Глава 1. Понятие «конфликта» в педагогическом общении
Оглавление
Введение Глава 1. Понятие «конфликта» в педагогическом общении 1.1 Феномен понятия «конфликт» в педагогической литературе 1.2 Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков Глава 2. Конфликтные ситуации в педагогическом общении и способы их преодоления 2.1 Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения 2.2 Возможности преодоления конфликтных ситуаций учителем в ходе педагогического общения Глава 3. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и преодоления конфликтных ситуаций Глава 4. Тематическое планирование Приложение 1 Приложение 2 Заключение Приложение: Методика эффективного педагогического общения учителей с учащимися Литература Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня и поведению субъекта в конфликтной ситуации. Первоначально имея социологическое происхождение, конфликтология все более апеллирует к психологическому пониманию конфликтов, обращаясь к результатам психологического изучения конфликтов и к психологическим методам работы. Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами.
В современном мире все сферы жизнедеятельности людей пронизаны противоречиями, которые создают основу для различного рода конфликтных ситуаций. Их число неуклонно возрастает в условиях перманентного кризиса, в котором находится российское общество. Конфликты и конфликтные ситуации в системе образования во многом обусловлены авторитарной системой управления педагогическим процессом. Происходящие экономические и социальные преобразования меняют содержание и функции образования. Школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного статуса и возраста. Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения. Перед современным педагогом встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса. Анализ специальной литературы, изучение практического состояния проблемы позволяют утверждать, что на сегодняшний день процесс подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтов в его многообразных аспектах до сих пор не стал предметом комплексного исследования. Учителя в основном имеют отвлеченное представление о методах работы с конфликтами в различных системах взаимоотношений, как в качестве участника, так и в качестве посредника и нуждаются в дополнительных знаниях и подготовке к разрешению конфликтов. Для того чтобы успешно решать эту проблему, следует выйти за рамки существующей подготовки будущих учителей к использованию педагогических технологий работы с конфликтами. Возникает необходимость комплексного использования средств по их разрешению.
По проблеме конфликтов насчитывается значительное количество научных работ, диссертационных исследований, монографий и статей по философии, социологии, психологии и педагогике. Наиболее значительные труды принадлежат философам В.В. Дружинину, А.Ф. Ильичеву, Л.Г. Смоляну, Л.М. Штрассу и др.; в области социологии - А.Т. Алексеевой, Ф.М. Бород-кину, А.И. Зайцеву, А.Г. Здравомыслову, Л.А. Петровской, Н.М. Коряку, Л.А. Ничипоренко и др.; в области психологии - А.А. Бодалеву, В.А. Кан-Калику, Я.А. Коломинскому, А.А. Леонтьеву, В.Я. Ляудис, Н.Д. Никандрову, В.Н. Мясищеву, Б.И. Хасан и др. Анализ литературы по проблеме педагогического конфликта свидетельствует о возросшем профессиональном интересе отечественных ученых В.И. Андреева, А.С. Белкина, Т.В. Драгуновой, В.И. Журавлева, О.В. Лишина, Л.А. Петровской, Н.Е. Щурковой, Н.Н. Юрьевой, Д.И. Фельдштейна и др. к поиску концептуальных механизмов и эффективных средств управления конфликтными ситуациями. Актуальность выбранного направления исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между: а) современным уровнем развития науки конфликтологии и недостаточной разработанностью теории педагогических конфликтов; б) осознанием будущими специалистами важности и значимости овладения умениями предупреждения конфликтных ситуаций и отсутствием опыта их предупреждения в педагогическом общении; в) потребностью в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций и недостаточной разработанностью педагогических технологий в данной области. Выделенные противоречия определяют следующую проблему исследования: недостаточная разработанность педагогических технологий в области разрешения конфликтов и малое количество литературы по данной теме приводит к тому, что молодые специалисты недостаточно готовы к решению конфликтных ситуаций, возникающих в педагогическом процессе Тема исследования: Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении.
Объектом исследования является процесс педагогического общения. Предметом исследования являются типичные конфликты в ходе педагогического общения с учащимися. Целью исследования является изучение типичных конфликтов, методов и средств их преодоления в ходе педагогического общения учителей с учащимися Задачи исследования: 1) Проанализировать теоретический и практический материал по типичным конфликтам между учениками и учителями 2) Выявить характеристики педагогического общения с точки зрения социально-педагогического взаимодействия; 3) Охарактеризовать типичные проблемные ситуации между учителем и учащимися и выявить пути их разрешения. 4) Разработать систему методов и средств, способствующих разрешению конфликтных ситуаций в ходе социально-педагогического взаимодействия. Гипотеза исследования: конфликты в педагогическом общении будут не столь частыми и явными, если учитываются возрастные особенности учащихся и создаются позитивные условия для формирования бесконфликтного педагогического общения. Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы, моделирование, эксперимент. Методическая основа исследования: культурологический подход, опирающийся на систему принципов: 1. Принцип научности, наглядности, доступности, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия. 2. Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия. 3. Принцип ценностно-смысловой направленности социально педагогического взаимодействия: • принцип единства целей и ценностей социально-педагогических воздействий; • принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и пр.); • принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в социально-педагогическом взаимодействии; • принцип природосообразности и культуросообразности;
• принцип единства требований в педагогическом коллективе; • принцип гуманизации и гуманитаризации; • принцип аксиологизации и акмеологизации основ педагогического взаимодействия и пр. 4. Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности слушателя (студента) и формируемых, с точки зрения педагогики и психологии, структур личности: • принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования; • принцип перехода от обучения к самообучению; • принцип перехода от контроля к самоконтролю; • принцип формирования и развития творческого потенциала субъектов взаимодействия; • принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры социально-педагогического взаимодействия; • принцип формирования и развития внутренней мотивации учения; • принцип формирования и развития адекватной, позитивной самооценки и достаточного уровня притязаний и др. 5. Принцип позитивного взаимодействия в единстве воспитания, обучения, развития, образования, просвещения, социализации, адаптации при учете социального заказа и индивидуальных особенностей субъектов социально-педагогической среды в процессе планирования и организации педагогического взаимодействия: • принцип сотрудничества педагога и слушателей (студентов); • принцип воспитания в коллективе и через коллектив; • принцип единства всех видов обучения; • принцип сознательности и активности слушателя (студента); • принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки; • принцип ведущей роли педагога в процессе взаимодействия; • принцип единства сознания и деятельности; • принцип дихотомического сочетания историзма и инновативности; • принцип коллективного характера обучения и учета социального заказа в процессе социально-педагогического взаимодействия; • принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса; • принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности; • принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления; • принцип адекватного отражения объективной действительности; • принцип связи обучения, воспитания, развития и образования с жизнью и практикой; • принцип взаимосвязи категорий педагогики: воспитания, обучения, развития, образования, социализации и адаптации;
• принцип оптимизации всех звеньев целостного педагогического процесса; • принцип рационального сочетания различных видов, форм, методов взаимодействия и пр. 6. Принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т.д.) и др.
Глава 1. Понятие «конфликта» в педагогическом общении
Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических. Там, где понятие конфликта и не обсуждается, фигурируют его терминологические аналоги: «противоречие», «антагонизм» и другие. Обратимся к толкованию понятия «конфликт» в психолого-педагогической литературе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|