Литературный процесс — история жанров
Стр 1 из 3Следующая ⇒ 08.09.2012 - 20:01:15 14.09.2011 - 9:13:37 25.11.2010 - 19:52:24 07.10.2010 - 20:54:16 ПРОГРАММА Курса ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Предмет и задачи курса истории античной литературы. Временные, пространственные и этнические границы античного мира. Древнегреческий язык и его основные диалекты (дорийский, эолийский, ионийско-аттический); латинский язык. Содержание понятия ‘классический’ — его формирование в эпоху Возрождения. Происхождение понятия и термина ‘литература’: греческая paideia παιδεία и латинская litteratura. Параллельная периодизация истории Древней Греции и Древнего Рима, ее приложение к истории литературного процесса. Границы микенского, гомеровского, архаического, классического, эллинистического, эллинистическо-римского периодов. Различия в терминологии.
Эллинистическо-римская эпоха
Источники античной литературы: рукописи, папирусы. Проблема сохранности текстов. Фрагменты. Правила цитирования античных авторов. Библиотеки. Александрийский Музей, Пергам, Рим. Книга. Развитие письма и чтения: значение культуры чтения для литературного процесса. Книга и софистическая революция[1].
Главные библиотекари Александрийского Музея
Создание Александрийской Библиотеки теснейшим образом связано с философской школой Аристотеля (Ликеем). К середине IV в до н.э. книга становится необходимым и признанным инструментом образования и широких научных исследований, которыми занимались философы. В Ликее была собрана большая библиотека, которая, вероятно, послужила образцом для Александрийской Библиотеки. В создании Музея, ‘Святилища Муз’, в Александрии участвовали ученики Аристотеля Гераклид Понтийский и Деметрий Фалерский. Начало Александрийского Музея связано с ученым сообществом, сложившемся вокруг поэта Филита на острове Кос (ок. 300 г. до н.э.). Филит был наставником ученого Зенодота, поэта Феокрита и Птолемея Филадельфа (царь Египта 282-246 г. до н.э.). Систематизация быстро растущего книжного собрания Александрийского Музея была осуществлена поэтом и ученым Каллимахом, который составил каталог, упорядоченный по жанрам (до 250 г. до н.э.). Разработанный Каллимахом каталог был издан в 120 книгах под названием «Таблицы (Pinakes) писателей, прославившихся во всех науках и того, что они написали»[2]. В названии этого всеобъемлющего каталога закреплено понятие paideia — воспитание, просвещение, наука, культура. Каллимах также составил Таблицу (Pinax) драматических поэтов.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ Поэзия, мифология и мифография. Значение терминов mythos μῦθος, fabula. Мифологические корни древнегреческой литературы. Типология мифа — ее связь с содержанием и структурой литературных текстов. Антропоморфизм. Кризис мифологии. Мифология и философия. Мифология и история. Происхождение и состав «(Мифологической) Библиотеки» Аполлодора [3]. Греческая мифология в Риме. Поэт. Происхождение и значение греческого термина poiētēs ποιητής[4]. Сакральный статус поэтического слова. Архаический поэт, как эстетическая категория: поэт и Муза, ‘мудрость’ поэта и ‘одержимость’, значение оппозиции искусство / вдохновение. Музы в «Теогонии» Гесиода. Аэды и рапсоды, изображение певца-сказителя в поэмах Гомера. Поэт-профессионал архаической и классической эпох и новый тип универсального поэта. Узкая специализация характерна для ранней греческой профессиональной культуры и поэзия не была исключением: поэт посвящал себя деланию текстов строго определенного типа. Напротив, эллинистический поэт владел универсальной поэтической техникой, позволявшей работать с разнообразным содержанием и разными метрическими формами. Например, Каллимах, кроме ученых трудов, сочинял небольшие эпические поэмы, элегии, ямбы, мелические композиции, трагедии, сатировские драмы и комедии[5]. Литературный текст. Поэтические ‘жанры’ архаического и классического периодов, их ‘технологический’ и функциональный характер. Становление жанровой системы в начале эллинистического периода. Общее понятие об эллинистической (александрийской) системе жанров[6]: эпос, элегия, ямбография, мелос (лирика), трагедия, комедия, красноречие, историография, философия. Нормативный характер жанровой системы и ее влияние на литературный процесс. ‘Канон’ и эллинистическая ‘критика’. Доалександрийские концепции литературных жанров: Платон и Аристотель. Категория ‘подражание’ (mimēsis μίμησις, imitatio) и связанные с ней понятия в «Поэтике» Аристотеля. ‘Трагическое’ и ‘комическое’ как категории литературной типологии (Платон и Аристотель).
