Наступила теплая весна. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились ручьи. На деревьях набухли почки. Из теплых стран прилетели птицы. Они стали вить гнезда.
Таким образом, подобная последовательность в процессе тренировки и постепенного наращивания количества предложений должна стать планом-ориентиром, привычной автоматизированной схемой изложения, по которой ребенок будет стремиться описывать события по другой тематике. Однотипная последовательность преподнесения речевого материала используется логопедом на 2-3 занятиях. Однако, он вносит дополнительные инструкции: придумать заголовок «рассказу, рассказать о событиях от I или III лица и т.д. Постепенно у детей надо выработать умение логично соединять отдельные отрывки в самостоятельный рассказ с применением средств межфразовой связи. Особенности работы над конструированием рассказа по заданной теме с использованием заранее отработанных смысловых частей проиллюстрирует пример составления рассказа по теме «Экскурсия в зоопарк». К данному занятию дети должны уже уметь связно и последовательно рассказывать о режимных моментах в течение дня, составлять описания животных, вести несложный диалог в пределах усвоенной тематики. Логопед дает детям примерно следующую установку: Сегодня мы будет учиться составлять большой рассказ о поездке в зоопарк в воскресный день. Он будет состоять из нескольких маленьких частей. Маленькие части рассказа вы будете составлять сами: А объединить их в большой рассказ я вам помогу. Сначала нам нужно вспомнить, как прошло воскресное утро в вашей семье. 1 ребенок рассказывает примерно следующее: — Я встал, умылся, убрал кровать, сел за стол завтракать и т.д. — Это будет начало нашего рассказа. Подумайте, кто предложил поездку в зоопарк? (Мама, пала, брат и т. д.). Как дети добрались до зоопарка? Кого они там увидели?
Далее логопед раздает трём детям картинки с изображением 3 животных и дает инструкцию описать их. Дети должны использовать ранее полученные речевые навыки и составить 3 коротких рассказа из 3-5 предложений каждый. Логопед подчеркивает, что это составные части будущего большого рассказа об одном мальчике. Он вызывает четверых детей и дает каждому задания. Первому ребенку—рассказать зачин, а остальным - поочередно об увиденных в зоопарке животных. Во время их рассказа логопед добавляет логические связки между отдельными частями, создавая тем самым композиционную целостность повествования. Например: В зоопарке Алеша и папа увидели много интересного. В первой клетке сидели белки (рассказ второго ребенка о белке). Подошли ко второй клетке, а там ежик (рассказ третьего ребенка о еже). А рядом большая толпа ребят наблюдала за лисой (рассказ четвертого ребенка о лисе). Ошибки в ответах детей логопед тут же фиксирует и привлекает к ним внимание детей. Логопед обязательно добивается правильного ответа. Желательно, чтобы ребенок еще раз повторил предложение. Требования по фонетическому оформлению высказываний осуществляются в соответствия с поставленными звуками у каждого ребенка. На следующем занятии роль ведущего (логопеда) можно поручить наиболее развитому в речевом отношении ребенку. Подобный вид работы с некоторыми вариантами целесообразно проводить на итоговых занятиях при прохождении других тем (транспорт, игрушки и т.п.). На основе тематической организации речевого материала происходит развитие преимущественно монологической речи, а задачи естественного речевого общения, подготовленные всем ходом коррекционного обучения, должны решаться на занятиях воспитателем и во время режимных моментов. Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю и предусматривают следующую работу:
1. Усвоение звуков л, с, ш, с—з, р—л, ы—и, в твердом и мягком звучании в прямом слоге. 2. Дифференциация звуков по участию голоса (с—з), по твердости—мягкости (л—л'), (т—т'), по месту образования (с—ш). 3. Овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас—са), односложных слов типа суп. На фонетических фронтальных занятиях проводятся систематические упражнения на сравнение звуков. Дети хлопают в ладоши, услышав определенный звук или слово, его включающее. Определяют наличие, а затем и место звука в слове. Каждый вновь изучаемый звук сравнивается с ранее отработанными. В течение III периода обучения дети учатся различать звуки, отличающиеся по глухости-звонкости (з—с), мягкости—твердости (л—ль), по месту образования (с—ш). Таким образом, дифференциация звуков обеспечивается всем ходом логопедической работы, базируемой на развитии артикуляционных навыков и умении различать звуки на слух и в собственной речи. Воспитание произвольного запоминания речевого материала проходит красной нитью через все логопедические занятия. Дети учатся запоминать серию инструкций, ряды картинок, слов и т. д. Развитие элементарных навыков звукового анализа происходит за счет обучения детей определению места звука в слове, выделению первого и последнего согласного, гласного в положении после согласного. Осуществляется анализ односложных слов типа: мак, сук, суп. В течение III периода обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций («Живые звуки», «Куда спрятали звук?», «Озорные звуки» и т. д.). Овладение таким объемом знаний доступно детям лишь при условии соблюдения постепенности в преподнесении материала, дифференцированного подхода с учетом динамики продвижения каждого ребенка. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка. 2. Планирование работы по формированию произношения. 3. Примерное распределение занятий логопеда и воспитателя.
4. Лексический материал для логопедических занятий. 5. Перечень картинок для развития мыслительной деятельности. (Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета). ПЛАНИРОВАНИЕ ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА I период обучения 1. Лексические темы «Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Фрукты», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи—фрукты». 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимание обобщающего значения слов. Подготовка к овладению диалогической, фразовой речью; б) практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками; в) усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия), в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени; г) усвоение притяжательных местоимений мой, моя, мое. 3. Развитие связной речи: а) овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке (типа: Кто? Что? Что делает? Кому? Чему?); б) усвоение навыка составления короткого, рассказа по следам демонстраций действий; беседе по картинке. II период обучения 1. Лексические темы «Одежда», «Продукты питания», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Зима», «Новый год», «Праздник 8 Марта», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы». 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках; б) практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности; в) различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам: Какой? Какая? Какое?
г) усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; д) употребление предлогов: на, в, из,под. Повторение ранее пройденных грамматических форм. 3. Развитие связной речи: а) совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать допрос; б) сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств; в) составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения; г) распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения; д) первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений; е) составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов-описаний, пересказов; ж) заучивание простых стихотворений. III период обучения 1. Лексические темы «Весна», «I Мая», «Лето», «Сад-огород», «Профессия», «Мебель», «Транспорт», повторение всех ранее пройденных тем. 2. Формирование словаря и грамматического строя: а) закрепление навыка пользования приставочными глаголами; б) закрепление навыка образования относительных прилагательных; в) употребление притяжательных прилагательных; г) образование прилагательных с уменьшительными суффиксами -еньк,-оньк; д)усвоение слов-антонимов; е) закрепление навыка согласования прилагательных с существительными; ж) расширение значений предлогов. 3. Развитие связной речи: а) совершенствование диалогической формы речи; б) распространение предложений. Составление предложений по вопросам, опорным словам; в) составление рассказа по картинке, серии картинок; г)составление рассказа-описания, пересказа; д) составление рассказа по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа); е) усвоение, конструкции сложноподчиненных предложений. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ Задачи обучения: - Развитие слухового восприятия. - Формирование правильного произношения звуков и слов. - Подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи. - Выработка четкой дикции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|