Синкретические жанры эллинистической и римской эпохи
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Сатура и мим. Греческий литературный мим, его отличия от драматического мима римской эпохи; Софрон, Герод. Мим и сократический диалог. Гекзаметрическая поэзия с неэпическим содержанием: идиллии Феокрита (пастушеские и городские). Идиллия представляет собой ‘предсказанный’ теорией Аристотеля жанр несценической диалогической поэзии. В идиллиях-монологах говорящее лицо не может быть понято как лирический герой-поэт. Как поэт сицилийского происхождения Феокрит подражал сицилийскому комедиографу Эпихарму. Идиллия II «Колдунья» прямо зависит от несохранившегося мима Эпихарма того же содержания (ср. Эпод 5 Горация). К ‘городским’ идиллиям Феокрита близки мимы Герода (Геронда), написанные ямбическим метром (холиямбом). О связи сатуры с комедией (древней и новой): Гораций Sat. I 4. ‘Лирический герой’ «Сатур» отождествляется с поэтом, а «Послания» по системе Аристотеля должны быть поняты как лирическая гекзаметрическая поэзия: монологи, в которых этос-объект отождествляется с поэтом. — «Сатуры» и «Послания» имеют и другой источник: философскую диатрибу (Нахов И.М. Антология кинизма).
Проблема жанрового определения сатуры. Происхождение термина satura. Отличие от ‘сатиры’ в новых литературах. Два типа сатуры. Драматические и лирические элементы в сатуре. Сатура и диатриба. Основоположники жанра: Луцилий, Варрон. Сатуры Горация. Ювенал. Сатура и эпиграмма. Литературная биография. Риторические и философские корни биографии. Биография и история. Биография, как ‘похвала’: «Агесилай» Ксенофонта, «Агрикола» Тацита. Моральная интерпретация истории и типология личности: «Параллельные жизнеописания» Плутарха, «Двенадцать цезарей» Светония. Биографии философов: Диоген Лаэрций.
Автобиография. Автобиография в римской поэзии. Античный роман. Виды античного романа. Применимость термина ‘роман’ к античной литературе. Роман, как ‘драматическое повествование’[43]. Этическая типология героев романа. Приемы композиции. Греческие любовные романы: «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопика», Гелиодора. Римский роман: «Сатирикон» Петрония, «Метаморфозы» Апулея. Римский роман и сатура. ЛИТЕРАТУРА III-V вв. н.э. Консерватизм литературных форм. Эпос (Нонн Панопольский) и лирика (анакреонтика). Авсоний. Литературное влияние неоплатонизма. Сакрализация классического наследия. Концепция ‘текст-космос’. Порфирий ( «Жизнь Платона», «Пещера нимф»),«Пролегомены к философии Платона»[44]. Комментаторы и грамматики. Сервий Гонорат, Макробий [45]. Христианская литература. Новаторство христианской литературы. Проблема единства античной литературы эпохи религиозного противостояния. «Исповедь» Авустина.
Примерные темы семинаров Книжное дело и чтение в античном мире: влияние книжных технологий на литературный поцесс. ‘Поэзия’ и ‘литература’: социальный статус в Греции и Риме. Значение литературы в процессе эллинизации республиканского Рима. Время и композиционная симметрия в поэмах Гомера. Единство действия в «Илиаде». Миф в гомеровских поэмах: миф-образец и миф-поучение. Основные элементы римского мифа об Энее. «Буколики» Вергилия (с анализом одной из Эклог). Элементы дидактики в поэме Лукана. Метрика мелоса как жанрообразующий принцип. Мифология в мелической поэзии; мелическая поэзия эпического содержания: Стесихор, одаПифийская 4Пиндара. Гимн в лирике Горация. Устройство афинского Театра Диониса в V в. до. н. э.: значение театральной архитектуры для структуры аттической драмы. Сюжетная конструкция трагедии Софокла «Царь Эдип».
