Лирические жанры и поэты (греческая архаика и классика)
Лирические жанры следует отличать от традиционых функциональных видов культовой песни, которые обрабатывались мелическими поэтами. Число таких песенных форм было столь же велико и разнообразно, как и сами эллинские культы. Ниже приводятся разделы, на которое александрийскими учеными было разделено обширное наследие Пиндара.
hymnos ὕμνος: гимн, культовая песнь, содержащая молитвенное обращение к божеству, прославление божества и (как часть прославления) миф, то есть деяния божества; гимн не был особой формой песни, и «Гимны» в александрийском корпусе Пиндара включали, вероятно, те песнопения, которые не могли быть отнесены к другим разделам; epinikion ἐπινίκιον: эпиникий, благодарственный гимн, исполняемый от лица победителя; эпиникии Пиндара написаны по случаю побед на больших спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских, по играм эпиникии были разделены на четыре книги; prosodion προσόδιον: просодий, сопутствующий гимн, пелся во время шествия к алтарю, предварял исполнение пеана;
parthenion παρθένιον: парфений, песнь, исполняемая хором девушек; paean παιάν: пеан, благодарственный гимн, который первоначально посвящался Аполлону-целителю, позднее другим богам, в частности, Дионису; пеан часто исполнялся как победная песнь; hyporchema ὑπόρχημα: гипорхема, песнь, сопровождавшая одноименную пляску, которая была частью дорийского культа Аполлона; гипорхема была веселым действом, близким по своему характеру аттической комедии; dithyrambos διθυράμβους: дифирамб, гимн Дионису, сопровождался пляской хора, который двигался по кругу; по содержанию и настроению дифирамб был близок аттической трагедии; skolion σκόλιον: сколий, в первоначальной форме застольная песнь, которая исполнялась гостями по очереди, сколий был прежде всего импровизацией; такие песни писали многие поэты, но характер раннего литературного сколия не вполне ясен; как и последующие два типа, сколий был песней, не предназначенной для больших торжественных хоров; enkomion ἐγκώμιον: прославление человека (в отличие от гимна); threnos θρῆνός: френ, скорбная погребальная песнь, плач; исполнение френов было частью некоторых культов.
РИМСКАЯ ЛИРИКА Катулл и неотерики[28], содержание и построение сборника стихотворений Катулла. Мелическая поэзия Горация (оды). «Эподы» Горация. Римская элегия. Расцвет жанра в эпоху Августа. Тибулл, Проперций, Овидий. Особенности художественного языка римской элегии, ‘александринизм’. Влияние «Причин» Каллимаха («Волосы Береники» (66) Катулла, «Фасты» Овидия). Элегия и риторика (Сборник «Героиды» Овидия). Жанровая характеристика поэмы «Искусство любить» Овидия. Инвективная поэзия. Переосмысление эпиграмматического жанра. Марциал.
Для понимания римской лирической поэзии необходима категория ‘объекта подражания’ Аристотеля. Греческие архаические и классические тексты, отобранные александрийцами в лирические жанры, свободно обращались и к ‘трагическому’ и к ’комическому’ этосу. В эллинистический период все лирические жанры смещаются в область ‘комического’. Тематический и эмоциональный комплекс, который мы называем анакреонтикой (любовь-вино-веселье) формируется в это время, а для римской поэзии это — уже сложившийся жанровый канон. Важно обратить внимание на оговорки, которыми Гораций сопровождает обращение к серьезным темам. Для поэзии Катулла ключевым является категория ‘брани’ Аристотеля. ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ в ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Аттический театр. Религиозные корни афинского театра. Виды драматического действа: трагедия, сатировская драма, комедия. Порядок мусических состязаний на Больших Дионисиях. Трилогии и тетралогии. Дидаскалии. Трагедия, сатирова драма, комедия; значение терминов tragōidia τραγῳδία, cōmōidia κωμῳδία. Дидаскалиями назывались официальные записи о проведении драматических состязаний и присуждении мест. Так выглядит протокол Больших Дионисий за 459-458 г.:
— Эсхил и Ксенокл представили трилогию «Орестея» и сатировскую драму «Протей»; комедия неизвестна.
