III.Информационно-методическая часть
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Пояснительная записка Первая учебная практика по основной специальности студентов III курса осуществляется на базе общеобразовательных школ в течение 4-х недель и является важным этапом практической подготовки будущего социального педагога. Цель практики: закрепление профессиональных теоретических и практических знаний студентов и их реализация в практической деятельности, обеспечение овладения студентами основными умениями, необходимыми для работы социального педагога в условиях школы. Задачи практики: - ознакомление со спецификой социально-педагогической работы в условиях школы, ее организацией; - изучение основных направлений деятельности и функций социального педагога в школе; - изучение микрорайона школы, форм работы социального педагога в микрорайоне; - формирование и развитие у студентов умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом и педагогами; - формирование умений устанавливать профессионально-этические отношения с родителями (лицами, их замещающими) детей; - совершенствование коммуникативных, организаторских, диагностических, дидактических, аналитических умений и профессионально значимых личностных качеств; формирование умений и навыков проектирования. Программа практики направлена на выработку у студентов следующих умений: · эффективно использовать на практике полученные теоретические знания; · анализировать социальные факторы и условия социально-педагогических явлений фактов; · анализировать состояние социально-педагогической работы в деятельности учреждения образования; · осуществлять сбор, анализ и интерпретацию информации о состоянии процесса социального воспитания в общеобразовательной школе;
· осуществлять социально-педагогическое взаимодействие с детьми; · осуществлять анализ социальной ситуации ребенка, разрабатывать и проводить программу социально-педагогической помощи; · анализировать результаты своей педагогической деятельности. Дифференцированный зачет выставляется при условии выполнения всех заданий и предоставлении отчетной документации студентом-практикантом в заключительный день практики. Практика оценивается по 10- балльной системе. Итоговая конференция на факультете проводится факультетским руководителем совместно с групповыми методистами при участии студентов не позднее, чем через две недели с момента окончания практики.
I. Организация практики Практика начинается с установочной конференции. Студенты знакомятся с программой практики, распределяются по объектам, проводится беседа с групповым руководителем. На базе практики студенты знакомятся с администрацией школы, структурой школы, ее материально-технической базой. На период практики студенты работают непосредственно с социальным педагогом школы. II. Содержание практики Практика включает: 1) ознакомление студентов: • со школой, администрацией,социально-педагогической и психологической службой; • со спецификой организации социально-педагогической работы в школе, ее направлениями; 2) изучение студентами: • работы социального педагога в школе; • опыта работы социально-педагогической и психологической службы школы и работы социального педагога в системе и структуре службы; • совместной работы социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора в системе работы специалистов социально-педагогической и психологической службы; • особенностей работы социального педагога в микрорайоне; • системы работы социального педагога с семьей;
3) самостоятельную работу студентов: • наблюдение за методикойсоциально-педагогических взаимодействий социального педагога; • наблюдение за классным коллективом; • проведение исследования по теме курсовой работы; • изучение микрорайона школы и составлениеего социально-педагогического паспорта; • социально- педагогическое и психолого-педагогическое изучение личности школьника; • участие студентов в социально-значимых делах класса (школы) и проведение мероприятия с изучаемой группой учащихся; • организация диалога с родителями по результатам диагностики референтной группы (совместно с социальным педагогом); • посещение семьи, составление акта обследования семьи. Результаты самостоятельной работы студентов отражаются в «Дневнике практики».
III.Информационно-методическая часть Календарный план практики 1 неделя Содержание деятельности студентов: Установочная конференция: цели, задачи, содержание, организация практики, план ее проведения, требования к деятельности студентов в период практики в школе. Распределение студентов по школам в соответствии с приказом ректора. Общее знакомство со школой, администрацией; собеседование с социальным педагогом. Распределение студентов по классам согласно предложениям социального педагога школы (закрепление по классам не является обязательным и обусловлено организацией деятельности студентов в роли социальных педагогов). Установочная беседа группового руководителя и социального педагога школы со студентами. Изучение направлений социально-педагогической деятельности в школе. Проведение интервью «Деятельность социального педагога в школе». Изучение важнейших функций социального педагога. Изучение основных нормативно-правовых документов, регламентирующих работу школы, а также с документов, определяющих статус и основные функциональные обязанности социального педагога. Оформление краткой характеристики нормативно-правовой базы деятельности социального педагога в школе. Изучение документации социально-педагогической работы. Изучение целевых комплексных воспитательных программ школы. 2 неделя Содержание деятельности студентов:
Изучение направлений деятельности и форм сотрудничества социального педагога в микрорайоне школы. Составление описательной характеристики инфраструктуры микрорайона школы. Составление социально-педагогического паспорта микрорайона школы. Изучение диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической и психологической службы школы. Изучение направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы. Изучение работы социального педагога по организации досуговой и социально-значимой деятельности. Организация и проведение творческого дела с детским коллективом. 3 неделя Содержание деятельности студентов: Изучение совместной работы социального педагога, педагога-психолога и других специалистов в системе социально-педагогической и психологической службы. Изучение деятельности социально-педагогической службы школы. Участие в заседаниях Педагогического совета школы, Совета профилактики правонарушений, КДН. Изучение сотрудничества социально-педагогической и психологической службы школы, взаимодействия социального педагога с РУВД, ИДН, КДН, ЖЭС, ЖРЭУ, другими социальными инфраструктурами. Участие студентов, оказание помощи в подготовке и проведении досуговых, социально-значимых дел общешкольного или классного характера. Изучение семьи школьника. Составление социально-педагогического описания семьи ребенка, нуждающегося в социально-педагогической помощи и поддержке. 4 неделя Содержание деятельности студентов: Составление схемы контактного взаимодействия социального педагога в процессе социально-педагогической работы. Составление описательных характеристик различных категорий учащихся школы, нуждающихся в социально-педагогической помощи и поддержке. Составление социально-психологического и социально-педагогического портрета учащегося. Составление социально-педагогической карты-характеристики школьника. Помощь классным руководителям в проведении воспитательных мероприятий с учащимися класса.
