Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толтекская цивилизация. 96  Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций. 96         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций




Толтекская цивилизация



возникал дьявольский призыв «дин! дин! », так легко возбуждавший бешеный фанатизм нециви­лизованной исламской толпы.

Потому астрология этих халдейских жрецов занималась в основном вычислением положений и воздействий этих сфер влияния, так что главной её функцией скорее было установление распоряд­ка жизни, а не предсказание будущего. Во всяком случае её предсказания носили характер указания тенденций, а не точных событий, тогда как астро­логия нашего времени, похоже, посвящает себя в значительной мере именно последнему.

Тем не менее, не может быть сомнений, что древние халдеи были правы в том, что человече­ская воля в силах изменить судьбу, назначенную ему его кармой. Карма может забросить человека в определённое окружение или подставить его под те или иные влияния, но она никогда не может за­ставить его совершить преступление, хотя и может поставить его в такое положение, что с его сторо­ны потребуется большая решимость, чтобы этого преступления избежать. Потому нам представля­ется, что в силах астрологии — предупреждать че­ловека об обстоятельствах, в которых он окажется в то или иное время, но всякое предсказание его действий при этих обстоятельствах теоретически может основываться лишь на вероятности, — хо­тя мы и вполне признаём, что в случае заурядного и безвольного человека из толпы эта вероятность становится определённостью.


96         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Вычисления этих древних жрецов позволяли им составить нечто вроде официального календа­ря на каждый год, которым в значительной мере регулировалась вся жизнь народа. Они решали, в какое время наиболее безопасно можно про­водить все сельскохозяйственные работы и ука­зывали подходящие моменты для разведения животных и растений. Они были не только на­ставниками народа, но и врачами, и точно знали, при каком сочетании влияний различные лекар­ства можно было применять с наибольшей эффек­тивностью.

Своих последователей они делили на классы по признаку, которые теперь бы мы назвали управ­ляющими планетами, и их календарь был полон предупреждений, адресованных разным классам, например: «В седьмой день поклоняющиеся Мар­су должны особенно остерегаться беспричинного раздражения», или «С двенадцатого по пятнад­цатый день существует необычайная опасность опрометчивости в любовных делах, особенно для поклоняющихся Венере» и так далее. И в том, что эти предостережения оказывались очень полез­ными для масс народа, мы не можем сомневаться, какой бы странной ни казалась эта разработанная система предосторожностей против малейших случайностей в наши дни.

Из этого своеобразного деления людей на типы соответственно планетам, указывавшим положе­ние центра влияния, которому они были легче все-


Толтекская цивилизация                                                    97

го подвержены, происходило столь же любопытное устройство как публичных храмовых служб, так и личного поклонения верующих. Определённые часы дня для молитвы, определяемые по видимому движению Солнца, соблюдались одинаково всеми; на восходе, в полдень и на закате жрецами в хра­мах распевались определённые стихи или гимны, и более религиозные люди взяли себе за правило регулярно присутствовать на этих коротких служ­бах, тогда как те, кому не было удобно на них при­сутствовать, соблюдали эти часы, читая несколько благочестивых фраз восхваления и молитвы.

Но, совершенно отдельно от этих обрядов, которые, похоже, были общими для всех, у каждо­го были свои собственные молитвы, возносимые тому божеству, с которым он был связан от рож­дения, а время для них постоянно изменялось со­ответственно с движением его планеты. Момент прохождения ею меридиана по всей видимости считался самым благоприятным, а следующими по степени благоприятности считались несколько минут, следующих сразу за её восходом или непо­средственно предшествовавших её заходу. Одна­ко к ней можно было обращаться в любое время, когда она над горизонтом, и даже после захода её за горизонт божество планеты не было всецело вне досягаемости, хотя в этом случае к нему об­ращались только при какой-нибудь чрезвычайной ситуации, и весь церемониал был совершенно иным.


98         Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Жрецами составлялись особые календари для последователей каждого из этих планетных бо­жеств, где содержались все подробности, касаю­щиеся подходящих часов для молитвы и стихов, которые должны были в них читаться. Они были чем-то вроде периодических молитвенников, вы­пускавшихся для каждой планеты, и все, кто был связан с определённой планетой, старались раз­добыть себе копии соответствующего календаря. Фактически это было нечто гораздо больше, чем просто расписания, напоминавшие о часах мо­литвы; они готовились в особых астрологических условиях — каждый под влиянием своего соб­ственного божества, и считались обладающими свойствами талисманов, так что каждый последо­ватель той или иной планеты всегда имел с собой самый свежий календарь для неё.

Из этого следовало, что у религиозных людей древней Халдеи не было регулярных часов молит­вы и поклонения каждый день, как это практику­ют сейчас — вместо этого время для медитации и религиозных упражнений было скользящим и иногда могло приходиться на утро, иногда — на полдень, иногда — на вечер и даже на полночь. Но когда бы оно ни наступало, его не пропускали, и как бы неудобно ни вклинивался этот час в де­ла человека, его удовольствия или его отдых, ес­ли он упускал возможность воспользоваться этим преимуществом, это считалось серьёзным укло­нением от исполнения долга. Насколько мы могли


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...