Показатели развития к концу второго года обучения
Дети должны научиться:
§ сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;
§ осуществлять преобразования множеств, изменяющие количество, использовать один из способов преобразования;
§ выделить 3 предмета из группы по слову;
§ пересчитывать предметы в пределах трех;
§ осуществлять группировку предметов по количественному признаку на основе образца;
§ выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех с открытым и закрытым результатами.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
§ Формировать количественные представления с учетом ведущих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной). На занятиях по математике использовать элементы рисования и сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием.
§ Проводить с детьми в свободное от занятий время сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием «Магазин», «Автобус» и др. (тематику игр согласовывать с разделом программы «Обучение игре»).
§ Продолжать формировать мыслительную деятельность.
§ Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
§ Развивать наглядно-образное мышление.
§ Расширять активный словарь детей, связанный с математическими представлениями.
§ Переходить на новый этап выполнения умственных действий: проговаривание действия в речи до его выполнения (практические действия служат способом проверки). Формировать планирующую функцию речи.
§ Учить детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование и др.) в пределах четырех и пяти; решать арифметические задачи на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно в пределах четырех.
§ Формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки.
Квартал
| Основное содержание работы
|
I
| Повторять материал предыдущего года обучения (счет и различные операции с множествами в пределах трех)
Учить детей выделять 4 предмета из группы по подражанию, по образцу, по слову; соотносить количество предметов с количеством пальцев
Учить детей соотносить две группы предметов по количеству в пределах четырех без пересчета (столько..., сколько...)
Учить пересчитывать предметы в пределах четырех; осуществлять пересчет однородных предметов, расположенных в ряд, при разном их расположении, а также предметов, различных по назначению, цвету, размеру
Учить детей определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах трех, четырех при одинаковом и разном расположении
Продолжать учить сравнивать по количеству две группы предметов, сравнивать по количеству протяженные, жидкие и сыпучие тела, используя практические способы сравнения (приложение, переливание и т. п.) и пересчет
Упражнять в преобразовании множеств предметов (без счета и на основе счета), используя разные способы преобразования; преобразование непрерывных множеств: из неравных делать равные и наоборот (досыпая, доливая или убавляя некоторое количество)
Продолжать формировать представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от цвета, величины и пространственного расположения; определенное количество жидких и сыпучих тел не меняется независимо от объема сосудов), использовать прием приложения и счет как способы проверки
|
II
| Учить решать задачи нахождения суммы и остатка в пределах трех
Учить выполнять операции объединения и разъединения в пределах четырех
Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах четырех
Учить детей выделять 5 предметов из множества по подражанию и образцу, соотносить количество предметов с количеством пальцев в пределах пяти
Сравнивать по количеству две группы предметов, находящихся на расстоянии, и группы предметов, изображенных на картинках, на основе пересчета; использовать различные способы проверки
Учить детей измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, пользуясь условной меркой; определять, сколько стаканов воды в лейке, ложек риса в тарелке; измерять длину или ширину стола с помощью бруска и т. п.
|
III
| Упражнять детей в преобразовании множеств предметов
Учить осуществлять счет в обратном порядке от трех, четырех
Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах трех, четырех
Учить детей выделять 5 предметов из множеств по слову
Учить пересчитывать предметы в пределах пяти
Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, звуки и движения в пределах пяти
Учить детей определять количество предметов, изображенных на картинках, в пределах пяти
Учить детей осуществлять счет в обратном порядке от пяти
Упражнять детей в измерении протяженных, жидких и сыпучих тел, используя условную мерку (брусок, ложка, стакан и др.)
Учить отмерять условной меркой заданное количество: «Насыпь 3 ложки риса», «Налей 2 стаканчика воды», «Отмерь 2 бруска на линии» (линия проведена педагогом на доске) и т. п.
Учить сравнивать величины с помощью условной мерки
|
Показатели развития к концу третьего года обучения
Дети должны научиться:
§ осуществлять счет в прямом и обратном порядке в пределах пяти;
§ определять количество предметов и предметных изображений на картинках, расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах пяти;
§ сравнивать две группы предметов по количеству на основе пересчета элементов каждого множества;
§ решать задачи с открытым и закрытым результатами на наглядном материале в пределах пяти, по представлению и отвлеченно, в пределах четырех;
§ измерять, отмеривать и сравнивать непрерывные множества с помощью условной мерки.
