Тема. Речевой этикет и культура общения
Цель: формирование следующих компетенций: - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); - готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11). Организационная форма: беседа. Вопросы для обсуждения: 1. Этические нормы речевой культуры и речевой этикет. 2. Факторы формирования речевого этикета (особенности собеседников-коммуникантов, ситуация общения, национальная специфика речевого поведения). 3. Этикетные жанры и основные формулы русского речевого этикета. Методические рекомендации В первом вопросе студенту необходимо дать понятие этикета, историческую справку о становлении этикетных норм, проанализировать соотношение культуры поведения и речевой культуры. Отвечая на второй вопрос, студенту следует охарактеризовать особенности партнеров по общению; описать наиболее типичные ситуации общения (деловая, торжественная, скорбная); рассмотреть национальную специфику речевого поведения. В третьем вопросе студент должен характеризовать такие этикетные жанры, как приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, комплимент. Важно уяснить, что в русском языке для каждого этикетного жанра имеется несколько этикетных формул, а искусство этикета состоит в том, чтобы правильно выбрать наиболее соответствующую ситуации формулу.
В процессе подготовки к занятию следует обратиться к следующим источникам: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 3. Культура речи); Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013 (Глава 3. Ораторская речь); а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями Задание 1. Раскройте содержание понятий: − этикет, − этикетные стереотипы, − служебный этикет, − языковая корректность. а) Охарактеризуйте соотношение понятий служебный этикет и языковая корректность. б) Дайте оценку реализации этих понятий в современной действительности. в) Попытайтесь объяснить причину расхождения поведения людей с этикетными принципами. Задание 2. Оцените с точки зрения современного речевого этикета рекомендации разных источников. а) «Домострой» – книга поучений, составленных протопопом Сильвестром в середине XVI века: Когда перед тобой еду ставят, хулить не следует, говоря: это «гнилое», или «кислое», или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухлое», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий – любую еду и питье – похвалить и с благодарностью есть… б) «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленное в 1717 году по указу Петра I для обучения молодых дворян:
Младые люди не должны ни про кого худого переговаривать, и особенно всё разглашать, что слышат, а особливо, что ближнему во вред, к урону и умалению чести и славы касаться может. в) «Эрмитажный устав», разработанный при Екатерине II: – Нельзя прерывать речь того, с кем ведешь беседу, независимо от его ранга. – Не следует публично порицать третьих лиц. – Разрешается вести споры, но без злословия; говорить следует умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели. Задание 3. Какой этикетный жанр описан в тексте? Правильно ли он создан? Выхожу я как-то из маршрутного такси, и тут же ко мне обращается высокий мужчина с чемоданчиком в руках: «Мамуля, как пройти в гостиницу «Байкал»? Показала «сыночку» дорогу и свернула во двор к прачечной. Там гуляла с собачкой маленькая старушка. «Дочуня, – спросила она у меня, – который теперь час?» Ответив на её вопрос, я отправилась по своим делам. А когда потом подошла к остановке, там было много народу, и к появившемуся троллейбусу все двинулись толпой. Я тоже. «Пошевеливайся, бабуля!» – сказал кто-то сзади, подпихивая меня в дверь по ступенькам. Так и не разглядев новоявленного «внука», я вдруг рассмеялась (А. Иванова). Задание 4. Составьте ряды этикетных слов и выражений для ситуации: извинения и просьбы. Прокомментируйте, в каких ситуациях уместно употребление конкретной этикетной формулы. Приведите примеры нестереотипных форм извинения (опираясь на свои собственные наблюдения). Задание 5. Отталкиваясь от условий и целей коммуникации, определите, какие формулы речевого этикета будут уместны в следующих ситуациях. Вам необходимо обратиться к: а) приятелю, чтобы попросить учебник; б) секретарю в приёмной, чтобы узнать решение по вашему заявлению; в) преподавателю, чтобы попросить его принять вас пересдачу экзамена; г) пожилому человеку, чтобы узнать, как пройти (проехать) на вокзал. Разыграйте предложенные ситуации. Сформулируйте вывод о фатической стороне общения. В какой степени языковая система русского языка обеспечивает нормативность этикетного взаимодействия? Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Основная литература:
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с. 2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. 3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с. Дополнительная литература: 1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009. 2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с. 3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с. Интернет ресурсы: 1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн». 2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека. 3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий. 4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань». Практическое занятие 14.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|