Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный процесс — история жанров




08.09.2012 - 20:01:15

14.09.2011 - 9:13:37

25.11.2010 - 19:52:24 07.10.2010 - 20:54:16

ПРОГРАММА

Курса

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет и задачи курса истории античной литературы. Временные, пространственные и этнические границы античного мира. Древнегреческий язык и его основные диалекты (дорийский, эолийский, ионийско-аттический); латинский язык.

Содержание понятия ‘классический’ — его формирование в эпоху Возрождения.

Происхождение понятия и термина ‘литература’: греческая paideia παιδεία и латинская litteratura.

Параллельная периодизация истории Древней Греции и Древнего Рима, ее приложение к истории литературного процесса. Границы микенского, гомеровского, архаического, классического, эллинистического, эллинистическо-римского периодов. Различия в терминологии.

    ГРЕЦИЯ РИМ  
(1) (2) (3) XVI–XII в. XI–IX в. VIII–VI в. Микенский Гомеровский Архаический     Царский период  
(4) V– сер.IV в. Классический Завоевание Италии  
(5) IV в.– сер. II в. Эллинистический (I)    
(6) 264-146 г. до н.э.   Пунические войны  
(7) II в.– конец I в. Эллинистический (II) Поздняя Республика  

Эллинистическо-римская эпоха

(8) I – II в. н.э. Ранняя Римская Империя
(9) III–VI в. н.э. Поздняя Римская Империя

 

Опорные даты
годы до н.э.  
ок. 494 первая Олимпиада основание Рима первый год республики в Риме взятие персами Милета — начало греко-персидских войн
  основание Александрии в Египте
323 (10 июня) смерть Александра Македонского
  воцарение Птолемея II Филадельфа (308-244), завершено создание ‘Музея’ и Александрийской Библиотеки
264 – 241 218 – 202   31 (2 сент) I Пуническая война II Пуническая война Разрушение римлянами Коринфа и Карфагена (III Пуническая война) взятие римлянами Иерусалима (полное завоевание Эллинистического Востока) Актийская битва окончательное утверждение монархии Августа
годы н.э.  
211 (4 февр.) смерть имп. Септимия Севера
  разорение Александрии имп. Диоклетианом, Музеон заброшен
  Медиоланский эдикт Основание Константинополя на месте Византия Никейский Собор разорение храма Сераписа в Александрии, Александрийская Библиотека окончательно уничтожена смерть имп. Юстиниана

 

Источники античной литературы: рукописи, папирусы. Проблема сохранности текстов. Фрагменты. Правила цитирования античных авторов. Библиотеки. Александрийский Музей, Пергам, Рим.

Книга. Развитие письма и чтения: значение культуры чтения для литературного процесса. Книга и софистическая революция[1].

 

Главные библиотекари Александрийского Музея

  Деметрий Фалерский
  Зенодот
  Аполлоний Родосский
  Эратосфен
после 194 Аристофан Византийский

Создание Александрийской Библиотеки теснейшим образом связано с философской школой Аристотеля (Ликеем). К середине IV в до н.э. книга становится необходимым и признанным инструментом образования и широких научных исследований, которыми занимались философы. В Ликее была собрана большая библиотека, которая, вероятно, послужила образцом для Александрийской Библиотеки. В создании Музея, ‘Святилища Муз’, в Александрии участвовали ученики Аристотеля Гераклид Понтийский и Деметрий Фалерский. Начало Александрийского Музея связано с ученым сообществом, сложившемся вокруг поэта Филита на острове Кос (ок. 300 г. до н.э.). Филит был наставником ученого Зенодота, поэта Феокрита и Птолемея Филадельфа (царь Египта 282-246 г. до н.э.). Систематизация быстро растущего книжного собрания Александрийского Музея была осуществлена поэтом и ученым Каллимахом, который составил каталог, упорядоченный по жанрам (до 250 г. до н.э.). Разработанный Каллимахом каталог был издан в 120 книгах под названием «Таблицы (Pinakes) писателей, прославившихся во всех науках и того, что они написали»[2]. В названии этого всеобъемлющего каталога закреплено понятие paideiaвоспитание, просвещение, наука, культура. Каллимах также составил Таблицу (Pinax) драматических поэтов.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

Поэзия, мифология и мифография. Значение терминов mythos μῦθος, fabula. Мифологические корни древнегреческой литературы. Типология мифа — ее связь с содержанием и структурой литературных текстов. Антропоморфизм. Кризис мифологии. Мифология и философия. Мифология и история. Происхождение и состав «(Мифологической) Библиотеки» Аполлодора [3]. Греческая мифология в Риме.

