Социально-педагогический паспорт микрорайона
Микрорайон — это условная административная единица города (района), на территории которого осуществляется социально-педагогическая работа школы, внешкольных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных учреждений и общественных организаций. Для более эффективного использования положительных тенденций микросреды, имеющегося социально-педагогического потенциала и материальной базы целесообразно изучение и анализ возможностей микрорайона и составление его социально-педагогического паспорта. Социально-педагогический паспорт микрорайона помогает социальному педагогу в решении следующих задач: • комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем социально-неблагополучных семей и детей; • прогнозирование социальной помощи детям и подросткам, их семьям; • выявление потребностей детей и подростков, их семей в разных видах и формах социальной помощи и ее оказание в возможных пределах. Для изучения, анализа и составления социально-педагогического паспорта микрорайона важно выделение видов социума. По степени общности различают следующие его виды: • по целям и способам действия — образовательно-воспитательным, культурно-просветительным, спортивно-оздоровительным, религиозным, семейно-бытовым и т. д.; • по национально-этническому признаку — народность, нация, землячество, национальное объединение; • по демографическим характеристикам —мужской, женский, подростковый, детский, смешанный; • по способам воздействия на личность — экономический, правовой, нравственный, эстетический, религиозный; • по социальному вектору гуманного (антигуманного) воздействия на личность — обучающий, воспитывающий, манипулирующий, конформирующий, разлагающий;
• по социальной направленности формирующего влияния — социальный, асоциальный, девиантный и т. д. Социально-педагогический паспорт микрорайона может содержать следующие сведения (или состоять из следующих разделов): социально-педагогический анализ семей учащихся, социально-педагогический анализ состава, положения детей и подростков; педагогический потенциал микрорайона; материальную базу микрорайона; структуру микрорайона в целом. В результате изучения и анализа собранных данных устанавливается общее число жителей микрорайона, число семей. В центре внимания должны стоять семьи, имеющие неблагополучные условия: • социально-демографические (многодетные, неполные, несовершеннолетние родители); • материально-жилищные (низкооплачиваемые, малообеспеченные проживающие в плохих жилищных условиях); • психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятным психологическим климатом, эмоционально конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью, жесток обращением с детьми); • социально-правовые (родители ведут аморальный, криминогенный образ жизни, где один из родителей осужден, где проживаютлица, вернувшиеся из мест лишения свободы). О детях и подростках выявляются следующие сведения: возраст, место учебы (школа, ПТУ), класс, где проводит свободное время, в каком кружке, секции, клубе хочет заниматься, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Очень важно, чтобы в центре внимания оказались прежде всего дети и подростки: • оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; • имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в т. ч. дети-инвалиды; • допускающие асоциальное поведение (уклонение от учебы или работы, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений, употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток);
• пострадавшие от стихийныхбедствий, аварий, катастроф, социальных конфликтов; • испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в преступную или противоправную деятельность, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, знакомыми, соседями, ставшими причиной социальной дезадаптации); • требующие помощи в решении проблем заработка и трудоустройства. Важным разделом паспорта могут стать сведения о педагогических возможностях микрорайона — учреждениях и лицах. Это прежде всего шефы, спонсоры, меценаты, учредители в лице государственных, общественных организаций, фондов, ассоциаций, частных лиц, участвующих в работе с детьми и подростками. Что касается материальной базы микрорайона, то она изучается и анализируется с целью использования ее для работы с детьми и подростками, их семьями. Это учреждения культуры, спорта, внешкольные учреждения, учебные заведения, спортивные и игровые площадки, комнаты школьника, клубы по месту жительства и т. д. Структура микрорайона может быть представлена план-схемой микрорайона с расположением жилых домов,ее социокультурного окружения (парк, сквер, река, стадион, внешкольные учреждения, учреждения культуры, клуб, предприятие, служба и т. д.). Условными обозначениями отмечаются факторы положительного влияния (школа, детско-подростковый клуб и т.д.), а также факторы, которые оказывают или могут оказывать влияние на детей и подростков (например, стихийные дворовые компании, места антиобщественных проявлений и т. д.). Приложение 4 Инструкция интервьюеру (интервью по теме «Деятельность социального педагога В средней школе») Опрос социальных педагогов проводится как полустандартизированное интервью. В начале беседы интервьюеру следует войти в максимальное доверие к опрашиваемому, подчеркнув, что собираемые сведения никак не могут рассматриваться как проверка работы опрашиваемого. Следует заметить, что опрос носит чисто познавательный, учебный, исследовательский характер. Интервьюер обращается к опрашиваемому как к старшему товарищу. Он хочет учесть его опыт работы в своей дальнейшей деятельности. Можно также сказать, что опрос носит массовый характер и конечные выводы можно будет делать только при общении большого количества данных, полученных в ходе интервью.
Характер ведения беседы Формулировка вопросов беседы в ходе нее может быть изменена, однако содержание (смысл) вопроса должно при этом быть сохранено. Так, вопрос III можно задать примерно так: «Чем, на Ваш взгляд, должен заниматься социальный педагог в рамках средней школы? Должен ли он, по Вашему мнению, заниматься решением специфических проблем различных категорий учащихся?». • Предполагаемый ответ «Да». — Тогда назовите, пожалуйста, основные, необходимые, на Ваш взгляд, направления работы. Вот, скажем, как должна вестись работа с так называемыми «трудными» учащимися?.. • Предполагаемый ответ. — Скажите, а какие направления работы с данной группой учащихся осуществляются в Вашем учебном коллективе? — Не секрет, что есть дети замкнутые, не идущие на контакт с преподавателями и товарищами, а также «отверженные», «изгои». Как Вы считаете, это объект для работы социального педагога? • Предполагаемый ответ. — Можете ли Вы указать основные направления работы с ними? Какие из этих направлений осуществляются в Вашем учебном коллективе? Таким образом, интервью должно носить характер живой беседы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|