Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III период обучения (апрель, май, июнь)




В III периоде обучения у большинства детей поставлены и вводятся в речь основные группы звуков. В это время ведущими становятся занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Важно уделять внимание формированию своевременной речевой реакции, мобильности освоенных речевых средств, воспитанию активности и уверенности в различных видах речевого общения. При планировании логопедической работы необходимо соблюдать последовательность в изучении языкового материала, учитывать закономерности усвоения языка в норме. Формирование лексико-грамматических и фонетических средств языка строится с учетом того, что уже отработано на предшествующих занятиях и что появилось в речи детей спонтанно.

В процессе становления речи ребенка большое значение придается развитию её коммуникативной функции на основе возросшей потребности к общению со взрослыми и сверстниками.

Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний (на уровне его возможностей), развивали бы у него желание поделиться впечатлениями о событиях своей жизни.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю.

Содержание данных занятий включает в себя:

1. Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал, подъехал, въехал, съехал и т.п.).

2. Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов: -ов, -ин, -ев, -ан, -ян (березовый, звериный, вишневый, кожаный, серебряный).

3. Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий, лисий);

4. Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: -еньк-оньк (белый – беленький, легкий – легенький);

5. Усвоение наиболее доступных антонимов (добрый – злой, высокий – низкий и т.п.);

6. Уточнение значений обобщающих слов.

7. Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

а) с основой на твердый согласный (новый, новая, новое, нового и т.п.);

б) с основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т.д.).

8. Расширение значения предлогов в употреблении с различными падежами: к - с дательным, от - с родительным, с - с винительным и творительным.

9. Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах.

10. Составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом а (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить);

в) сложноподчиненных предложений: с придаточными причины (Мальчик заплакал, потому что потерял удочку); с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия(Я хочу, чтобы пошел снег).

11. Умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (два - три - четыре), выделять предлог как отдельное служебное слово.

12. Развитие навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаши. Книги он отнес воспитательнице, а карандаши взял себе).

13. Закрепление навыка составления рассказа по картине и серии картин с элементами усложнений (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

14. Составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Используется лексический материал ранее отработанных и новых тем.

Примерное распределение количества занятий следующее: 17 занятий отводится на формирование словаря и грамматического строя, 33 занятия - на развитие связной речи.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на тематические циклы: «Весна», «Транспорт». (Повторение всех ранее пройденных тем).

Успех коррекционной работы на этом этапе во многом определяется созданием естественной речевой среды. Правильно организованная учебно-речевая деятельность является одним из путей формирования мотивации.

Интерес к занятиям, эмоциональный настрой детей поддерживаются введением игровых моментов, широким использованием наглядности, практическими действиями с предметами, активными эпизодическими и систематическими наблюдениями за различными объектами. Для эффективного развития речи необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметной деятельности. Ребенок более уверенно и полно будет, рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания событий, фактов, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Необходимым условием эффективности логопедических занятий являются систематичность применения речевых упражнений и их вариативность. Речевые упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности; они имеют и носят последовательно рецептивный, репродуктивный, продуктивный и интегративный характер. Логопед все время направляет внимание детей на изучаемые практические языковые закономерности, тем самым воспитывая явление переноса. Учитывая более выраженную коммуникативную направленность обучения в III периоде, в процессе выполнения различных речемыслительных заданий следует включать речевой материал, предназначенный для запоминания и воспроизведения.

Выделяются две формы организации учебно-речевой деятельности: на специальных логопедических занятиях и во время режимных моментов, где предоставляется больше возможностей для свободного общения.

В процессе свободного общения важно, чтобы дети не только наблюдали за предметами и явлениями окружающей действительности, но и связывали свои наблюдения с определенными эмоциональными переживаниями. Возможности активизации словарного запаса тесно связаны с работой по дальнейшему расширению понимания значений слова, его смысла, применительно к определенной ситуации. Необходимо продолжать учить детей группировать воспринимаемые предметы по признакам их соотнесенности. Это в свою очередь создает предпосылки для возникновения более прочных связей между образами.

Словарная работа должна быть направлена на дальнейшее развитие понимания обобщенного и переносного значения слов, их многозначности, отношений целого и частного. Обогащение словаря включает в себя усвоение новых слов, углубление понимания уже известных, выяснение их оттенков, различий, подбор синонимов и антонимов.

Постепенно, по мере накопления соответствующих лексических единиц необходимо формировать и родовые понятия (мебель, транспорт и д.р.). В это время становится возможным ориентировать детей на стилистические нормы употребления усвоенных слов.