Поэт. Происхождение и значение греческого термина poiētēs ποιητής[4]. Сакральный статус поэтического слова. Архаический поэт, как эстетическая категория: поэт и Муза, ‘мудрость’ поэта и ‘одержимость’, значение оппозиции искусство / вдохновение. Музы в «Теогонии» Гесиода. Аэды и рапсоды, изображение певца-сказителя в поэмах Гомера.

Поэт-профессионал архаической и классической эпох и новый тип универсального поэта.

Узкая специализация характерна для ранней греческой профессиональной культуры и поэзия не была исключением: поэт посвящал себя деланию текстов строго определенного типа. Напротив, эллинистический поэт владел универсальной поэтической техникой, позволявшей работать с разнообразным содержанием и разными метрическими формами. Например, Каллимах, кроме ученых трудов, сочинял небольшие эпические поэмы, элегии, ямбы, мелические композиции, трагедии, сатировские драмы и комедии[5].

Литературный текст. Поэтические ‘жанры’ архаического и классического периодов, их ‘технологический’ и функциональный характер. Становление жанровой системы в начале эллинистического периода. Общее понятие об эллинистической (александрийской) системе жанров[6]: эпос, элегия, ямбография, мелос (лирика), трагедия, комедия, красноречие, историография, философия. Нормативный характер жанровой системы и ее влияние на литературный процесс. ‘Канон’ и эллинистическая ‘критика’. Доалександрийские концепции литературных жанров: Платон и Аристотель. Категория ‘подражание’ (mimēsis μίμησις, imitatio) и связанные с ней понятия в «Поэтике» Аристотеля. ‘Трагическое’ и ‘комическое’ как категории литературной типологии (Платон и Аристотель).

Основные источники по античной теории литературы. «Ион», «Федр» и «Государство» Платона, «Поэтика» Аристотеля, «О соединении слов» Дионисия Галикарнасского, «Искусство поэзии» Горация, анонимный трактат «О возвышенном». Плутарх «Как юноше слушать поэтические произведения»; «Сравнение Аристофана с Менандром»[7].

Значение комедии как первой формы литературной критики[8].

Основы стихосложения. Значение диалектной характеристики и метрики для жанровых классификаций.

Своеобразие Рима. Проблема древней римской поэзии. Начало римской литературы (вторая половина III в. до н.э.). Деятельность Кратета Пергамского в Риме (Светоний «О грамматиках» 1)[9].

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС — ИСТОРИЯ ЖАНРОВ

ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ЭПОС

Гомеровский эпос. Происхождение термина epos ἔπος ‘эпос’. Поэмы Гомера и проблема догомеровской поэзии. Гомеровский вопрос (суждения об авторстве, подлинности и целостности гомеровских текстов в древней и современной науке). Значение издательской и комментаторской деятельности александрийских ученых.

Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи». Искусство повествования, главные приемы: перечисления, сравнения, рамочные конструкции, ретардации. Закон хронологической несовместимости. Миф в гомеровских поэмах: миф-образец и миф-поучение; миф и причинно-следственные отношения[10].

Гомеровский вопрос (суждения об авторстве, подлинности и целостности гомеровских текстов в древней и современной науке)[11]. Значение издательской и комментаторской деятельности александрийских ученых. Аэды и рапсоды.

Послегомеровский эпос архаического периода. Тематическое расширение эпической поэзии; формирование мифографического, дидактический, исторического и философского эпоса.

Мифографический эпос. Киклические поэмы: о Фивах, о Троянской войне, о Возвращениях. Поэмы о героях «Гераклея» Писандра. Малые поэмы о богах: «Гомеровские гимны» (К Афродите, К Деметре, К Гермесу); проэмии. «Теогония» и другие генеалогические поэмы Гесиода. Орфическая поэзия[12].

