Применение труда российских граждан
на территории иностранных государств
Процесс внешней трудовой миграции россиян[16] сопряжен с рядом нега-тивных последствий в связи с нерешенностью комплекса организационных, правовых, экономических и иных вопросов. Среди них - усиление оттока за рубеж носителей дефицитных профессий и как следствие – несбалансиро-ванность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой миграции, социальная незащищенность россиян, работающих за рубежом, потеря валютных поступлений от российских граждан, работающих за гра-ницей, недоиспользование возможностей внешней трудовой миграции для формирования перспективной профессионально-квалификационной структу-ры занятых в народном хозяйстве и приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики. Применение труда российских граждан на территории иностранных го-сударств может иметь место вследствие возникновения трудовых отноше-ний на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем. Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по дого-вору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпри-нимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законода-тельством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права. В соглашениях о международной трудовой миграции, заключенных РФ с другими странами (например, ФРГ, Швейцария, Китай, Польша, Финлян-дия, Словакия) предусмотрено временное (обычно до одного года) направле-ние граждан РФ на работу или на работу-стажировку в перечисленные страны с установлением ежегодных квот для российских гостей-рабочих. В каждом соглашении установлены определенные требования к соискателю временной работы (например, профессиональная подготовка, профессиона-льные навыки, опыт работы по специальности, возраст, состояние здоровья, знание языка и др.). По соглашениям набор на работу, стажировку или обу-чение проводит непосредственно, бесплатно ФМС РФ.
Негосударственные организации могут осуществлять деятельность, связанную с зарубежной миграцией, только по разрешению (лицензии) ФМС РФ и ее территориальных органов. Посредническая деятельность в области международной трудовой миграции может осуществляться только российс-кими юридическими лицами при наличии лицензии, контроль за соблюде-нием которой возлагается па ФМС РФ и ее территориальные органы. Посреднические фирмы, получившие государственные лицензии на трудоустройство за рубежом, обязаны выполнять ряд требований, в частнос-ти, касающихся соблюдения прав трудящихся-мигрантов[17]. Так, регистрация граждан, желающих найти работу за рубежом, а также предоставление им анкет должны осуществляться бесплатно. Взимание платы за трудоустройст-во, включая регистрационный сбор, не допускается. Это же относится к взи-манию любых видов предоплаты за содействие в трудоустройстве. Не допу-скаются также отчисления от заработной платы трудоустраиваемого в поль-зу фирмы, оказавшей помощь в трудоустройстве.
Для российских граждан, выезжающих за рубеж на заработки[18], осо-боезначение имеют международные правила, закрепленные в конвенциях о правах трудящихся - мигрантов, принятых ООН и МОТ. Специфическая раз-новидность выезда российского гражданина на работу за пределы РФ - это заключение трудового договора с зарубежным работодателем (нанимателем). Речь в данном случае идет о внешней трудовой миграции из России, или об экспорте российской рабочей силы. Ее следует отличать от эмиграции, т.е. переезда гражданина РФ на постоянное место жительства в зарубежную страну с отказом от гражданства РФ или без намерения возвратиться на ро-дину.
Граждане РФ, выезжающие на работу за границу по трудовому дого-вору, заключенному с зарубежными нанимателями, выходят (за некоторыми исключениями) из-под сферы действия российского законодательства. Факт наличия российского гражданства в данном случае не имеет значения. На них распространяются трудовое законодательство страны приема, а также международные правила трудовой миграции, если, разумеется, государство приема мигрантов признает эти правила. Факт выхода работников-мигрантов из сферы действия своего законодательства не означает, что государство про-исхождения полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, работающих за рубежом. Стаж работы по найму за границей российских работников-мигрантов устанавливается по документам, легализованным МИД РФ. Документом, удостоверяющим трудовой стаж за границей, необходимый для получения пенсии по старости, может быть заверенная должным образом копия трудо-вого договора или документ налоговой службы об уплате в период работы за рубежом страховых взносов. В отношении легализации в РФ иностранных документов действуют общие правила о легализации таких документов. Общее правило состоит в том что консул РФ в соответствующем государстве делая на документе спе-циальную надпись, которая удостоверяет подлинность подписи должност-ного лица иностранного государства. Консульская легализация заключается не только в засвидетельствовании подлинности подписи, но и в удостове-рении соответствия документов и актов законам соответствующего государ-ства. Участники Гаагской конвенции 1961г (Россия участвует)[19] договори-лись отменить требование консульской легализации иностранных докумен-тов. Вместо такой легализации предусмотрено выполнение единственной формальности: проставление особого штампа-апостиля - органами государс-тва, выдавшего удостоверяемый документ. Апостиль - это единая для всех государств-участников указанной конвенции, удостоверительная надпись на документе. Она проставляется на самом документе или на отдельном скреп-ляемом с ним листе.
В Конституции РФ (п.2 ст. 61) имеется - положение о том, что РФ гара-нтирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это за-креплено и в ст. 4 Федерального закона о порядке выезда из Российской Фе-дерации и въезда в Российскую Федерацию. Она объясняет, что граждане РФ, пребывающие за ее пределами, находятся под защитой и покровитель-ством РФ[20]. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите ее граждан и оказывать им покро-вительство в порядке, определяемом законодательством РФ и международ-ными договорами РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|