Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проверка ведения аналитического учета и сводных расчетов по оплате труда

Аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия. по всем видам заработной платы, премиям, пособиям и другим выплатам и удержаниям (налогам, платежам и др.).

Для этой цели необходимые данные накапливаются в лицевых счетах (накопительных документах), расчетно-платежной документации, а при использовании ПК могут храниться в виде отдельных файлов.

Аудитор должен проверить, ведется ли такой учет, и обратить внимание на сохранность этой информации и формирование на каждого работающего совокупного годового дохода. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты труда работникам, вознаграждения по результатам работы за год, стоимость бесплатного предоставления питания и продуктов, единовременное вознаграждение за выслугу лет и др.

Сводные расчеты по заработной плате выполняют проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующим с ним счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту счета проверяют по данным журналов-ордеров №10 и 10\1. а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по данным журналов-ордеров №1 «Касса», №2 «Расчетный счет», №8 – по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентам и др.

При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (счет 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по ст. Расчеты с кредиторами по оплате труда» раздела 4 пассива и «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и по ст. «Расчеты с прочими дебиторами» раздела 2 актива (в части долгов за работающими и органами страхования).

Для контроля расчетов по оплате труда используются следующие документы: первичные документы по учету выработки и заработной платы, расчетные (расчетно-платежные) ведомости, лицевые счета работающих, платежные ведомости и др.

Прежде всего необходимо проверить соответствие итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию. Далее проверяется правильность производимых операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.

Так, выплаты из фонда оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, относятся в дебет счетов 20, 23, 25, 26.

Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения налогов и платежей, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды: по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, обязательному медицинскому страхованию.

Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ № 89 от 10.07.95 «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» и инструкциями соответствующих внебюджетных фондов.

Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по сч. 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.

ГУП "ФХУ КАСРРГ" применяет компьютерную систему расчетов с работниками по заработной плате с использованием идентификационных карточек пропуска, которые позволяют вести учет отработанного времени (“пришел на работу” “ушел с работы"), тем самым автоматически учитывать отработанное время. Корректировки выполняются работниками отдела кадров (если существуют исключительные обстоятельства, когда отработанные часы или выплаченная заработная плата превышают установленный уровень).

Система “выхода” включает:

1. Полную распечатку корректировочных записей, внесенных отделом кадров;

2. Копии платежных ведомостей;

3. Компьютерную распечатку деталей по платежам, которые будут представлены в банк.

Решение: При получении доказательств правильности ведения учета оплаты труда должны быть выполнены следующие процедуры:

1. Подтвердить выплату заработной платы работникам:

а) рассмотреть процесс выдачи идентификационных карточек. Убедиться, что каждая карточка составлена только в одном экземпляре и исходящие координаты, например занимаемая должность, на ней верны. Исходные данные и выпуск карт должны быть санкционированы и подписаны ответственным работником отдела кадров;

б) выполнить тесты на соответствие санкционированных корректировок, сделанных в отделе кадров. Убедиться, что санкционирование является результатом независимой проверки сделанных записей;

в) провести проверку на соответствие подписей по выпущенным идентификационным карточкам;

г) проверить наличие работников (фактическое ознакомление на рабочем месте);

д) сверить среднесписочный состав работников по платежным ведомостям с приказами на зачисление и увольнение рабочих и служащих;

е) убедиться, что администрация отдела проводит санкционированное рассмотрение списков имен работников по бухгалтерским документам. Выполнить проверки на соответствие;

ж) выбрать несколько платежных ведомостей и провести контрольный подсчет итогов;

з) проанализировать (выборочно) случаи начисления заработной платы в размерах, вдвое превышающих месячную штатную ставку данного лица (с учетом всех дополнительных выплат).

2. Проверить правильность ставок выплаченной заработной платы:

а) убедиться в том, что временные и постоянные ставки начисления заработной платы были санкционированы. Проверить распечатку сделанных корректировок в исходных документах (табели, наряды и др.);

б) провести тесты на соответствие на предмет санкционированности сделанных корректировок;

в) провести анализ исключительных моментов (излишне отработанных часов, сверхурочных часов и работы в праздничные дни, начисленной зарплаты);

г) проанализировать действенность существующей системы контроля в данной области. Контроль должен проводиться своевременно, чтобы предотвратить ошибки и не допустить их появления в итоговой программе;

д) проверить все начисления и удержания, сделанные для вновь принятых работников.

3. Получить доказательства, что информация по заработной плате точно и в полном объеме была использована в качестве входных данных для записи в Главную книгу:

а) сделать выборку исходных данных и получить подтверждение правильности внесенных исправлений;

б) на основании сделанной выборки проверить правильность переноса данных по начислениям заработной платы (включая все суммы вычетов) в Главную книгу;

в) сверить данные синтетического счета 70 “Расчеты по заработной плате” в Главной книге с суммами платежной ведомости за месяц.

4. Убедиться в наличии соответствующего контроля системы платежей:

а) рассмотреть разделение обязанностей между бухгалтером и кассиром;

б) рассмотреть условия сохранности идентификационных карточек-пропусков и порядок допуска к автоматизированной системе учета рабочего времени;

в) убедиться в наличии соответствующего контроля за теми компьютерными данными, которые представляются в банк (обеспечение доступа к данным только уполномоченным на то лицам).