Содержание Киклических поэм

I. Троянская война

  название автор дата  
1. «Киприи»[13] Стасѝн ок. 550 Зевс решает уничтожить людей героического века[14]. Боги устраивают свадьбу Пелея и Фетиды. Далее излагаются события, ведущие к Троянской войне (начиная с яблока раздора), и ход войны до событий «Илиады»
2. «Илиада»      
3. «Эфиопида» Арктин ок. 600 После гибели Гектора на помощь троянцам прибывает из Фракии царица амазонок Пентесѝлея. Она совершает множество подвигов, но гибнет от руки Ахилла. После амазонок в Трою приходит новый союзник. царь эфиопов[15] Мемнон, который также убит Ахиллом. Ахилл преследует троянцев, но у Скейских ворот Трои он убит стрелой, выпущенной Парисом и Аполлоном. Поэма завершалась погребением Ахилла и спором между Аянтом и Одиссеем за его доспехи. Спор заканчивается гибелью Аянта.
4. «Малая Илиада» Лесх ок. 650 Лишившись Ахилла и Аянта, ахейцы теряют надежду взять Трою. Они должны добыть лук Геракла и привезти под Трою сына Ахилла Неоптолема. Поэма завершается сооружением Тоянского коня и взятием Трои.
4. «Разорение Трои» Арктин ок. 600 Независимый от «Малой Илиады» рассказ о Троянском коне. По содержанию поэма похожа на песнь Демодока в «Одиссее» VIII 500-520[16].

II. Возвращения

5. «Одиссея»     В поэме Гомера содержатся намеки на эпос о возвращении других героев (I. 326, X.15)
6. «Телегония» Евгаммон Киренский ок. 550 Поэма выведена из пророчества, данного Одиссею Тиресием (Од. XI.121-137). После возвращения с Троянской войны Одиссей вновь отправляется в странствия и опять возвращается на Итаку. Между тем, сын Одиссея и Кирки по имени Телегон отправляется на поиски отца. Прибыв на Итиаку, Телегон убивает Одиссея в случайной стычке. Поэма завершается странным перекрестным браком: Телегон берет в жены Пенелопу, а Телемах — Кирку.
6. «Возвращения» Агий или Евмел ? Собрание рассказов о возвращении основных ахейских героев. Наиболее значительный и хорошо известный эпизод — гибель Агамемнона и месть Ореста. Возможно, эта линия была доведена до сына Ореста Тисамена, который был убит при дорийском завоевании Пелопонеса (то есть до конца ‘мифо­логической эпохи’). Неоптолем прибыл в Эпир (страну Молоссов)[17] и стал предком местных царей.

 

III. Фиванский цикл

1. «Эдиподия» Кинефон   Миф об Эдипе излагается во множестве источников, но о самой поэме известно очень мало.
2. «Фиваида»   ок.550? Сыновья Эдипа сперва соглашаются править Фивами по очереди, но Этеокл отказывается уступить власть Полинику. Царь Аргоса Адраст соглашается помочь Полинику. Собирается аргосское войско, которое возглавляют семь вождей [18]. Поход на Фивы и гибель героев (спасся только Адраст) составляли сюжет поэмы. Сами Этеокл и Полиник погибли в единоборстве.
3. «Эпигоны»     Сыновья семерых под начальством Алкмеона, сына прорицателя Амфиарая, устраивают, на этот раз успешный, поход против Фив, который заканчивается опустошением и разграблением города.
4. «Алкмеонида»     Прорицатель Амфиарай знал, что поход Адраста и Полиника кончится поражением и гибелью его участников. Но Полиник подкупил жену Амфиарая Эрифилу[19], подарив ее драгоценное магическое ожерелье Гармонии, и та заставляет мужа идти на верную смерть. Мстя за отца, Алкмеон убивает свою мать. «Алкмеонида» и «Эпигоны» были независимыми и примерно одновременно созданными продолжениями «Фиваиды»

Последовательное изложение начала фиванской мифологии (основатель Фив Кадм и его ближайшие потомки, включая Диониса) дает римский поэт Овидий («Метамормозы» II.833-IV.603). Через посредничество эллинистических компиляторов это предание могло восходить к эпической поэме «Европия», отношение которой к фиванскому циклу не вполне ясно. Мелическую поэму о похищении Европы под тем же названием сочинил Стесихор. Рассказы о предшествующих событиях должны были содержаться и в самих поэмах фиванского цикла (например, о происхождении ожерелья Гармонии).

IV. Геракл

В «Илиаде» (XI 689-693) Нестор рассказывает о нападении Геракла на Пилос. Вероятно, этот рассказ представляет собой сжатое изложение эпической поэмы. Подобный рассказ существовал и о взятии Гераклом Трои («Илиада» V.640-642). Завоевательные походы Геракла и рождение сыновей, ставших основателями многочисленных аристократических родов (Гераклидов), составляли, вероятно, сюжетную основу старейших эпических поэм. К этому типу относилась поэма «Взятие Эхалии», которая заканчивалась смертью героя (сюжет использован Софоклом в трагедии «Трахинянки»). Гомеру было известно предание о том, как Геракл служил царю Еврисфею[20]. Это предание обработал Писандр («Гераклея» середина VII в. до н.э.)[21], позднее «Гераклею» написал Паниассид (середина V в. до н.э.).

