Характеристика звукопроизношения в норме
В возрасте 3—4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки, раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л, могут пропускаться или заменяться на ль. В 4—5 лет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т—д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук р. В 5—6 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки. В 6—7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическом наблюдении. При том недостаточно ограничиться лишь констатацией пробелов в лексико-грамматическом и фонетическом оформлении речи. Необходимо иметь в виду что, как правило, всегда имеет место, пусть незначительное, но все-таки спонтанное речевое продвижение. Отсюда вытекает важность выявления имеющихся у ребенка потенциальных возможностей, на которое можно опираться при дальнейшем обучении языку. Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что «они не знают, не умеют», но и то, что «они знают, умеют», а также то, что лежит в «ближайшей зоне" их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка речевой деятельности обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы. Правильная оценка состояния речи дает возможность базироваться на тех усвоенных явлениях родного языка, которыми спонтанно или с помощью специалиста овладел ребенок.
Все вышесказанное, позволяет сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, аффективно-волевой сферы, позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе. Данные логопедического обследования подробно записываются в речевую карту. РЕЧЕВАЯ КАРТА 1. Дата поступления ребенка в группу__________________________________________ 2. Фамилия, имя ____________________________________________________ 3. Возраст_________________________________________________________ 4. Домашний адрес _____________________________________________________ 5. Откуда поступил __ ___________ ____________________________________________ 6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность: Мать__________________________________________________________ Отец__________________________________________________________ 7. Анамнез: От какой беременности по счету? ____________________________________________ Как протекали беременность и роды? _________________________________________ Когда закричал? __________________________________________________ Как протекало физическое развитие: стал держать головку ____________________(1,5 мес.) сидеть ___________________________(6 мес.) вставать _________________________(10 мес.) ходить ________________________________ (11-12 мес.) Какие заболевания перенес от года?_______________________________________________ Речевое развитие ребенка: Гуление ______________________________________________(2 мес.)
Лепет_________________________________________________(6 мес.) Первые слова_________________________________________(12 мес.) Речь фразой__________________________________________(1,5-2 г.) Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями)_______________________________________________ Как быстро наращивался словарный запас?_______________________ 8. Слух____________________________________________________________ 9. Зрение__________________________________________________________ 10. Интеллект______________________________________________________ 11. Речевая среда и социальные условия _______________________________ Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? ___________________ Их результативность______________________________________________________ Как сам ребенок относится к речевому дефекту? _____________________ 12. Общее звучание речи: темп ________________ голос__________________ разборчивость________________________ дыхание___________________ 13. Обследование артикуляционного аппарата: подвижность языка____________________ прикус ____________________ строение неба ________________________ зубов _____________________ состояние подъязычной уздечки__________________ губы ____________ 14. Состояние общей моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребенок?)_____________ __________________________________________________________________ 15. Общее развитие ребенка: а) разговорно-описательная беседа: · как тебя зовут?_____________________________________________ · сколько тебе лет?___________________________________________ · где ты живешь?____________________________________________ · как зовут маму?____________________________________________ · есть ли у тебя друзья?_______________________________________ б) счет прямой _____________________ обратный ___________________ в) геометрические формы: квадрат _________ прямоугольник __________ г) основные цвета____________________ оттеночные _________________ д) классификация предметов ______________________________________ е) выделение четвертого лишнего __________________________________ ж) ориентация во времени ______________ в пространстве ____________ з) способность к логическому мышлению ___________________________ 16. Обследование понимания речи: а) выполнение инструкций ________________________________________ б) понимание значений предлогов __________________________________ в) понимание числа _____________ рода ____________ падежа _________ 17. Обследование связной речи: а) составление рассказа по картинке ________________________________ _______________________________________________________________ б) составление рассказа по серии картинок __________________________
_______________________________________________________________ в) пересказ _____________________________________________________ _______________________________________________________________ г) рассказ–описание или рассказ по представлению ___________________ _______________________________________________________________ 18. Обследование грамматического строя: а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
в) префиксальное образование: шел_________________________________ летел________________________________ г) Согласование прилагательных с существительными:
д) Согласование существительных с числительными 1,2 и 3: ухо __________________________ помидор ______________________ стул __________________________ ручка_________________________ е) предложно-падежные формы ____________________________________ 19. Состояние словаря: 1. Предметный словарь: а) объяснение значения слов: холодильник ______________________________________________ пылесос ___________________________________________________ б) показ и называние частей предметов: чайник: донышко ___________ носик ______________ крышка ____________ ручка ______________ стул: сиденье ______________ спинка _____________ ножки _____________ в) уровень обобщений: свитер, платье, шорты, юбка, колготки_________________________ сапоги, туфли, тапочки, валенки_______________________________ блюдце, сковорода, ложка, тарелка____________________________ помидор, репа, морковь, капуста______________________________ яблоко, персик, груша, лимон_________________________________ кошка, собака, волк, еж______________________________________ голубь, утка, воробей________________________________________ шкаф, стол, кресло, тумбочка_________________________________ автобус, электричка, трамвай, самолет_________________________ 2. Словарь признаков: а) подбор прилагательных к имени существительному: лимон – какой? _____________________ платье – какое? _____________________ лиса – какая? _______________________ б) подбор антонимов:
в) образование прилагательных от существительных:
г) образование притяжательных прилагательных: Чей хвост?______________________ Чей дом?_______________________ 3. Глагольный словарь: а) что делает? врач _______________________ учитель ____________________ повар ______________________ почтальон___________________ б) кто как подает голос?
20. Звукопроизношение: Гласные: А__________ У__________ О__________ Ы__________ Звонкие и глухие согласные:
Мягкие и твердые согласные:
Йотированные гласные ___________________________________________ Свистящие:
Шипящие:
Соноры:
21. Фонематический слух: а) дифференциация звуков:
б) повторение: Та-да-та______________________ Да-та-та______________________ Ка-га-га______________________ в) повторение: Кот-год-кот___________________ Том-дом-ком__________________
22. Анализ звукового состава слова: а) выделение первого звука в слове:
б) Выделение последнего звука в слове:
23. Произношение слов сложного слогового состава: строительство _______________ велосипед ___________________ милиционер ________________ аквариум ____________________ 24. Повторение предложений типа: Экскурсовод проводит экскурсию_____________________________________ __________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|