Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Речевой этикет и культура общения




Цель: формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11).

Организационная форма: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Этические нормы речевой культуры и речевой этикет.

2. Факторы формирования речевого этикета (особенности собеседников-коммуникантов, ситуация общения, национальная специфика речевого поведения).

3. Этикетные жанры и основные формулы русского речевого этикета.

Методические рекомендации

В первом вопросе студенту необходимо дать понятие этикета, историческую справку о становлении этикетных норм, проанализировать соотношение культуры поведения и речевой культуры.

Отвечая на второй вопрос, студенту следует охарактеризовать особенности партнеров по общению; описать наиболее типичные ситуации общения (деловая, торжественная, скорбная); рассмотреть национальную специфику речевого поведения.

В третьем вопросе студент должен характеризовать такие этикетные жанры, как приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент. Важно уяснить, что в русском языке для каждого этикетного жанра имеется несколько этикетных формул, а искусство этикета состоит в том, чтобы правильно выбрать наиболее соответствующую ситуации формулу.

В процессе подготовки к занятию следует обратиться к следующим источникам: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи); Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013 (Глава 3. Ораторская речь); а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Раскройте содержание понятий:

этикет,

этикетные стереотипы,

служебный этикет,

языковая корректность.

а) Охарактеризуйте соотношение понятий служебный этикет и языковая корректность.

б) Дайте оценку реализации этих понятий в современной действительности.

в) Попытайтесь объяснить причину расхождения поведения людей с этикетными принципами.

Задание 2. Оцените с точки зрения современного речевого этикета рекомендации разных источников.

а) «Домострой» книга поучений, составленных протопопом Сильвестром в середине XVI века:

Когда перед тобой еду ставят, хулить не следует, говоря: это «гнилое», или «кислое», или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухлое», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий – любую еду и питье – похвалить и с благодарностью есть…

б) «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленное в 1717 году по указу Петра I для обучения молодых дворян:

Младые люди не должны ни про кого худого переговаривать, и особенно всё разглашать, что слышат, а особливо, что ближнему во вред, к урону и умалению чести и славы касаться может.

в) «Эрмитажный устав», разработанный при Екатерине II:

– Нельзя прерывать речь того, с кем ведешь беседу, независимо от его ранга.

– Не следует публично порицать третьих лиц.

– Разрешается вести споры, но без злословия; говорить следует умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели.

Задание 3. Какой этикетный жанр описан в тексте? Правильно ли он создан?

Выхожу я как-то из маршрутного такси, и тут же ко мне обращается высокий мужчина с чемоданчиком в руках: «Мамуля, как пройти в гостиницу «Байкал»? Показала «сыночку» дорогу и свернула во двор к прачечной. Там гуляла с собачкой маленькая старушка. «Дочуня, – спросила она у меня, – который теперь час?» Ответив на её вопрос, я отправилась по своим делам. А когда потом подошла к остановке, там было много народу, и к появившемуся троллейбусу все двинулись толпой. Я тоже. «Пошевеливайся, бабуля!» – сказал кто-то сзади, подпихивая меня в дверь по ступенькам. Так и не разглядев новоявленного «внука», я вдруг рассмеялась (А. Иванова).

Задание 4. Составьте ряды этикетных слов и выражений для ситуации: извинения и просьбы. Прокомментируйте, в каких ситуациях уместно употребление конкретной этикетной формулы. Приведите примеры нестереотипных форм извинения (опираясь на свои собственные наблюдения).

Задание 5. Отталкиваясь от условий и целей коммуникации, определите, какие формулы речевого этикета будут уместны в следующих ситуациях. Вам необходимо обратиться к:

а) приятелю, чтобы попросить учебник;

б) секретарю в приёмной, чтобы узнать решение по вашему заявлению;

в) преподавателю, чтобы попросить его принять вас пересдачу экзамена;

г) пожилому человеку, чтобы узнать, как пройти (проехать) на вокзал.

Разыграйте предложенные ситуации. Сформулируйте вывод о фатической стороне общения. В какой степени языковая система русского языка обеспечивает нормативность этикетного взаимодействия?

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

Практическое занятие 14.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...