 

Составители киклических поэм собирали сюжетно и тематически связанные предания. По всей видимости, эти поэмы были насыщены мифологическим материалом в большей степени, чем поэмы Гомера. Эта дробность была причиной негативной оценки, данной Аристотелем. Однако в александрийских списках лучших эпических поэтов имена Писандра и Паниасида следовали за Гомером и Гесиодом. Влияние киклического эпоса заметно и в римской поэзии («Энеида» Вергилия, «Метамормозы» Овидия). Киклические поэты соединяли большие комплексы до того разрозненных мифов в связные повествования, сюжет которых был привязан к реальному времени (поколения героев) и географическому пространству. Эта работа открыла дорогу первым историкам, которые в значительной степени занимались тем же эпическим материалом. Киклические поэмы были источником сюжетов для мелических поэтов и трагиков.

 

Греческий исторический эпос. Херил Самосский (ок. 400 г., «Персеида» о вторжении Ксеркса)[22].

Философский эпос. Поэмы Парменида и Ксенофана «О природе».

Дидактический эпос. «Труды и дни» Гесиода.

Пародии. Значение термина parōidia παρῳδία. «Маргит», метрические особенности поэмы; «Силлы» Ксенофана, «Война лягушек и мышей».

Развитие эпической поэзии в классический и эллинистический период. Ученая александрийская поэзия и новый тип поэта. «Аргонавтика» Аполлония Родосского: традиционная форма и новое содержание; проблема эллинистического субъективизма. Эллинистический эпос и принцип единства действия. ‘Научный’ эпос (Арат, Никандр). Малые формы: «Гимны» Каллимаха, эпиллий, идиллия (Феокрит)[23].

 

РИМСКИЙ ЭПОС

Истории и мифа. «Пуническая война» Невия — первая литературная обработка мифа об Энее. «Анналы» Энния. Творчество Вергилия. Жанровое определение «Буколик» и «Георгик». Сюжет и композиция «Энеиды». Синтез мифологии и истории в «Метаморфозах» Овидия. Исторический эпос эпохи ранней империи: «Фарсалия» Лукана. Дидактический эпос «О природе вещей» Лукреция.

ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Понятие лирики в античности; отличие от нового времени. Значение терминов lyrikē λυρική лирика’, melos μέλος ‘мелос’, hymnos ὕμνος ‘гимн’, ōidē ᾠδή ‘ода’. Причины расцвета лирики в VII-VI вв. до н.э. Лирический поэт и новый тип личности. Жанровый статус элегии и ямбографии. Музыкальные и метрические аспекты мелической поэзии: кифародический ном, строфическая структура (стофа, антистрофа, эпод). Первоначальная тематика лирической поэзии и ее постепенное расширение. Классификация лирических жанров[24].

Мы имеем дело с тремя понятиями ‘лирики’: 1. современное (определенный тип содержания); 2. аристотелевское (этос-объект совпадает с личностью поэта); три александрийских жанра (элегия, ямб, лирика) подпадают под эту категорию; 3. лирика — сделанное александрийцами искусственное объединение нескольких традиционных форм песенной поэзии (приблизительно то же, что дифирамбическая поэзия «Поэтики» Аристотеля, такое употребление встречается и у Платона). ‘Лирика’ в третьем смысле легко может быть удалена из терминологического аппарата: мы будем называть этот род ‘мелос’. Слово ‘лирика’ мы будем использовать во втором смысле (сам Аристотель этого термина не знал). В сохранившихся текстах слово lyrikē как жанровый термин встречается только с начала новой эры. Не нужно думать, что термин ‘лирика’ указывает на то, что поэзия исполнялось исключительно под звуки собственно лиры [25].

Элегические поэты: Тиртей, Мимнерм, Солон, Ксенофан.

Ямбографы: Архилох, Семонид Аморгский.

Канон девяти мелических поэтов: Алкман, Алкей, Сапфо, Стесихор, Ивик, Анакреонт, Симонид, Вакхилид, Пиндар.

Эпиграмма. Происхождение ‘антологии’[26].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...