§ дети должны усвоить представления о сохранении количества.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи обучения и воспитания
§ Формировать математические представления во взаимодействии с другими видами деятельности (изобразительной, конструктивной и игровой).
§ Создавать условия для использования детьми полученных на занятиях математических знаний и умений в самостоятельной игровой и практической деятельности.
§ Продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия.
§ Расширять и углублять математические представления детей. Учить пользоваться условными символами (цифрами) при решении арифметических задач, выполнении арифметических действий.
§ Учить самостоятельно составлять арифметические задачи.
§ Знакомить с цифрами в пределах пяти.
§ Учить устному счету до десяти в прямом порядке и от семи в обратном порядке.
§ Способствовать осмыслению воспитанниками последовательности чисел и места каждого из них в числовом ряду.
§ Учить счету от заданного числа в пределах десяти. Продолжать формировать измерительные навыки, знакомить детей с использованием составных мерок.
Квартал
| Основное содержание работы
|
I
| Повторять материал предыдущего года обучения (счет и различные операции с множествами в пределах пяти)
Учить пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках в пределах шести при одинаковом и разном их расположении; соотносить количество предметов с количеством пальцев
Упражнять в сравнении по количеству двух групп предметов, находящихся на расстоянии, изображенных на картинках. Использовать приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки
Упражнять в преобразовании множеств
Отсчитывать заданное количество предметов из множества в пределах шести
Продолжать учить определять отношения между смежными числами, осуществлять счет в обратном порядке и счет от средних членов ряда на основе наглядности и без наглядности
Продолжать формировать представления о сохранении количества: определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера
Упражнять детей в сравнении непрерывных множеств, используя практические способы сравнения; в преобразовании множеств, изменяющих и сохраняющих количество
Продолжать учить детей измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, пользуясь условной меркой
Учить осуществлять преобразование непрерывных множеств, используя счет
|
II
| Знакомить с порядковым счетом в пределах шести, учить понимать вопрос какой по счету? и отвечать на него
Учить выполнять арифметические действия на наглядном материале в пределах шести
Учить решать арифметические задачи на нахождение суммы и остатка в пределах шести Знакомить с местом числа в числовом ряду.
Учить детей отвечать на вопросы: «Какое число идет за числом 2? за числом 3?», «Назови соседей числа 4», «Найди пропущенное число» Продолжать учить определять отношения между смежными числами (2 больше 1, 3 больше 2 и т. д.), используя наглядное моделирование числового ряда (лесенка из кубиков) и без наглядности
Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную мерку
Знакомить с использованием составных мерок (для измерения протяженных величин можно использовать, например, «Числовые штанги» М. Монтессори: штанги разделены на красные и голубые промежутки длиной по 10 см)
|
III
| Учить пересчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число
Учить отсчитывать предметы в пределах семи
Учить детей осуществлять счет в обратном порядке и от заданного до заданного числа в пределах семи
Учить детей устному счету в пределах десяти
Учить детей соотносить количество реальных предметов с условными символами и значками в пределах шести (игра в домино)
Продолжать учить определять отношения между смежными числами, используя наглядный материал и без наглядности, упражнять в определении места числа в числовом ряду
Учить осуществлять порядковый счет в пределах семи.
Использовать для этого практические ситуации и фрагменты из сказок. (Сказка «Репка»: «Кто первым пришел тянуть репку? Кто вторым? Каким по счету стоит дедка?» Какой по счету стоит внучка?»)
Продолжать формировать представления о сохранении количества
Знакомить с цифрами 4 и 5, узнавать цифры путем зрительного и осязательно-двигательного обследования; соотносить их с числом предметов
Знакомить детей со структурой задачи (условие, вопрос), учить детей придумывать и решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти
Упражнять детей в счете элементов множеств, воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений
Учить сопоставлять по количеству предметы и звуки, предметы и движения, -звуки и движения в пределах семи
Упражнять детей в сравнении непрерывных множеств, используя практические способы сравнения; в преобразовании множеств, изменяющих и сохраняющих количество
Закреплять умения измерять, отмерять, сравнивать и преобразовывать непрерывные множества, используя условную мерку
Упражнять в измерении, используя составные мерки
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: