеполагания»      
Инструктивно методический семинар построения ИОП.      
Вариативная часть   Индивидуальные или групповые консультации по построения ИОП        
Тренинг «Самоорганизация как фактор успешной реализации ИОП».        
Инвариантная часть   Блок 2. Инновационная стратегия планирования карьеры.        
  Мотивационный тренинг «Исследовательская и проектная деятельность».        
Тренинг «Ответственный выбор».      
Практическое занятие «Выявление предрасположенности к политехническому профилю».      
Практическое занятие «Выявление предрасположенности к гуманитарному профилю».      
Практическое занятие «Выявление предрасположенности к естественнонаучному профилю».      
Практическое занятие «Выявление предрасположенности к художественного о направления профилю»      
Вариативная часть   Тренинг «Успешная презентация проекта».        
  Индивидуальные и групповые консультации по коррекции ИОП – работа с медиатекой.        
Профориентационные консультации.        
Тренинг «Целеполагание и выбор профессии».      
Инвариантная часть     Блок 3. Профессии нового поколения.        
  Роль интересов и склонностей в профессиональном развитии и самореализации. Диагностика интересов и склонностей.      
Профессиональная направленность личности. Диагностика профессиональной направленности.      
Ценности личности как основание жизненной и профессиональной карьеры.        
Вариативная часть   Инструктивно-методический семинар «Структура и критерии успешного исследования».        
Тренинг «Секреты публичного выступления».      
Тренинг «Профессиональное самоопределение – выбор настоящего – выбор будущего»        
Индивидуальные и групповые консультации по коррекции ИОП – работа с медиатекой.        
Инвариантная часть     4. Блок 4. Проектирование и управление инновациями своей жизни.        
  Семинар «Инновационная стратегия планирования карьеры».      
Дискуссия «Роль престижности профессий в профессиональном самоопределении».      
Самомаркетинг на рынке труда.      
Виртуальные экскурсии по учебным заведениям г. Томска.      
Вариативная часть   Тренинг «Успешная презентация проекта».          
Дебаты «Инновации в образовании».      
Деловая игра «Биржа талантов».        
         

Содержание курса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...