5. Рассмотреть всю систему платежей по заработной плате. Это позволит определить возможные значимые ошибки, не обнаруженные в других областях по причине отсутствия “аудиторских следов":

а) проанализировать выплаты. Рассмотреть среднемесячную заработную плату в расчете на одного работника и сравнить с данными за предыдущий год и с плановыми ожиданиями. Дать оценку всем существенным колебаниям;

б) рассчитать средний процент удержаний в расчете на одного работника (налоги, страхование, пенсионный фонд). Сравнить эти данные с ожидаемым процентом и изучить причины отклонений;

в) проанализировать просроченные выплаты.

6. Получить подтверждения правильности информации по платежам, определить необходимую степень ее раскрытия:

а) провести сверку по ежемесячным платежам;

б) определить степень раскрытия информации по общей заработной плате, платежам компании в страховой фонд, платежам компании в пенсионный фонд, платежам директорам, платежам высокооплачиваемым работникам.

7. В качестве итога можно сделать вывод, что наиболее подходящими являются следующие тесты:

а) проверка выборочной совокупности данных по выплате заработной платы. При этом необходимо, чтобы сведения были достаточно полными, т.е. включали следующие реквизиты: имя, отдел, дату поступления на работу / дату увольнения, должностной оклад, порядок налоговых и страховых удержаний;

б) использование программы анализа: вновь поступивших и выбывших работников; фактических работников. При выводе на печать следует указать имя, отдел, дату поступления на работу / дату увольнения, порядок налоговых и страховых удержаний. В части начислений выделить отработанное время и заработную плату за этот период, отпускные, сверхурочные, премии, компенсации и т.д.;

в) расчет заработной платы за месяц в одном из отделов, сравнение полученного результата с фактическим. Расчет средней заработной платы путем деления общей суммы выплат на число работников. Распечатывание средних сумм по отделам за каждый месяц;

г) расчет среднего процента вычетов в расчете на одного работника. Распечатывание этих данных за каждый месяц;

д) проверка правильности отнесения на счета начисленной заработной платы.


Заключение

 

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводиться аудитором, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика (проверяемого субъекта, в отдельных случаях за счет бюджетных средств) – клиента.

Основная цель аудита – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Задача аудитора состоит:

- в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

- в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

- в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция - это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

При проведении аудита в ГУП "ФХУ КАСРРГ" выявлены следующие ошибки:

- не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда;

- не включались в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за проведение ремонтных работ;

- не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков;

- неверно производилось начисление налога на доходы физических лиц.

Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате труда важное значение имеет работа по улучшению организации этого участка работы. Для этой цели ГУП "ФХУ КАСРРГ" аудиторская фирма может порекомендовать: полностью автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы аналитического учета по работающим.

 


Список литературы

 

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 123-ФЗ от 23.07. 1998г.

2. Албаров Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.

3. Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. - М.: ИНФРА-М, 1996.

5. Аренс Э.А., Лоббек Дж. К. Аудит / Пер. с англ. М.А. Терехова и А.А. Терехова. - М.: «Финансы и статистика». 1995.

6. Ардатова М.М., Кулешова А.Б. Аудит в вопросах и ответах: Учебное пособие.

7. Аудит: Учебник (Под редакцией В.И. Подольского. – М.: Экономистъ, 2003. – 494 с.

8. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства, - М.: «Финансы и статистика», 2003.

9. Бухгалтерский учет. Учебник / Под ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 528.

10. Бухгалтерский учет. Экспресс-курс. - М.: ИНФРА-М, 2001.

11. Васькин Ф.И., Свободина М.В. Теория бухгалтерского учета – М.: Колос, 2000. – 208с.

12. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. - М.: Экономика, 2003.

13. Корабельников Г.А. Минибухгалтерия.//Автоматизация бухгалтерского учета. Спецвыпуск ж. Главбух. 2000. С. 41-57.

14. Козлова Е.П., и др. Бухгалтерский учет - М.: Финансы и статистика, 2004. – 464с.

15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие для ВУЗов – М.: ЮНИТИ, 2000. – 560с.

16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – М.: «Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002.

17. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. – М.: Федеральная Книготорговая Компания, 2001. – 256с.

18. Климова М.А. Документооборот в бухгалтерском учете – М.: Издательство «Налоговый вестник», 2002.

19. Лисович Г.М., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский управленческий учет. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2004. – 354с.

20. Макальская М.Л., Денисов А.Ю. Самоучитель по бухгалтерскому учету – М.: АО «ДИС», 2004.

21. Палий В.Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Информационное агентство «ИПБ – БИНФА», 2005. – 336с.

22. Федотов А.В. Бухгалтерский учет в торговле: теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 318 с.

23. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета: Учеб. Пособие. – М.: ИКЦ «ДИС», 2004.

24. Криицкий Р.И. Контроль и ревизия, - М.: «Финансы и статистика», 2001.

25. Комаровский Л. М. Ревизия и контроль. – М.: «Финансы и статистика», 2005.

26. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Учебное пособие. – М.: Информационное агентство «ИПБР-БИНФА», 2005.

27. Ресурсы Интернет:

- http://www.buh.ru/document-163

- http://www.audit-it.ru/

- http://www.femida-audit.com/


[1] Албаров Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – С. 241.

[2] Комаровский Л. М. Ревизия и контроль. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – С. 115.

[3] Албаров Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. –С. 299.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...