Ознакомление детей с различными значениями слов, их многозначностью, со словами сходного и противоположного значения проводится логопедом при использовании интересных игровых ситуаций; Само знакомство с антонимами и синонимами происходит при наблюдении над смысловой стороной слова. Подбирая слова с противоположным значением, детей учат сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира:

а) временные (день - ночь, утро - вечер),

б) пространственные (далеко - близко),

в) явления, природы (темно - светло),

г) соотношения по вкусу, весу, величине (кислый - сладкий, тяжелый- легкий, широкий - узкий).

Одновременно в логопедические занятия включаются упражнения на обучение детей умению подбирать точные, подходящие по смыслу слова. Употребление синонимов дает возможность избегать повторений в речи и делает высказывания детей белее конкретными и емкими. В обиходное общение включаются синонимы, обозначающие как общие понятия, так и оттенки значений слой (красный - малиновый, багровый, алый - румяный; ветер дует - веет; ручей звенит - журчит и т.д.).

В процессе словарной работы логопед выясняет с детьми многозначность, отдельных слов:

а) с предметным значением (шапка гриба, головной убор; игла швейная, сосновая, иглы ежа),

б) с глагольным значением (звенит - звонок, ручей, голосок; трещат - сучья, морозы).

При этом объясняются различия в значениях одного и того же слова, выясняется сходство значений, устанавливаются отношения между значениями одного и того же слова. Определение общего признака, положенного в основу переносного значения, является смысловым стереотипом слова. Далее показываются пути правильного подбора слов, сходных по значению, в зависимости от контекста.

На этапе совершенствования лексических и грамматических навыков следует придерживаться, следующего методического правила: новая лексика употребляется в усвоенных грамматических формах, новые грамматические формы изучаются на базе отработанной ранее лексики.

В III периоде должны быть усвоены предложно-падежные формы существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм. Расширяется: значение предлогов с, со, к, от, за, над и др. В это время уделяется внимание дифференциации вновь усвоенного материала с отработанным ранее. Таким образом, процесс усвоения речи приобретает цикличный характер. Это позволяет комбинировать речевой материал в связных высказываниях.

В III периоде продолжается активная работа по обучению детей составлению разных типов предложений. Широко используются речевые упражнения на основе образца, данного логопедом. Затем усваиваются самостоятельно построенные предложные конструкции, а также различные преобразования предложений – перестройка предложения путем изменения действующего лица; распространение предложений при введении однородных членов; замена отдельных элементов; составление предложений по опорным словам, по одному опорному слову, по заданному обороту речи, по предметной или сюжетной картинке.

Так, дети не знают инструкции логопеда, обращенной к водящему. Тот молча выполняет задание. Дети следят за его действиями: что он сделал вначале, а что потом. Затем они подробно и последовательно рассказывают обо всем, что выполнил водящий. Например: Миша встал со стула, подошел к столу, который стоит около окна, достал коробку с кубиками и убрал ее в шкаф. После этого Миша сел на свое место.

Составление таких простых рассказов по демонстрационным действиям является необходимым этапом работы по развитию у детей навыка связной речи.

7 занятий отводится на обучение, детей составлению рассказов- описаний. Предварительная работа проводится еще в конце I и во II периоде обучения. Детей первоначально учат сравнивать 2, а затем и большее количество предметов.

В содержание логопедических занятий включается ряд упражнений по оречевлению серии выполненных действий. Логопед дает задание типа: «Подойди к моему столу, возьми черный и 2 красных карандаша, открой ящик стола и спрячь туда все карандаши». Дети должны запомнить все эти действия и описать их по порядку. При этой необходимо приучать детей внимательно слушать рассказ товарища, отмечать и исправлять ошибки и отдельные неточности. Затем включаются задания с элементами усложнения.

На последующих занятиях после разбора каждого предмета в отдельности логопед дает план, опираясь на который, дети должны самостоятельно составить короткий рассказ-описание. Логопед приучает детей внимательно слушать своего товарища, выделяет лучшие ответы.

Одним из методов развития связной речи детей дошкольного возраста является пересказ. В III периоде обучения таких занятий проводится 4. К этому времени дети владеют определенными речевыми навыками: они умеют прослушать рассказ, понять его содержание, уловить последовательность действий. При подборе текстов для рассказа важно, чтобы был ясно выражен сюжет, определены начало, середина, конец изложения. В процессе обучения пересказу логопед учит говорить связно и последовательно, употребляя различные грамматические конструкции. При этом закрепляются и активизируются наиболее употребительные эпитеты (хитренькая мордочка, неуклюжий медведь, румяное яблочко и т.д.).

Правильно подобранные для пересказа тексты имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети высказывают свое отношение к поступкам людей. Надо научить их сравнивать свое поведение с поведением героев рассказов, сказок.