Различия в изложении одного мифа у трех трагиков: «Орестея» Эсхила, «Электра» Софокла, «Электра» и «Орест» Еврипида. Характеры в фиванских трагедиях Софокла; сравнение их с трагедиями Эсхила («Семеро против Фив») и Еврипида («Финикиянки»). Еврипид в комедиях Аристофана Политическая комедия Аристофана. Римская трагедия (анализ избранных фрагментов Энния и Акция). Римские черты в комедиях Плавта. Риторическое ‘повествование’ и его роль в развитии художественной прозы. Риторика в античной историографии. Софист как персонаж диалогов Платона. Миф у Платона (анализ выбранных мест из диалогов «Федр», «Пир», «Протагор», «Государство».) Риторика в античной историографии. Элементы философской диатрибы в «Сатурах» и «Посланиях» Горация. Аллегоризм: комментарий и творческий метод. Композиция «Метаморфоз» Апулея.
БИБЛИОГРАФИЯ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Учебники и библиография. Античная литература, под ред. А. А. Тахо-Годи. М. «Просвещение», 1986. — Библиография: переводы античных авторов и критическая литература на русском языке (включая переводы); библиография построена тематически (по разделам учебника); в отношении переводной научной литературы совершенно устарела. Д. Дилите. Античная литература. Перевод с литовского [оригинальное изд. 1998]. М. 2003. — Библиография: переводы собраны по сериям, что составляет наибольшую практическую ценность, в частности, дается список изданий серии «Литературные памятники»; критическая литература дается отдельно в конце разделов; свежая библиография русскязычных учебников и справочников. Античная поэзия в русских переводах XVIII-XX вв. Сост. Е. В. Свиясов. СПб.,1998. — Библиография к отдельным стихотворениям и сборникам; содержит полезный свод имен греческих и римских поэтов. Собрания фрагментов. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.,1989. Хрестоматия по ранней римской литературе. Сост. К. П. Полонская, Л. П. Поняева. М., 2000 (первое изд. 1984). — Незаменимое учебное пособие для введения в римскую литературу; содержит вступительную статью М. Л. Гаспарова «Начало римской литературы» и краткие комментарии к жанрам и авторам; латинские тексты с параллельным переводом. Античные теории языка и стиля. М.,1936.[46]
Важнейшие теоретические работы. Аристотель и античная литература. М. 1978. [ Содержит рекомендуемый перевод «Поэтики» Аристотеля ]. Э. Ауэрбах Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. Пер. с немецкого. М., 1976. М. Л. Гаспаров. Древнегреческая хоровая лирика. Поэзия Пиндара // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.,1980. М. Л. Гаспаров. Композиция «Поэтики» Горация // Очерки истории римской литературной критики. М., 1963. [ Содержит рекомендуемый перевод «Поэтики» Горация ]. М. Л. Гаспаров. Цицерон и античная риторика // Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972. В. Йегер. Пайдейа. Воспитание античного грека. Пер. с немецкого. Т. 1-[2]. М., 1997-. А. Ф. Лосев. Гомер. М., 1960. А. Ф. Лосев. Эллинистически-римская эстетика. М., 1979. Академические истории литературы. История всемирной литературы. Т.1. М., 1983. История греческой литературы под ред. С.И. Соболевского и др. Т. 1-3. М.-Л.. 1946-1960. История римской литературы. Т. 1-2. М., 1959-1962. Т. 1-2. М. фон Альбрехт. История римской литературы от Андроника до Боэция и ее влияния на позднейшие эпохи. Пер. с нем. Т 1-3.◊ М., 2002-2005. Энциклопедии. Мифы народов мира. Энциклопедия. Гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1-2. М., 1987-1988. Словарь античности. Составитель Й. Ирмшер в сотрудничестве с Р. Йоне. Пер. с нем. М., 1989.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА С. С. Аверинцев. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха. М., 1979. С. С. Аверинцев. Плутарх и античная биография. М., 1973. С. С. Аверинцев. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. М. Л. Андреев. Хротсвита и Теренций (Структура паллиаты в средневековой интерпретации) // Античная культура и современная наука. М., 1985 А. В. Ахутин. Эпический исход // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М.,1991. Э. Бикерман. Хронология древнего мира. Ближний Восток и Античность. М., 1976. [ Кроме специальных сведений, содержит краткий свод важнейших событий истории древнего мира. ] А. Боннар. Греческая цивилизация. Т. 1-3. М., 1958-1962. В. Г. Борухович. Античная библиография и «Библиотека» Аполлодора // Аполлодор. Мифологическая. Библиотека. М., 1959.
