Тема. Культура ведения полемики
Цель: формирование следующих компетенций: - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); - готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11). Организационная форма: анализ конкретных ситуаций. Вопросы для обсуждения: 1. Этика делового общения. 2. Понятия «спор (полемика)», «дискуссия», «диспут». 3. Правила ведения спора. Тезисы. Аргументация. Приемы и уловки. 4. Этикет в конфликтной ситуации. Методические рекомендации Отвечая на первый вопрос, студент должен дать определение понятия «деловое общение», назвать и охарактеризовать формы делового общения, вспомнить основные особенности этикета в деловом общении. Во втором вопросе помимо определения понятий надо рассмотреть особенности полемической речи. Необходимо охарактеризовать принципы и алгоритм ведения спора; дать характеристику основных полемических приемов (выяснение принципиальной позиции оппонента, использование психологических доводов, «возвратный удар», атака вопросами, юмор, ирония, сарказм). Следует разграничить позволительные и недопустимые уловки. При ответе на четвертый вопрос надо дать определение понятия «конфликт», описать способы выхода из конфликта, тактики речевого поведения в конфликтной ситуации.
Студенты, изучив данную тему, научатся достигать поставленной цели в словесном состязании; конструктивно принимать решение в дискуссиях; корректно и доброжелательно выражать отношение к высказываниям оппонента(-ов). Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. (Глава 4. Логические и психологические приемы полемики), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями Задание 1. Прочитайте отрывок из романа Т. Толстой «Кысь». Попробуйте определить позиции сторон. Какова аргументация спорящих? Не приходилось ли вам участвовать в подобном споре? – А вермишель хорошо бы сюда. – А еще бы не хорошо. – А сверху – грибышей толченых. – Ага. – А к этому вертушу рассыпчатую, орешками фаршированную. Опосля пряники. Плетеные. – Зачем плетеные. На поду лучше. – Ща, на поду. На поду они с горчинкой. – Но и чего? И хорошо. – Чего ж хорошего? Плетеные куда лучше. В их яйцо кладут. – Что ты понимаешь. Плетеные! Еще скажи: блины! – А что блины? Что блины-то? – А то, что неча! Блины! Тоже мне! – А чего тебе? – А ничего! Вот чего! – Ну и ничего! А то: блины! – А вот и блины! – Сама ты «блины». – Да я-то вот блины. А ты-то что? – А ничего! – Ну и молчи! – Сама молчи! – Ну и помолчу! – Ну и помолчи! – Ну вот и помолчу! – Ну и молчи! Тише будет. Задание 2. Перечитайте известный спор между П.П. Кирсановым и Егением Базаровым (И.С. Тургенев «Отцы и дети») и проведите анализ этого спора: правила ведения спора, тезисы, аргументация, приемы, уловки.
Задание 3. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых для разрешения конфликтов. Каких именно стратегий? А) Худой мир лучше доброй ссоры. Б) Рука руку моет. В) Ум хорошо, а два лучше. Г) Кто сильнее, тот правее. Д) Ты – мне, я – тебе. Е) Кто спорит – ни гроша не стоит. Задание 4. Найдите способ выхода из предложенных конфликтных ситуаций. Что и как вы будете говорить? Ситуация 1. Вас обсчитал официант. Ситуация 2. Преподаватель оценивает ваш ответ как неудовлетворительный. Вы с этим не согласны. Ситуация 3. Приятель взял у вас в долг 1000 рублей. Обещал через неделю вернуть. Прошло два месяца. Ситуация 4. В кафе вам подали недоброкачественное блюдо. Задание 5. Вспомните несколько конфликтных ситуаций, в которых вы оказывались. Как вы выходили из них? Какие стратегии применяли? Как бы вы поступили сейчас? Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Основная литература: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с. 2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. 3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с. Дополнительная литература: 1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009. 2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с. 3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с. Интернет ресурсы: 1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн». 2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека. 3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий. 4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань». Практическое занятие 15. Тема. Телефонный этикет Цель: формирование следующих компетенций: - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); - готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-11). Организационная форма: анализ и разыгрывание ситуаций. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности телефонной коммуникации. 2. Телефонный этикет. Методические рекомендации Отвечая на вопросы, предложенные для обсуждения, следует раскрыть специфику телефонного разговора как формы общения, охарактеризовать правила ведения делового разговора по телефону в ситуациях «Если звоните вы…» и «Если звонят вам…». Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. (Деловая беседа. Деловое совещание. Телефонный разговор), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями Задание 1. Какие этикетные правила телефонного общения (в том числе с помощью мобильного телефона) вам известны? Задание 2. Прочитайте диалоги. Какие из них соответствуют требованиям телефонного этикета? Диалог 1 А.: Алло! Б.: Машу можно! А.: Маши нет. Б.: А когда она будет? А.: Часов в пять. Что-нибудь передать? Б.: Нет, не надо. Диалог 2 А.: Алле! Б.: Здравствуйте, можно Виктора к телефону? А.: Здравствуйте. Его сейчас нет. А кто спрашивает? Б.: Знакомая. А.: Какая знакомая? Б.: Даша. А.: Витя будет часов в семь.
Б.: Спасибо. До свидания. А.: До свидания. Диалог 3 А.: «Би лайн». Елена. Здравствуйте. Б.: Девушка, какой у вас курс внутренний сегодня? А.: 32 рубля 14 копеек. Б.: Спасибо. До свидания. А.: До свидания. Диалог 4 А.: Торговый дом «Анастасия». Здравствуйте. Б.: Здравствуйте. Будьте добры, Александра Николаевича. А.: Как вас представить? Б.: Мостовой Геннадий Николаевич. А.: Одну минуту. Б.: Спасибо. Задание 3. Разыграйте диалоги. 1. Позвоните в парикмахерскую и узнайте часы ее работы и цены на нужные вам услуги (например, на стрижку, окраску волос, маникюр). 2. Позвоните в поликлинику и запишитесь на прием к стоматологу. 3. Вы набрали номер своего знакомого по памяти и, кажется, ошиблись. 4. Вам поручили сообщить своим трем своим одногруппникам, что в связи с проведением студенческой конференции лекция по истории отменена. Лекция – в четверг в 8.00. Сейчас – среда, 22.40. Задание 4. Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как вы построите беседу по телефону? Приведите две-три различные ситуации. Разыграйте их в парах. Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Основная литература: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с. 2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. Дополнительная литература: 1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009. 2. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с. 3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с. Интернет ресурсы: 1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн». 2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека. 3. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|