Помощь социальному педагогу в оформлении документации социально-педагогической работы. Круглый стол по итогам практики с участием студентов-практикантов, социально-педагогической службы школы, групповых руководителей практики. Обработка результатов практики и составление отчетной документации. Итоговая конференция, творческий отчет студенческих групп и выступление руководителей.
Задания Задание 1. Составление социально-педагогического паспорта школы (прил.1). Задание 2. Изучение и анализ опыта работы социального педагога и социально-педагогической службы школы. Задание 3. Составление социально-педагогического паспорта микрорайона школы (прил.2). Осуществление анализа социальных потребностей и проблем в микрорайоне. Задание 4. Проведение опроса-интервью «Деятельность социального педагога в школе» (с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом) (прил. 3). Задание 5. Ознакомление с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность школы, а также с документами, определяющими статус и основные функциональные обязанности социального педагога, оформление краткой характеристики нормативно-правовой базы деятельности социального педагога в школе. Задание 6. Изучение важнейших направлений работы и функциональных обязанностей социального педагога в школе (прил. 4). Задание 7. Ознакомление с планом работы социального педагога и другой документацией. З адание 8. Изучение диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической службы школы. З адание 9. Изучение важнейших направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы. Выявление основных форм, методов и содержания социально-педагогической профилактики в работе с учащимися. З адание 10. Изучение деятельности социально-педагогической службы школы, совместной работы социального педагога, педагога-психолога и педагога-организатора. Участие в заседаниях Педагогического совета школы, Совета профилактики правонарушений, КДН. Задание 11. Составление схемы контактного взаимодействия социального педагога в процессе социально-педагогической работы. З адание 12. Изучение сотрудничества социально-педагогической и психологической службы школы, взаимодействия социального педагога с РУВД, ИДН, КДН, ЖЭС, ЖРЭУ, другими социальными инфраструктурами (УО, СПЦ, социальные приюты, приемники-распределители и т.п.) (посещение совместно с социальным педагогом школы).
Задание 13. Изучение целевых комплексных воспитательных программ школы. Задание 14. Изучение семьи школьника (участие в рейде «Семья» (совместно с социальным педагогом), посещение детей и семей, находящихся в СОП), составление акта обследования материально-бытовых условий проживания учащегося (прил. 5). Задание 14. составление описательной характеристики семьи школьника, нуждающегося в социально-педагогической помощи и поддержке. Задание 15. Составление социально-педагогического и социально-психологического портретов школьника. Задание 16. Составление социально-педагогической карты-характеристики школьника (прил.6). Задание 17. Помощь социальному педагогу в оформлении документации социально-педагогической работы. Задание 18. Организация социально-педагогической помощи школе, участие в проведении социально-значимых дел. Задание выполняется в течение всей практики под руководством социального педагога школы и включает в себя: - участие в социально-педагогической деятельности школы; - участие в разработке социально-значимых дел с различными категориями учащихся; - индивидуальную социально-педагогическую помощь учащимся; - проведение диагностического обследования учащихся, семей по заданиям социального педагога и других специалистов социально-педагогической и психологической службы школы; - помощь классным руководителям в организации социально значимых дел с учащимися класса. Задание 19. Разработка сценария и проведение коллективного творческого дела с учащимися школы. Задание 20. Осуществление самоанализа и самооценки реализации и результатов социально педагогической практики в школе, перспективы дальнейшего профессионального совершенствования. Содержание и результаты деятельности фиксируются в «Дневнике практики».
Форма отчетности: 1) дневник практики с самоанализом-отчетомсвоей деятельности в роли социального педагога; 2) социально-педагогический паспорт школы; 3) социально-педагогический паспорт микрорайона; 4) обработанные результаты интервью с социальным педагогом школы; 5) анализ опыта работы социального педагога и социально-педагогической службы школы; 6) краткая характеристика нормативных документов, используемых в деятельности социального педагога; 7) основные направления деятельности социального педагога (с указанием на приоритетные); 8) анализ функциональных обязанностей социального педагога; 9) план работы социального педагога; 10) анализ диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической службы школы; 11) анализ основных направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы, основных форм, методов и содержания социально-педагогической профилактики в работе с учащимися; 12) план-сценарий мероприятия, разработанного и проведенного студентом; 13) материалы изучения семьи; 14) социально-педагогическая карта-характеристика школьника; 15) отзыв супервизора (социального педагога школы) о работе студента в период прохождения практики. Дневник с самоанализом-отчетом студента-практиканта подписывает социальный педагог школы. Отчетная документация предоставляется групповому руководителю в трехдневный срок после окончания практики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|