Обучение рассказыванию представляет собой систему, где задания детям и приемы обучения располагают от легкого к трудному, где сочетаются разные методы, направленные к одной цели: учить детей связно, последовательно описывать предмет, сюжетную картинку случай из жизни.

При обучении детей пересказу логопед прибегает к вспомогательным вопросам, подсказывающим ребенку последовательность действий, адекватность использования образных выражений и т.д.

Для активизации речи детей, развития навыков самостоятельных высказываний логопед использует прием – составление рассказа по сюжетным картинкам (6 занятий). Они служат своеобразным наглядным материалом. Помогающим установить последовательность событий, причинно-следственные связи между ними, выделить главное в сюжете. Тем не менее, составлению рассказа по серии сюжетных картинок должна предшествовать подготовительная работа. С помощью дополнительных вопросов анализируется содержание будущего рассказа. Логопед, обращая внимание на мимику, жесты героев, задает вопросы, помогающие обосновать определенную последовательность изображенных действий. В это же время продолжается работа над лексическим материалом. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях, отрабатывается их произношение. При составлении рассказов по серии картинок дети одновременно упражняются в составлении диалогов применительно к дайной ситуации.

Продолжая работу по обучению детей составлению рассказов по картине (5 занятий), логопед ее усложняет, предлагая детям дополнить некоторые эпизоды, придумать собственные варианты начала (окончания) рассказа.

Самостоятельное составление рассказов по теме (5 занятий) развивает у детей их творческие способности. Логопед заранее готовит серию вспомогательных вопросов, которые направляют ребенка на придумывание дополнительных фактов, эпизодов. Логопед при этом должен побуждать детей к употреблению более точных и образных выражений, активизировать воображение ребенка, облегчая ему решение творческой задачи.

Методика работы над связным рассказыванием качественно отличается от обычной работы детского сада общего типа. Это, прежде всего: поэтапность преподнесения речевого материала; активизация словаря, отбор из всего ранее пройденного именно той лексики, которая более всего соответствует избранной тематике; ориентировка на выражение главной мысли и установление межфразовой связи. Последовательность и дробность в работе над рассказом обуславливает необходимость детального оречевления действия, их демонстрации по сюжетной, картине.

В процессе занятия каждому ребенку предоставляется возможность высказаться, в заключение логопед должен подвести детей к выбору лучших вариантов для составления рассказа. Детям рекомендуется запомнить эти предложения. Так поэтапно оречевляются явления, эпизоды и т.п. Отработанные для рассказа предложения в качестве речевого образца предлагаются детям для хорового проговаривания. При этом отрабатываются логическое ударение, соответствующая интонация, четкость и внятность речи.

Затем логопед подводит детей к осознанию того, что все выполненные ими задания дали возможность решить основную речевую задачу - составить последовательный связный рассказ по заданной теме. Ниже приводится конспект фронтального занятия.

 

Тема: Составление рассказа «Весна»

Примерный ход занятия

Вначале необходимо активизировать лексический запас по данной теме. С этой целью можно предложить составить предложения по опорным словам, повторить цепочки слов (например: греет, светит, тает: скворец, грач, ласточка; набухает, зеленеет, распускается).

Далее проводится беседа о весне. Дети подбирают определения к слову весна (какая? - теплая, ранняя, холодная).

Логопед предлагает составить предложения о наступлении весны: Наступила ранняя (теплая) весна. Предложение проговаривается хором и дети должны его запомнить. Затем уточняется: какой первый признак весны?

- Греет солнышко.

- Как оно греет?

- Ярко греет солнышко.

Рассуждая с детьми вслух, логопед привлекает их внимание к причинно-следственным зависимостям:

- Становится теплее. Что происходит в природе (со снегом, сосульками)?

- Что начинает таять?

Составляются соответствующие предложения. Выбирается одно, которое проговаривается хором. Дети должны запомнить и это предложение. Логопед выставляет на доске соответствующую картинку. Аналогичным образом раскрывается характер других природных изменений.

- Что появляется на дорогах? (Ручьи, лужи).

- Что набухает на деревьях? (Печки).

- Кто прилетает из теплых стран? (Перелетные птицы, скворцы, грачи).

- Что они делают? (Вьют гнезда).

Логопед еще раз обращает внимание детей на характерные признаки весны, изображенные на картинке, последовательно соотнося составленные предложения с разными сюжетами.

Затем все выставленные картинки убираются в конверт в произвольном порядке. Далее логопед предлагает составить рассказ. Вызванные дети поочередно достают по одной картинке, выстраиваются «по цепочке» в нужной последовательности. Логопед называет первое предложение, а дети путем оречевления каждого эпизода восстанавливают коллективный рассказ типа:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...