В. Г. Борухович. Квинт Гораций Флакк. Саратов, 1993. В. Г. Борухович. Научное и литературное значение трудов Геродота // Геродот. История. М., 1972 Н. В. Брагинская. Влажное слово: византийский ритор об эротическом романе. М., 2003. П. П. Гайденко. Греческое просвещение. Становление гуманитарного знания. [ Глава в кн. “Эволюция понятия науки.” М., 1980] М. Л. Гаспаров. Занимательная Греция. М.,1995. М. Л. Гаспаров. Избранные труды. Т. I: О поэтах. М., 1997. [ Содержание: Древнегреческая хоровая лирика. Поэзия Пидара. Поэт и поэзия в римской литературе. Катулл, или изобретатель чувств. Вергилий, или поэт будущего. Гораций, или золото середины. Овидий, или наука доброты. Овидий в изгнании. Басни Эзопа. Федр и Бабрий. Древнегреческая эпиграмма. Авсоний и его время. Строение эпиникия. Сюжетосложение греческой трагедии. Неполнота и симметрия в «Истории» Геродота. Топика и композиция гимнов Горация. Поэзия и проза — проэтика и риторика. Античная риторика как ситема.] Р. Грейвc. Мифы Древней Греции. М., 1992. Греческая философия. Под ред. М. Канто-Спербер. Т. 1. М., 2006. П. Грималь. Цицерон. М., 1991. А. И. Доватур. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957. А. И. Доватур. Феогнид и его время. Л.,1989. Е. Р. Доддс. Греки и иррациональное. М., 2000. В. Г. Егунов. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. М. 2001 (1954). А. И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985. А. В. Захарова, Д. О. Торшилов. Глобус звездного неба: Поэтическая мастерская Нонна Панополитанского. СПб., 2003. Ф. Ф. Зелинский. Древнегреческая религия. Петроград, 1918. Ф. Ф. Зелинский. История античной культуры. СПб, 1914. Ф. Ф. Зелинский. Религия эллинизма. Петроград, 1922. Вяч. Иванов. Алкей. Сафо [ Вступительный очерк к переводам ] //Алкей. Сафо. Пер. Вяч. Иванова. М., 1914. (Памятники мировой литературы). Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. 1922. [ Рекомендуемое издание в кн.: Эсхил. Трагедии в пер. Вяч. Иванова. М., 1989]. Л. Импеллузо. Герои и боги античности. Символы, атрибуты, персонажи мифов в изобразительном искусстве. М., 2007. (Энциклопедия искусства.) [ Сюжеты западноевропейской живописи ]. Т. И. Кузнецова. Литературная критика Квинтилиана // Очерки истории римской литературной критики. М., 1963. П. Левек. Эллинистический мир. М.,1989. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.,1980. А. Ф. Лосев. Античная мифология с античными комментариями к ней: Энциклопедия олимпийских богов: Собрание первоисточни ков, статьи и комментарии. М., 2005. А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. А. Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. М., 1996.
