§ Создавать условия для накопления детьми опыта практических действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами.
§ Развивать у детей на основе их активных действий с предметами и непрерывными множествами восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное). Учить выделять и различать множества по качественным признакам и по количеству.
§ Формировать у детей способы усвоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу и речевой инструкции).
§ Развивать речь воспитанников. Расширять понимание у детей речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один - много - мало, сколько?, столько..., сколько... и т. п.). Комментировать каждое действие, выполненное самим педагогом и ребенком. Давать образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа. Добиваться ответов от детей.
§ Учить детей выделять и группировать предметы по заданному признаку.
§ Учить выделять 1, 2 и много предметов из группы.
§ Учить различать множества по количеству: 1, 2, много, мало пустой, полный.
§ Учить составлять равные по количеству множества предметов-«столько..., сколько...».
§ Учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета.
Квартал
Основное содержание работы
I
Знакомить детей с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами
Учить детей выделять отдельные предметы из группы; составлять группы из одинаковых предметов (ребенок подбирает предметы, педагог сопровождает его действия словами: «Еще мячик, еще..., еще..., еще... Вот как много мячей», выделяя тем самым каждый отдельный предмет, отмечая увеличение их количества и указывая на их множественность)
Учить выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу; составлять множества из отдельных предметов; учить понимать вопрос сколько?, отвечать на вопрос (ответы детей могут быть вербальной и невербальной форм)
Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции.
Учить различать дискретные (игрушки, предметы) и непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количеству: много — мало (работая с непрерывными множествами, педагог дает образец речевого высказывания: в большом ведерке много песка, в маленьком — мало)
Учить детей находить 1, много и мало однородных предметов в специально подготовленной обстановке (например, на столе педагога), фиксировать результат действия в слове или использовать жесты
II
Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять в речи слова пустой — полный
Учить выделять 2 предмета из группы по подражанию, образцу
Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев; отвечать на вопрос сколько?, называя числительные один, два или показывая соответствующее количество пальцев
Учить выделять 2 предмета из множества по словесной инструкции
Учить находить 1, 2 и много однородных предметов в специально подготовленной обстановке
Учить показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т. п.)
III
Учить детей находить заданное количество однородных предметов — 1,2, много — в окружающей обстановке
Учить детей составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только 1 предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько..., сколько... («Поставь каждую чашку на блюдце. Сколько блюдец, столько и чашек»)
Учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух (например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе: учить ребенка непосредственно перед каждым предметом совершать только 1 хлопок)
Показатели развития к концу первого года обучения
Дети должны научиться:
§ выделять 1, 2 и много предметов из группы;
§ соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;
§ различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употреблять в речи названия количеств;
§ находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;
§ составлять равные по количеству группы предметов;
§ понимать выражение столько..., сколько....
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
§ Продолжать организовывать практические действия детей с различными предметами и непрерывными множествами (песок, вода и т. д.).
§ Совершенствовать и расширять познавательные и речевые возможности детей: формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане; продолжать обучать практическим способам ориентировки (пробы, примеривание); развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.
§ Учить сравнивать множества по количеству, устанавливая равенство или неравенство.
§ Учить осуществлять преобразования множеств, изменяющих и сохраняющих количество.
§ Для сравнения и преобразования множеств учить детей использовать практические способы проверки - приложение и наложение.
§ Учить пересчитывать предметы и выполнять различные операции с множествами (сравнение, объединение и разъединение) в пределах трех.
Квартал
Основное содержание работы
I
Закреплять представления детей о количествах 1, 2, много, мало, пустой, полный, используя для этого дискретные и непрерывные множества
Учить детей сравнивать две неравные группы предметов по количеству (отличающиеся между собой на две единицы: 1 и 3, 4 и 6), устанавливая, каких предметов больше, меньше, используя приемы наложения и приложения
Учить сравнивать по количеству непрерывные множества (в большом ведерке больше песка, в маленьком — меньше)
Учить детей преобразовывать дискретные и непрерывные множества путем уменьшения и увеличения их количества
II
Учить детей сравнивать две равные и неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов поровну, больше, меньше, используя приемы наложения и приложения
Учить детей преобразовывать дискретные и непрерывные множества путем уравнивания, уменьшения и увеличения их количества
Учить пересчету предметов в пределах двух; соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке (сначала учить осуществлять пересчет однородных предметов, а затем — предметов, различных по назначению, цвету, размеру)
Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству: без счета, используя приемы приложения и наложения, и на основе пересчета
Продолжать учить сравнивать по количеству непрерывные множества.
Продолжать формировать умение преобразовывать дискретные и непрерывные множества, из неравных множеств делать равные и наоборот
Учить группировать предметы по количественному признаку
Учить выполнять операции объединения и разъединения в пределах двух (операции должны носить развернутый характер и иметь открытый результат)
Упражнять детей в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений: сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения
III
Формировать у детей представление о том, что определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера; определенное количество жидких и сыпучих тел не зависит от объема сосудов; учить использовать прием приложения как практический способ проверки
Учить детей выделять 3 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев
Учить детей соотносить две группы предметов по количеству в пределах трех без пересчета (столько..., сколько...)
Учить пересчитывать предметы в пределах трех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру
Учить детей определять количество предметов и изображений на картинках в пределах трех без пересчета, использовать пересчет как способ проверки
Продолжать учить сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы наложения и приложения, и на основе пересчета; сравнивать непрерывные множества (в большом — больше, в маленьком — меньше, в одинаковых — поровну)
Совершенствовать умение преобразовывать дискретные (на основе счета) и непрерывные множества, из неравных множеств делать равные и наоборот, используя разные способы преобразования
Продолжать формировать представления о сохранении количества, использовать прием приложения и счет (для дискретных множеств) как способы проверки
Продолжать учить группировать предметы по количественному признаку (1—много, 2—3 и т. п.)
Учить выполнять действия объединения и разъединения с закрытым результатом в пределах двух и в пределах трех с открытым и закрытым результатами
Упражнять детей в пересчете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений в пределах трех; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения