Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП).




Эта система была разработана в СССР в конце 70-х гг. ХХ в. на основе обобщения передового опыта в области управления качеством ведущих предприятий и отраслей и документирована в виде системы государственных стандартов. Согласно ГОСТ 15467-79 КСУКП устанавливает, обеспечивает и поддерживает необходимый уровень качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемый путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. Организационно-технической базой КСУКП является комплекс стандар­тов предприятия. Входящие в него стандарты регламентируют порядок всех работ, от которых зависит высокое качество изделий, позволяют организовать рациональное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, нацелить внимание и усилия работников всех категорий на повышение качества труда и продукции. Другими словами, стандарты предприятия устанавливают, ЧТО, КТО, ГДЕ, КОГДА и КАК должен делать. Они являются законом для каждого работника — будь он директором фирмы или рядовым исполнителем.

Стандарт предприятия — динамичный документ. В него можно внести любые изменения, подсказанные жизнью, передовым опытом, достижениями науки. С организационной точки зрения — это экономичный документ, четкий, понятный и оперативный.


Планирование качества

 

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значени­ями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.

В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

· обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка

· достижение и превышение технического уровня и качества луч­ших отечественных и зарубежных образцов

· установление экономически оптимальных заданий по повыше­нию качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей

· совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда

· увеличение выпуска сертифицированной продукции

· улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.)

· своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продук­ции

· обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, техни­ческих условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов

· разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечива­ющих достижение заданного уровня качества

· увеличение экономической эффективности производства и ис­пользование продукции улучшенного качества

 

Предметами планирования качества продукции являются различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свой­ства продукции, так и разнообразные характеристики системы и про­цессов управления качеством.

К методам планирования относят:

– расчетно-аналитический, основанный на расчленении выпол­няемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимо­действия и разработке на этой основе проектов планов;

– экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормати­вов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведе­ния и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

– отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ:

· анализ требований потребителей

· изучение спроса

· анализ рекламаций

· учет требований перспективных стандартов и результатов НИР

· изучение патентной информации

· учет изменений требований к сертификации продукции

· осуществление плановых расчетов

· увязка плановых мероприятий

Как самостоятельные направления планирования повышения ка­чества продукции на предприятии обычно выделяют:

· внутрифирменное планирование качества продукции

· планирование внедрения системы управления качеством на пред­приятии

· планирование кадрового обеспечения повышения качества про­дукции

· планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака

· планирование качества продукции в договорах и контрактах

В последние годы сформировалась новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования.

Одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии стало планирова­ние подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

Планирование повышения качества продукции на предприятии всегда должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показа­тели качества, которые дифференцируются с уче­том особенностей планиро­вания по его видам и уровням управления (предприятие, цех, участок, отдел).

При составлении планов повышения качества по каждому струк­турному подразделению следует исходить из уровня показателей каче­ства, утвержденных в плане предприятия. Поэтому для структурных подразделений предприятия необхо­димо устанавливать конкретные задания по повышению качества про­дукции и качества работы, которые должны быть однозначно увязаны с последующей оценкой и стимулированием их производственной деятельности.

Необходимый уровень качества продукции может быть совместно установлен (т.е. запланирован) ее изготовителем и потребителем в догово­ре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различ­ных видов регламентированы действующим законодательством (Гражданский кодекс РФ. Часть II; Уголовный кодекс РФ; Закон РФ «О защите прав потребителей» и др. документы).

При планировании требуемого уровня качества продукции в дого­ворах и контрактах необходимо учитывать, что его определение может осуществляться следующими способами: по стандартам, по техничес­кому описанию, по образцам, каталогам и проектам продавца, являю­щимся неотъемлемой частью контракта.

Стандартами обычно обозначают качество достаточно простых изделий. При этом в соответствующей статье договора «Качество», например, указывают: «Качество соответствует стандартам, установленным в Рос­сийской Федерации».

Для сложной технической продукции и продукции, на которую от­сутствуют стандарты (но к которой предъявляются специальные тре­бования), качество определяется техническими условиями. При этом сами технические условия обычно даются в приложении к договору.

Качество продовольственных товаров подтверждается наличием соответствующего сертификата, ветеринарным сертификатом, выда­ваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара.

При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукции. После подтверждения потребителем данного образца он становится эталоном. При этом в контракт, как правило, вносятся сведения о количестве отобранных образцов и о порядке их сравнения с поставляемым товаром. В договорных взаимо­отношениях поставщиков и потребителей нередко возникают конф­ликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у сторон договора, но и в нейтральной фирме, зафиксированной в контракте.

Серьезной проблемой, возникающей при планировании качества продукции в договорах и контрактах, является четкое определение всех условий проверки товара по качеству. Если товаром является сложнотехническая продукция, то ее необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предоставлено право заявить свои претензии (предъявить рекламацию) в течение достаточно длительного срока. Если товаром являются продоволь­ственные изделия, то его прием­ка по качеству обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и др.

Гарантии качества товара обычно выделяются в отдельной статье договора или вносятся в раздел о его приемке-сдаче.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...