Основные источники по античной теории литературы. «Ион», «Федр» и «Государство» Платона, «Поэтика» Аристотеля, «О соединении слов» Дионисия Галикарнасского, «Искусство поэзии» Горация, анонимный трактат «О возвышенном». Плутарх «Как юноше слушать поэтические произведения»; «Сравнение Аристофана с Менандром»[7]. Значение комедии как первой формы литературной критики[8]. Основы стихосложения. Значение диалектной характеристики и метрики для жанровых классификаций. Своеобразие Рима. Проблема древней римской поэзии. Начало римской литературы (вторая половина III в. до н.э.). Деятельность Кратета Пергамского в Риме (Светоний «О грамматиках» 1)[9]. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС — ИСТОРИЯ ЖАНРОВ ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЭПОС Гомеровский эпос. Происхождение термина epos ἔπος ‘эпос’. Поэмы Гомера и проблема догомеровской поэзии. Гомеровский вопрос (суждения об авторстве, подлинности и целостности гомеровских текстов в древней и современной науке). Значение издательской и комментаторской деятельности александрийских ученых. Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи». Искусство повествования, главные приемы: перечисления, сравнения, рамочные конструкции, ретардации. Закон хронологической несовместимости. Миф в гомеровских поэмах: миф-образец и миф-поучение; миф и причинно-следственные отношения[10]. Гомеровский вопрос (суждения об авторстве, подлинности и целостности гомеровских текстов в древней и современной науке)[11]. Значение издательской и комментаторской деятельности александрийских ученых. Аэды и рапсоды. Послегомеровский эпос архаического периода. Тематическое расширение эпической поэзии; формирование мифографического, дидактический, исторического и философского эпоса.
Мифографический эпос. Киклические поэмы: о Фивах, о Троянской войне, о Возвращениях. Поэмы о героях «Гераклея» Писандра. Малые поэмы о богах: «Гомеровские гимны» (К Афродите, К Деметре, К Гермесу); проэмии. «Теогония» и другие генеалогические поэмы Гесиода. Орфическая поэзия[12]. Содержание Киклических поэм I. Троянская война
II. Возвращения
III. Фиванский цикл
Последовательное изложение начала фиванской мифологии (основатель Фив Кадм и его ближайшие потомки, включая Диониса) дает римский поэт Овидий («Метамормозы» II.833-IV.603). Через посредничество эллинистических компиляторов это предание могло восходить к эпической поэме «Европия», отношение которой к фиванскому циклу не вполне ясно. Мелическую поэму о похищении Европы под тем же названием сочинил Стесихор. Рассказы о предшествующих событиях должны были содержаться и в самих поэмах фиванского цикла (например, о происхождении ожерелья Гармонии). IV. Геракл В «Илиаде» (XI 689-693) Нестор рассказывает о нападении Геракла на Пилос. Вероятно, этот рассказ представляет собой сжатое изложение эпической поэмы. Подобный рассказ существовал и о взятии Гераклом Трои («Илиада» V.640-642). Завоевательные походы Геракла и рождение сыновей, ставших основателями многочисленных аристократических родов (Гераклидов), составляли, вероятно, сюжетную основу старейших эпических поэм. К этому типу относилась поэма «Взятие Эхалии», которая заканчивалась смертью героя (сюжет использован Софоклом в трагедии «Трахинянки»). Гомеру было известно предание о том, как Геракл служил царю Еврисфею[20]. Это предание обработал Писандр («Гераклея» середина VII в. до н.э.)[21], позднее «Гераклею» написал Паниассид (середина V в. до н.э.).