В этом документе определены три стороны, которые объединяются для участия в состязании: хор, хорег, который оплачивает подготовку хора, поэт, который по официальной афинской формуле учит хор, от греч. didaskalos διδάσκαλος ‘учитель’ происходит термин дидаскалия. Важнейшие Афинские праздники Диониса были: 1. Городские, или Большие Дионисии справлялись в месяце элафеболион (март-апрель)[29]. Праздник предварялся торжественным переездом статуи Диониса Элевтерея из временного обиталища недалеко от Академии в Театр (постоянно идол находился в храме, входившем в комплекс театральных сооружений). Затем совершались дионисические процессии. Большая часть праздника была посвящена мусическим состязаниям. В начале устраивался проагон, ‘церемония, предшествующая состязанию’[30]. Участники хоров, актеры и поэты представлялись народу в афинском Одеоне, при этом каждый поэт произносил некую ‘речь’, в которой, разъяснялся сюжет и смысл своих произведений. Хоровые состязания на самом празднике проходили в четырех видах: Дифирамбические хоры мальчиков. Дифирамбические мужские хоры[31]. Три трагических хора: исполняли каждый три трагедии и одну сатировскую драму. Три комических хора: исполняли по одной комедии. В течение одного дня выступал сначала один трагический хор, а вечером того же дня — один комический. Таким образом, драматические состязания длились три дня. Таким был сокращенный порядок, установившийся во время Пелопонесской войны, до этого выступали пять комических хоров. Последовательность четырех драм, которые представлялись одним трагическим хором, называлась ‘тетралогия’, а последовательность трех трагедий — ‘трилогия’. Состязания трагических хоров начались в 634 г. (традиционная дата, которая не может не быть условной); порядок, действовавший в V в. был установлен ок. 500 года, с этого времени начинались списки победителей. 2. Сельские Дионисии в месяце Посидеон (декабрь-январь) справлялись отдельно в аттических демах. С конца V в. устраивались драматические состязания. Часто представлялись старые трагедии и комедии, ранее поставленные на городских Дионисиях[32]. Этим объясняется, в частности, знакомство зрителей с драматургией Эсхила, о котором свидетельствует комедия Аристофана «Лягушки» (405 г.).
3. Ленеи в месяце Гамелион (январь-февраль), были одним из двух больших городских театральных праздников. На Ленеях ставились трагедии (но не сатировские драмы) и комедии, но большее значение придавалось последним. Трагедия[33]. Определение трагедии по Аристотелю. Классификация трагедий по содержанию (мифологическая и историческая). Структура трагедии (пролог, парод, эписодий, стасим, коммóс, эксод, диалог)[34]. Актеры и действующие лица. Термин hypocritēs ὑποκριτής. Эсхил, Софокл, Еврипид — величайшие трагики древности. Миф и фабула в трагедии. Концепция драматического ‘мифа’ в «Поэтике» Аристотеля; происхождение термина ‘фабула’ (mythos μῦθος fabula); ‘ипотеза’ (hypothesis, argumentum). Элементы драматического мифа по Аристотелю. Миф и единство действия. Понятие ‘эсхиловской трилогии’. ‘Эписодическая’ фабула («Троянки» Еврипида). Характер (этос) в трагедии. Происхождение терминов этос (ē thos ἦθος) и характер (charactēr χαρακτήρ). «Характеры» Феофраста; риторическoе учение об этической сообразности. Этос как сюжетообразующий элемент трагедии. Патос и убеждение в трагедии. Происхождение и значение терминов pathos πάθος и pithanon πιθανόν. Патос и фабула; патос, как ‘часть трагедии’. Влияние софистики и, в частности, судебного красноречия на поэтику трагедии. Речь, как структурный элемент трагедии. Сентенции. Патетические и риторические трагедии: «Аякс» и «Филоктет» Софокла, «Медея» Еврипида. Сатировская драма.«Киклоп» Еврипида. Аттическая комедия. Разделение комедии на ‘древнюю’, ‘среднюю’ и ‘новую’. Категории брань (psogos ψόγος) и смешное (geloion γελοῖον) в «Поэтике» Аристотеля; их значение для развития комедии. Древняя аттическая комедия. Структура комедий Аристофана. Парабаза, агон. Комедия и свобода слова в Афинском государстве. Темы комедий Аристофана. Новая аттическая комедия. Черты новой комедии в творчестве Еврипида. Менандр. Маски новой комедии. Другие виды древнегреческой драмы. Бытовая и мифологическая комедия греческих городов Италии. Эпихарм. Аттическая драма 472-316 гг. до н.э. Хронологическая таблица
Ae.= Эсхил, S. = Софокл, E.= Еврипид, A. = Аристофан, M.= Менандр; как стандартные называния трагедий и комедий обычно используются латинские; русские названия могут различаться в разных переводах и изданиях. ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ в ДРЕВНЕМ РИМЕ Римский театр. Особенности архитектуры римского театра. Временные и постоянные здания. Социальный и религиозный статус театра в Риме. Формирование представления о драме, как едином литературном роде. Римская система драматических жанров: мифологическая трагедия, трагедия-претекстата, комедия-паллиата, комедия-тогата. Жанровая специфика комедии Плавта «Амфитрион». Ателлана, как долитературная форма, и литературная ателлана; маски (Макк, Буккон, Папп, Доссен). Римский мим. Поэты римского театра. Энний, Акций, Плавт, Теренций, Афраний. Трагедии Сенеки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|