А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа. М, 1976. Т. А. Миллер. Литературная критика поэзии Вергилия в период «языческого возрождения». Сервий, Макробий // Очерки истории римской литературной критики. М., 1963. Т. А. Миллер. К истории литературной критики в классической Греции V-IV вв. до н. э. // Древнегреческая литературная критика. 1975. И. М. Нахов. Киническая литература. М., 1981. З. А. Покровская. Эпикурейцы и литературная критика [ Филодем, Лукреций ] // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. Т. В. Попова. Гомер в оценке неоплатоников // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. М., 1992. И. А. Протопопова. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001. Н. А. Рубцова. Молитва и гимн в «Илиаде» Гомера. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989. Н. А. Рубцова. Структура поэтических тропов в «Илиаде» Гомера. // Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966. М. Н. Славятинская. Учебное пособие по древнегреческому языку. М., 1988. [ Культурологический очерк истории греческого языка. Диалекты. ] С. И. Соболевский. Аристофан и его время. М.,1957. А. А. Тахо-Годи. Миф у Платона как действительное и воображаемое // Платон и его эпоха. М., 1979. А. А. Тахо-Годи. Мифологическое происхождение языка «Илиады» Гомера // Античность и современность. М., 1972. А. А. Тахо-Годи. Стилистический смысл хтонической мифологии в «Аргонавтике» Аполлония Родосского.// Вопросы классической филологии. М., 1975. Вып.V. А. А. Тахо-Годи. Природа и случай как стилистические принципы новоаттической комедии // Вопросы классической филологии. М., 1971. Вып. III-IV. В. Н. Топоров. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы // Текст: семантика и структура. М., 1983. В. Н. Топоров. Эней - человек судьбы. М., 1993 Д. О. Торшилов. Античная мифография. СПб., 1999. Д. В. Трубочкин. «Все в порядке! Старец пляшет...» Римская комедия плаща в действии. М., 2005. Л. А. Фрейберг. Литературная критика в преипатетической школе [ Феофраст ] // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. Л. А. Фрейберг. Литературная критика в стоической школе // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. Л. А. Фрейберг. Литературная критика в эпоху александрийской образованности / / Древнегреческая литературная критика. М., 1975. Л. А. Фрейберг. Очерк развития литературной критики в древней Греции // Очерки истории римской литературной критики. М., 1963. О. М. Фрейденберг. Миф и литература древности. М., 1978. О. М. Фрейденберг. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. М., 1980. Н. А. Чистякова. Эллинистическая поэзия. Л., 1988. М. Элиаде. Космос и история. М., 1987. Эллинистическо-римская культура в изложении Ф.Баумгартена, Ф.Поланда, Р.Вагнера... под ред. [и с предисловием] М. И. Ростовцева. СПб., 1906. Эллинская культура в изложении Фр. Баумгартена, Фр. Поланда, Рих. Вагнера… под. ред. [и с предисловием] Ф.Ф. Зелинского. СПб., 1906. В. Н. Ярхо. Аристофан— великий художник утопист // Аристофан. Комедии. Фрагменты. М., 2000. (Литературные памятники). В. Н. Ярхо. Одиссея — фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея... М., 2000. В. Н. Ярхо. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990. В. Н. Ярхо. У истоков европейской комедии. М., 1979.
Программу составил д.ф.н. доцент А.Е. Кузнецов
[1] См. также раздел СОФИСТИКА. [2] Πίνακες τῶν ἐν πάσῃ παιδείᾳ διαλαμψάντων, καὶ ὧν συνέγραψαν. [3] Борухович В. Г. Античная библиография и «Библиотека» Аполлодора // Аполлодор. Мифологическая. Библиотека. М.: Наука, 1993 (1959). (Литературные памятники). Торшилов Д.О. Античная мифография. 1999. — Изложение мифов: Грейвз Р. Мифы Древней Греции. 1992, — книга, ценная ссылками на первоисточники. [4] ποιητής ‘делатель’ — слово появляется в V/IV в. до н.