Составители киклических поэм собирали сюжетно и тематически связанные предания. По всей видимости, эти поэмы были насыщены мифологическим материалом в большей степени, чем поэмы Гомера. Эта дробность была причиной негативной оценки, данной Аристотелем. Однако в александрийских списках лучших эпических поэтов имена Писандра и Паниасида следовали за Гомером и Гесиодом. Влияние киклического эпоса заметно и в римской поэзии («Энеида» Вергилия, «Метамормозы» Овидия). Киклические поэты соединяли большие комплексы до того разрозненных мифов в связные повествования, сюжет которых был привязан к реальному времени (поколения героев) и географическому пространству. Эта работа открыла дорогу первым историкам, которые в значительной степени занимались тем же эпическим материалом. Киклические поэмы были источником сюжетов для мелических поэтов и трагиков.
Греческий исторический эпос. Херил Самосский (ок. 400 г., «Персеида» о вторжении Ксеркса)[22]. Философский эпос. Поэмы Парменида и Ксенофана «О природе». Дидактический эпос. «Труды и дни» Гесиода. Пародии. Значение термина parōidia παρῳδία. «Маргит», метрические особенности поэмы; «Силлы» Ксенофана, «Война лягушек и мышей». Развитие эпической поэзии в классический и эллинистический период. Ученая александрийская поэзия и новый тип поэта. «Аргонавтика» Аполлония Родосского: традиционная форма и новое содержание; проблема эллинистического субъективизма. Эллинистический эпос и принцип единства действия. ‘Научный’ эпос (Арат, Никандр). Малые формы: «Гимны» Каллимаха, эпиллий, идиллия (Феокрит)[23].
РИМСКИЙ ЭПОС Истории и мифа. «Пуническая война» Невия — первая литературная обработка мифа об Энее. «Анналы» Энния. Творчество Вергилия. Жанровое определение «Буколик» и «Георгик». Сюжет и композиция «Энеиды». Синтез мифологии и истории в «Метаморфозах» Овидия. Исторический эпос эпохи ранней империи: «Фарсалия» Лукана. Дидактический эпос «О природе вещей» Лукреция. ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Понятие лирики в античности; отличие от нового времени. Значение терминов lyrikē λυρική лирика’, melos μέλος ‘мелос’, hymnos ὕμνος ‘гимн’, ōidē ᾠδή ‘ода’. Причины расцвета лирики в VII-VI вв. до н.э. Лирический поэт и новый тип личности. Жанровый статус элегии и ямбографии. Музыкальные и метрические аспекты мелической поэзии: кифародический ном, строфическая структура (стофа, антистрофа, эпод). Первоначальная тематика лирической поэзии и ее постепенное расширение. Классификация лирических жанров[24]. Мы имеем дело с тремя понятиями ‘лирики’: 1. современное (определенный тип содержания); 2. аристотелевское (этос-объект совпадает с личностью поэта); три александрийских жанра (элегия, ямб, лирика) подпадают под эту категорию; 3. лирика — сделанное александрийцами искусственное объединение нескольких традиционных форм песенной поэзии (приблизительно то же, что дифирамбическая поэзия «Поэтики» Аристотеля, такое употребление встречается и у Платона). ‘Лирика’ в третьем смысле легко может быть удалена из терминологического аппарата: мы будем называть этот род ‘мелос’. Слово ‘лирика’ мы будем использовать во втором смысле (сам Аристотель этого термина не знал). В сохранившихся текстах слово lyrikē как жанровый термин встречается только с начала новой эры. Не нужно думать, что термин ‘лирика’ указывает на то, что поэзия исполнялось исключительно под звуки собственно лиры [25]. Элегические поэты: Тиртей, Мимнерм, Солон, Ксенофан. Ямбографы: Архилох, Семонид Аморгский. Канон девяти мелических поэтов: Алкман, Алкей, Сапфо, Стесихор, Ивик, Анакреонт, Симонид, Вакхилид, Пиндар. Эпиграмма. Происхождение ‘антологии’[26].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|