Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толтекская цивилизация  107. 108 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций. ведущие в обширные залы, стены которых так за­круглялись, что в плане эти залы имели вид ли­стьев или лепестков цветка




Толтекская цивилизация                                                   107

ством совершали торжественный ход вокруг храма Солнца. По таким случаям приверженцы Солнца наполняли до отказа само здание храма, тогда как рядом со стенами проходили последователи Вул­кана, снаружи их — Меркурия, Венеры, и так да­лее — все планеты были представлены в порядке их удалённости от Солнца. Вся масса народа, та­ким образом, расположенная концентрическими кругами ярких цветов, медленно и равномерно вращалась подобно колоссальному живому колесу, и под потоками живого света, изливаемыми тропи­ческим солнцем, они, пожалуй, представляли са­мое яркое зрелище, которое только видел мир.

Чтобы дать некоторое представление о ещё более интересных церемониях, происходивших по таким случаям внутри самого храма Солнца, не­обходимо попробовать описать его внешний вид и устройство. Основной его план был крестообраз­ный, с большим круглым помещением (покрытым полусферическим куполом), где и встречались лу­чи креста. Мы получим о нём более верное пред­ставление, если вместо обычной крестообразной церкви с нефом, алтарём и притворами предста­вим себе огромное круглое помещение под купо­лом, напоминающее читальный зал Британского музея, и четыре гигантских нефа, расходящихся от него на четыре стороны света, при этом все лу­чи креста имеют одинаковую длину. Чётко пред­ставив эту часть картины, добавим к этому четыре других больших прохода между лучами креста,


108      Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

ведущие в обширные залы, стены которых так за­круглялись, что в плане эти залы имели вид ли­стьев или лепестков цветка. Фактически план храма выглядел как равносторонний крест, нало­женный на простой четырёхлепестковый цветок, так что лучи креста были между лепестками.

Человек, стоявший в центре под куполом, мог наблюдать виды, простирающиеся во всех направ­лениях. Всё строение было тщательно ориентиро­вано по сторонам света, так что лучи креста были точно направлены на кардинальные точки. Южный конец оставался открытым и образовывал главный вход, напротив которого был огромный алтарь, занимавший конец северного нефа. В восточном и западном нефах тоже были алтари, гигантские с нашей точки зрения, хотя и значительно мень­шие, чем главное возвышение в северном конце.

Эти восточный и западный алтари, похоже, играли примерно ту же роль, что и те, что в като­лических соборах посвящаются Пресвятой Деве и Св. Иосифу, так как один из них был посвящён Солнцу, а другой — Луне, и некоторые из регуляр­ных ежедневных служб, связанные с этими двумя светилами, совершались возле них. Однако самые большие толпы собирались вокруг большого се­верного алтаря, возле которого проводились все самые большие церемонии, и его устройство и об­становка были интересными и любопытными.

На стене за алтарём, в том месте, которое в обычной церкви занимает «восточное окно»


Толтекская цивилизация



(хотя здесь это был север), висело огромное во­гнутое зеркало, намного превосходящее в разме­рах любое, которое нам приходилось видеть. Оно было металлическим, скорее всего серебряным, отполировано до предельно возможной степени. Нами было замечено, что уход за ним и поддержа­ние его блеска и такой чистоты, чтобы на нём не было и пылинки, считалось религиозным долгом самого первостепенного характера. Изготовление столь огромного зеркала с таким совершенством, да ещё и так, чтобы его огромный вес не искривил его, оказалось бы серьёзной проблемой для совре­менных инженеров, но она была успешно решена этими людьми, жившими в далёком прошлом.

По центру крыши этого огромного северного нефа проходил узкий разрез, через который было видно небо, так что свет всякой звезды, прохо­дившей меридиан, проникал в храм и падал на это огромное зеркало. Известное свойство вогну­того зеркала состоит в том, что оно формирует в воздухе перед собой, в своём фокусе, образы всего, что в нём отражается, и этот принцип ис­пользовался жрецами, чтобы (как бы они, веро­ятно, это назвали) собрать и применить влияние каждой планеты, когда она в самой большой силе. На полу, под фокусом зеркала, был пьеде­стал с установленной на нём жаровней, и когда планета проходила меридиан и светила через прорезь в крыше, на угли в жаровне бросали не­много благовония. Сразу же поднимался столб


110      Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

серого дымка и посреди него сиял живой образ планеты. Тогда прихожане склоняли свои головы и звучало радостное пение жрецов. Фактически эта церемония несколько напоминала выставле­ние святых даров в католической церкви.

При необходимости пускалось в действие и другое устройство — плоское круглое зеркало, которое спускалось с крыши на верёвках так, что­бы точно занимать фокус большого зеркала. Им ловили отражённый образ планеты, и наклоняя его, могли направлять концентрированный свет, принятый вогнутым зеркалом, на определённые места на полу храма. На эти места клали больных, для которых данное конкретное влияние считалось благотворным, тогда как жрец возносил молитву, чтобы планетный дух излил на них исцеляющее и укрепляющее влияние; и несомненно, эти уси­лия часто вознаграждались исцелениями, хотя вполне возможно, что в достижении результата большую роль играла вера.

Возжжение некоторых священных огней, ког­да меридиан проходило само Солнце, совершалось с помощью того же приспособления, хотя одна из самых интересных церемоний этого рода прово­дилась всегда на западном алтаре. На этом алтаре всегда горел огонь, называвшийся «священным лунным огнём», и ему позволяли погаснуть лишь раз в год, в ночь перед весенним равноденствием. На следующее утро лучи Солнца, проходя через отверстие над восточным алтарём, падали прямо


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...