э., оно обозначало индивидуального автора, творца художественной вещи, и могло применяться к создателям не только стихов, но и музыки, живописи, ремесленных изделей. [5] Сохранились Гимны Каллимаха и несколько эпиграмм, большая часть его творчества известна только по фрагментам. От драматических произведений не осталось никаких следов. [6] ‘Александрийская система жанров’ — так называется система, разработанная теоретиками александрийской эпохи, а не система жанров, специфическая для литературы александрийской эпохи. [7] Памятники поздней античной научно-художественной литературы II-V века. М.,1964. [8] Аристофан «Лягушки», «Женщины на празднике Фесмофорий» (в последней интересна пародийная теория мимесиса, ст. 146-172); Теренций: прологи к «Andria» и «Eunuchus». [9] Светоний о Кратете («О грамматиках» 1), в Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей. 1993. [10] Композиция «Илиады»: Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996 (1960); «Одиссея»: Ярхо В. Н. Одиссея — фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея... М.: Наука, 2000 (Литературные памятники), особенно § 6 этой статьи. [11] История Греческой литературы. - М., 1946- (далее ГЛ) т. 1; там же об александрийской филологии (с. 109). [12] ФРФ разделы Орфей, Эпименид и глава Пророки и чудотворцы архаической эпохи. [13] Название поэмы «Cypria» ассоциируется с островом Кипр, что никак не поддерживается ее содержанием. В античной традиции автор поэмы Стасин Stasinus (по другим сведениям Гегесий Hegesias) происходил с Кипра. Автором поэмы назывался также Киприй Cyprias из Галикарнасса. [14] По некоторым источникам в начале «Киприй» рассказывалось, как Зевс устроил Фиванскую войну (‘семеро против Фив’), что связывает поэму с Фиванским циклом. [15] В географии Гомера Эфиопия — сказочная страна на юге. [16] Кроме киклических поэм этот сюжет был изложен мелическим поэтом Стесихором. Содержание мифа известно в изложении Вергилия, «Энеида», кн. 2. [17] См. Вергилий «Энеида», III.294-, а также Пиндар, Пеан 6, где говорится о жизненном пути Ахилла и Неоптолема. В этой песне Пиндара ясно изложена главная идея мифов о возвращениях: наказанные богами герои не могут вернуться в отечество и погибают (ст.112-120). С другой стороны, сюжет странствия позволял объяснить повсеместное распространение культа героев и их появление в роли основателей на периферии архаического эллинского мира (например, Диомед считался основателем италийского города Ардеи: «Энеида» VIII.9). Римский миф об Энее построен по схеме возвращения. [18] Среди них был Тидей отец Диомеда. [19] Вергилий IV.445-446. [20] «Илиада» XIX. 97-124; XV.638-640. [21] См. Павсаний. Описание Эллады. II.37.4, — к этому месту также: [Лебедев, А. В.] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989 (далее ФРФ) с. 137 (Гекатей). — Поэма Писандра — была первоисточником для известной нам мифологии 12 подвигов Геракла, в частности, Писандр сделал палицу оружием героя. [22] История Греческой литературы. - М., 1946- (далее ГЛ) т. 3. [23] Идиллия — eidyllion εἰδύλλιον ‘картинка’. О Феокрите см. также раздел: САТУРА и МИМ. [24] Мелос разделяется на основании метрико-музыкального строя, в ‘хоровых’ композициях метрика сложнее, а строки в среднем длиннее. Однако «Столетний гимн» Горация (‘сольный мелос’) исполнялся хором, и наоборот, ‘хоровые’ композиции были доступны для индивидуального пения и чтения. [25] О мелосе как поэтическом и музыкальном роде: Гаспаров М. Л. Древнегреческая хоровая лирика // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. изд. подг. М. Л. Гаспаров. М., Наука, 1980 (Литературные памятники). [26] Эпиграмма epigramma ἐπίγραμμα ‘надпись на (предмете)’, преимущественной метрической формой эпиграмм был элегический дистих; среди эпиграмм были как реальные надписи, так и имитации. Антология — anthologia ἀνθολογία ‘собрание цветов’, лат. florilegium, одно из множества названий для распространившихся в поздней античности книг ‘избранного’. В современной практике издания античной поэзии термин ‘антология’ применяется к собраниям небольших стихотворений, в значительной части (но далеко не всегда) эпиграмматических. [27] fl. = floruit ‘процветал’, принятая формула датировки для деятелей, точная хронология которых неизвестна; floruit соответствует примерно 30-40 летнему возрасту. [28] Неотерики — современный термин, производный от neoterikos νεωτερικὸς ‘молодой, новейший’. [29] В Афинах использовался лунный календарь, который не может быть точно согласован с принятым у нас григорианским. Месяцы, на которые приходились четыре праздника Диониса были: посидеон (6-месяц), гамелион (7-й), антестерион (8-й), элафеболион (9-й). [30] Словарь Гесихия Hesychius (V в. н.