Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классный час «Конфликты в нашей жизни»

Форма: беседа.

Цель: приобщение к культуре бесконфликтных взаимоотношений

Задачи:

Воспитательные: продолжить решение проблемы повышения сплоченности класса, семьи.

Образовательные: помочьучащимся усвоить сущность понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», познакомиться с навыками, необходимыми в конфликтной ситуации и правилами предупреждения
конфликтов.

Развивающие: способствовать развитию умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Методы воспитания: словесные (беседа)

Средства воспитания: идеальные (речь) и материальные (телевизор, видеомагнитофон, графопроектор, видеокассета, аудиокассета, плакат, эмблема, транспаранты, наглядный материал для показа, цветные квадратики для рефлексии.)

План:

Вступительное слово руководителя

Сценка

Вопросы

Ход урока:

Классный руководитель. Конфликты существовали в этом тысячелетии и будут существовать в новом тысячелетии. Они — неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни...

Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы...

Сегодня я хочу с вами поговорить о причинах конфликтов и путях их решения. «Конфликты в нашей жизни или...». Пока наша тема звучит не полностью. В конце классного часа вы должны будете закончить формулировку.

Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики. Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Классный руководитель. Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.

Ученики (заранее подготовившиеся).

•   Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

•   Столкновение, серьезное разногласие, спор (Ожегов СИ.).

 

Классный руководитель. Ребята, разделитесь, пожалуйста, на две группы: одна — мальчики, другая — девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру — перетягивание каната. (Играют в игру.)

Классный руководитель. Победила команда... Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт?

Ученики. Да.

Классный руководитель. А из-за чего он мог произойти?

Ученики. Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались за канат для вида.

Классный руководитель. Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики (при необходимости помогает педагог). Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

Классный руководитель. А теперь разыграем другую ситуацию.

(Проводится упражнение в центре группы: два добровольца показывают упражнение «да — нет» на примере ситуации с дежурством по классу.)

- Я дежурил вчера.

- Нет.

- Дежурил.

- Нет. Классный руководитель. Конфликт ли это? Почему?

Ученики. Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора — дежурство.

Классный руководитель. Хорошо. А теперь я попрошу вас разделиться на две группы. Посмотрите, пожалуйста, цвет солнышка на ваших эмблемах имеет разный оттенок. Первую группу составят те, у кого солнышко желтого цвета, а вторую группу — у кого оранжевого цвета. Каждый член группы должен будет ответить на поставленный вопрос. Вопрос для первой группы: «Что происходит, если конфликт разрешается, неправильно или подавляется?»

Ученики. Возникают тревога, уход в себя, беспомощность, отрицание, смятение, стресс, разрыв отношений и т.д. (Звучит музыка.)

Классный руководитель. Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта.

6. Разрыв.

5. Агрессия.

4. Унижение.

3. Противодействие.

2. Недовольство.

1. Несогласие.

Вопрос для второй группы:

— Что происходит, если конфликт разрешается правильно?

Ученики. Наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах и т.д. (Звучит музыка.)

Классный руководитель. А вот какова схема разрешения и предотвращения конфликта

9. Временный разрыв.

8. Согласие.

7. Понимание.

6. Умение слушать.

5. Анализ своих действий.

4. Третейский суд.

3.Компромисс.

2. Юмор.

1.Нежность.

Классный руководитель. Мы вместе дали определение самому слову «конфликт», разобрали некоторые конфликтные ситуации и определили способы предотвращения конфликта. А теперь нам предстоит найти ответ на следующий вопрос: почему происходят конфликты? Ваша точка зрения.

Ученики. Не умеем выслушать друг друга. Не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого. Не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы.

Классный руководитель. Хорошо. Но что же делать, чтобы конфликты не происходили? Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?

Чтобы вам было проще ответить на этот вопрос, к каждому навыку я буду показывать отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром».

Итак, первый эпизод.

Классный руководитель (после просмотра). Что он демонстрирует? Ученики. Умение слушать.

Второй эпизод.

Классный руководитель. Что демонстрирует этот эпизод?

Ученики: Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями.. Третий эпизод.

Классный руководитель. Что показывает данный фрагмент фильма?

Ученики. Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.

Четвертый эпизод.

Классный руководитель. Тот же вопрос.

Ученики. Умение критиковать и правильно реагировать на критику.

Пятый эпизод.

Классный руководитель. Какое качество демонстрирует герой фильма в последнем просмотренном фрагменте?

Ученики. Умение принимать решение.

Классный руководитель. А теперь я попрошу вас разделиться на три группы для проведения дискуссии. Посмотрите, пожалуйста, на цвет пьедестала ваших эмблем. В состав первой группы войдут те, у кого пьедестал коричневого цвета, во вторую группу — у кого он зеленого цвета, а в третью — те, у кого он синего цвета. Задание следующее: поделить воздушные шарики с определенным вариантом решения данного конфликта. Вариант решения у каждой группы свой. На подготовку сценки отводится 1 минута. Первая группа показывает сценку, а вторая должна назвать вариант решения. Затем вторая группа показывает - третья представляет вариант решения. Далее третья группа показывает — первая представляет вариант решения.

Варианты решения конфликта:

· Оба проиграли («ни тебе, ни мне»).

· Один выиграл, второй проиграл (но часто при этом испорченные отношения или плохое настроение проигравшего могут испортить победителю радость победы).

· Оба выиграли.

Классный руководитель. Как вы думаете, из трех предложенных вариантов, какой наиболее удачный?

Так как же можно продолжить тему нашего классного часа?

Третий вариант: оба выиграли. «… Выиграть может каждый».

Классный руководитель. У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Вопрос: Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

Если ваш ответ «Да», то положите красный квадратик. Если ваш ответ «Нет»— черный квадратик.Если вы еще сомневаетесь — зеленый квадратик. Звучит музыка.)

(По преобладающему цвету разложенных на столе квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме).

Классный руководитель. Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли — избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Класс. Свободный выбор. Очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.

Классный руководитель.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

Укаждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее...

(Е.Евтушенко).

И есличеловек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя.Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.

И вот такие-то сложнейшие миры сталкиваются между собой в повседневной жизни, порождая многочисленные проблемы. И возникает необходимость погасить конфликт. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы, во-первых; не шел вразрез с общими этическими нормами; а во-вторых, не ущемлял человеческого достоинства обеих сторон.

Для того чтобы наше обсуждение не было чисто теоретическим, а имело бы практическую направленность к следующему классному часу, продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения, обсуждение которых мы продолжим в следующий раз. На этом наш классный час заканчивается. Спасибо. До свидания.


Заключение

 

В ходе моего исследования я проанализировал теоретический и практический материал по типичным конфликтам между учениками и учителями, определил характеристики педагогического общения с точки зрения социально педагогического взаимодействия, охарактеризовал типичные проблемные ситуации в общении между учителем и учениками и выявил пути их разрешения. Проанализировав теоретический материал, я пришёл к выводу что конфликты в педагогическом общении будут не столь частыми и явными, если будут учитываться возрастные особенности учащихся и создаваться позитивные условия для формирования бесконфликтного педагогического общения между субъектами образования.


Приложение

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...