Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Устная и письменная речь




Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа, опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности устной и письменной форм речи.

2. Диалог и монолог как формы устной речи.

3. Виды диалога.

4. Типы монологической речи.

Методические рекомендации

Студенты должны иметь представление о соотношении понятий «устная речь» и «письменная речь»; дать определение диалога и монолога как форм устной речи; иметь представление об основных единицах коммуникативно-речевой структуры диалога и способах создания диалогического единства.

Студент должен дать характеристику информативного и интерпретационного диалога, назвать и дать оценку основным типам диалогов (бытовой диалог, деловая беседа, интервью); типам монологической речи (информационная, убеждающая и побуждающая).

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка); Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 2. Разновидности речи), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?

Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Задание 2. Заполните таблицу «Особенности устной и письменной речи»

Характеристики Устная речь Письменная речь

Задание 3. Установите соответствие между лексическими единицами и видами речи

1. Поточка 2. Подсобка 3. Общага 4. Кафе 5. Установление контроля 6. Предъявление иска 7. Взыскание задолженности 1) письменная речь 2) устная речь

Задание 4. Укажите основные характеристики диалогической речи по стенограмме суда (первый суд над Иосифом Бродским. 18 февраля 1964 г.). К какому типу относится данный диалог? Обратите внимание на неполные предложения, объясните, как в данном случае действует принцип экономии речевых средств (Источник: Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Практикум. – М.: Гардарики, 2002. – С. 26 – 27).

Судья: Чем вы занимаетесь?

Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю...

Судья: Никаких «полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стене. Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует!.. У вас есть постоянная работа?

Бродский: Я думал, что это постоянная работа.

Судья: Отвечайте точно!

Бродский: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю...

Судья: Нас не интересует «Я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?

Бродский: Я работал. Я писал стихи.

Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким издательством вы были связаны.

Бродский: У меня были договоры с издательством.

Судья: Так и отвечайте. У вас договоров достаточно, чтобы прокормиться? Перечислите, какие, от какого числа, на какую сумму?

Бродский: Точно не помню. Все договоры у моего адвоката (...)

Судья: Ваш трудовой стаж?

Бродский: Примерно...

Судья: Нас не интересует «Примерно»!

Бродский: Пять лет.

Судья: Где вы работали?

Бродский: На заводе, в геологических партиях...

Судья: Сколько лет вы работали на заводе?

Бродский: Год.

Судья: Кем?

Бродский: Фрезеровщиком.

Судья: А вообще, какая ваша специальность?

Бродский: Поэт, поэт-переводчик.

Задание 5. Прочитайте запись передачи «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» (ОРТ. 13.03.94). Укажите типичные признаки монолога. (Источник: Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Практикум. – М.: Гардарики, 2002. - С. 26 – 27).

Добрый вечер, дорогие друзья. Очень приятно, что вы смотрите именно... нас. В студии с вами Дмитрий Дибров. В 23.45 у нас с вами писатель Владимир Войнович... Ну что же... Ну... А сейчас я вам расскажу историю, благодаря которой мы с вами будем иметь сорок пять минут, я уверен, что... сенсационной и весьма динамичной беседы. У меня есть приятель, который работает в региональном Управлении по борьбе с экономическими преступлениями. Я ему как-то раз и говорю: «Слушай, говорю, помоги мне, приходи ко мне на эфир рассказать именно об экономических преступлениях, потому что у меня что-то одни поэты и писатели». А он говорит: «Да ну что ты, мне нельзя и по оперативным соображениям, и вообще – разве это у нас интересно, про экономические преступления».

А я: А вот что у вас такого интересного в милиции. Вот что у вас в милиции сейчас самое-самое важное, на переднем плане как бы стоит во всей борьбе, чтобы прямо у нас эфир держал людей сорок пять минут только так? Гм, пожалуйста.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

Практическое занятие 3.

Тема. Формы существования языка

Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа, опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Территориальные диалекты.

2. Просторечие.

3. Жаргон.

4. Литературный язык.

Методические рекомендации

В процессе подготовки к занятию необходимо назвать формы существования национального языка, раскрыть их содержание и области функционирования; дать определение понятия «литературный язык», назвать и охарактеризовать основные признаки литературного языка.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

Задание 2. Установите соответствия:

1. Литературный язык 2. Просторечие 3. Территориальный диалект 4. Говор 5. Профессионализмы 6. Арго 7. Социальный диалект 8. Жаргон 1) нелитературный вариант языка, используемый людьми на опреде-лѐнных территориях в сельской местности; 2) образцовый вариант языка, используемый на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях; 3) нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоѐв городского населения и придающий ей неправильный и грубый характер; 4) нелитературный вариант языка, используемый в непринуждѐнном общении представителями опре-делѐнных социальных групп; 5) нелитературный вариант языка, создаваемый с целью языкового обособления, т.е. закрытый язык.

Задание 3. Найдите в предложениях диалектизмы, определите их значения. Укажите случаи их неоправданного употребления.

Работу начинали с первыми кочетами. К вечеру ненадолго разведрилось. Утирка осталась в кармане пальто. Опытные удильщики не ловят рыбу около тросты, они выезжают на озеро и удят на нальях – песчано-каменистых отмелях вдали от берега. Отец с братьями охотились на векшу

Задание 4. Определите значения просторечных слов, замените их литературными

Расценок, туфель, промеж, смуглявый, супротивник, теперича, вдогон, махра, богатей, убивец, наискоски, манатки, барахло, тутошний, аккурат, небось, умаяться, сызмала, пузо, брюхо, гляделки, морда, спятить, балбес, зубодёр, обжулить, смыться, укокошить, растяпа.

Задание 5. Найдите профессионализмы и жаргонизмы. Там, где это возможно, подберите к ним синонимы общелитературного языка

Скрепляют стены при помощи сбалчивания. Уже закончена кладка фундамента. Забор крови производится в пятом кабинете. Необходимо поставить еще один укол. Мальчик гуляет в лесном массиве. Починка автомобиля займет много времени. Тридцать пять цветных и тоновых репродукций войдут в новый альбом.

Задание 6. Назовите признаки, сочетание которых дает определение литературного языка.

Обработанность, слабая стилистическая дифференциация, территориальная ограниченность, нормированность, стабильность, закрепленность за бытовой сферой общения, обязательность для всех членов общества, стилистическая дифференцированность, универсальность, отсутствие регламентации языковых средств, наличие устной и письменной формы.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы.

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...