э.) s. v. logos; Платон «Пир» 178 a. — о выступлении поэта Агафона на проагоне праздника Линей. Когда в 406 г. стало известно о смерти Еврипида, ‘Софокл и сам вышел в темных [траурных] одеждах, и хор с актерами вывел на проагон без венков, а народ плакал’ (Vita Eur.) [31] Участвовали 10 хоров мальчиков и 10 мужских. С определенностью неизвестно, какое время было отведено для исполнения дифирамбов. [32] Оправданием повторных постановок могло быть то, что первоначально драма ставилась в другом театре и при другом святилище. [33] Для нас Еврипид завершает историю греческой трагедии, но в эллинистический период трагедии и сатировы драмы писались и пользовались успехом. Семь лучших александрийских трагиков назывались плеяда (Pleiades, семь ярких звезд в созвездии Тельца), из них Ликофрон (начало III в.) известен как важный ученый Александрийского Музея, который занимался изучением древней комедии. От эллинистической греческой трагедии сохранились лишь незначительные фрагменты. [34] parodos πάροδος, exodos ἔξοδος, epeisodion ἐπεισόδιον — от hodos ‘дорога, путь’, соответственно: ‘движение (хора) на (para-) орхестру, движение с (ex-) орхестры, движение (актера), к (ep-) хору’, вторая приставка -eis- указывает на то, что актер оказывается ‘внутри’ хора, stasimon στάσιμον — пение хора ‘на месте’. Эта терминология описывает состояние, когда диалог был относительно менее важным добавлением к пению хора. — О структуре ‘древней’ комедии: В.Н. Ярхо. Аристофан— великий художник утопист // Аристофан... М., 2000 (Литературные памятники). [35] Эта несохранившаяся трагедия Фриниха (Phrynichus) — первая, название и сюжет которой нам известны. Деятельность Фриниха началась ок. 510. Создателем аттической трагедии считался Феспид (Thespis, после 540 г.?), известный только по имени. Аристотель приписывал Феспиду ‘изобретение’ пролога и речей, произносимых актерами. [36] ФФ. Также глава ФФ «Ранняя космогоническая и гномическая проза». [37] Критий, дядя Платона, изображен в диалоге «Протагор». Интересен как один из первых поэтов, писавшего в разных жанрах. Сохранился фрагмент сатировской драмы «Сизиф», в котором излагаются скептические и рационалистические взгляды на происхождение религии. [38] Архелай, ученик Анаксагора. Открыл, что звук есть удар воздуха. [39] Метродор из Лампсака, ученик Анаксагора. Традиция связывает с ним начало аллегорического толкования Гомера. [40] Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве, 1972. — Эти три трактата надо использовать по назначению — как учебники риторики. О римской риторике: Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме,1976. [41] ФФ: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. [42] Ксенофонт «Воспоминания о Сократе» II. 1, 21. [43] Поздняя греческая проза. М., 1969. С. 176. К теме роман необходимо знакомство с текстами: Антоний Диоген, Флегонт из Тралл, Ямвлих по книге Поздняя греческая проза. - М., 1960. [44] Анонимные пролегомены к платоновской философии // Платон. Диалоги. М., 1986. Порфирий. О пещере нимф. Пер. А.А. Тахо-Годи // Вопросы классической филологии. Вып. 6. – М., 1976 (текст Порфирия также в кн.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. VII, ч. 2. М., 1988). [45] Очерки истории римской литературной критики. М., 1963. [46] Многие из называемых далее книг перепечатывались после 1990 г., предпочитаем указывать первое издание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|