Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и преодоления конфликтных ситуаций

Пояснительная записка

 

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования, чему и способствует классный час.

Возраст: учащиеся 5-8 классов, 10-14 лет.

Цель программы: повышение уровня культуры взаимоотношений и нравственности подростков.

Задачи программы:

1. воспитание у подростков нравственности;

2. формирование нравственности;

3. продолжение развития нравственности;

4. расширение и обобщение знаний о нравственных ценностях человека;

5. изучение особенностей нравственного воспитания.

Форма программы: беседа, либо беседа + игра.

Методы воспитания программы: словесные (беседа) и/или стимулирующие (соревнование)

Средства воспитания программы: идеальные (речь) и материальные (карточки, анкеты, мел, доска, таблицы, кадры из фильмов).

Методическая основа исследования: индивидуально-деятельностный поход, опирающийся на систему принципов:

1. Принцип научности, наглядности, доступности, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия.

2. Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия.

3. Принцип ценностно-смысловой направленности социально педагогического взаимодействия:

•   принцип единства целей и ценностей социально-педагогических воздействий;

•   принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и пр.);

•   принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в социально-педагогическом взаимодействии;

•   принцип природосообразности и культуросообразности;

•   принцип единства требований в педагогическом коллективе;

•   принцип гуманизации и гуманитаризации;

•   принцип аксиологизации и акмеологизации основ педагогического взаимодействия и пр.

4. Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности слушателя (студента) и формируемых, с точки зрения педагогики и психологии, структур личности:

•   принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования;

•   принцип перехода от обучения к самообучению;

•   принцип перехода от контроля к самоконтролю;

•   принцип формирования и развития творческого потенциала субъектов взаимодействия;

•   принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры социально-педагогического взаимодействия;

•   принцип формирования и развития внутренней мотивации учения;

•   принцип формирования и развития адекватной, позитивной самооценки и достаточного уровня притязаний и др.

5. Принцип позитивного взаимодействия в единстве воспитания, обучения, развития, образования, просвещения, социализации, адаптации при учете социального заказа и индивидуальных особенностей субъектов социально-педагогической среды в процессе планирования и организации педагогического взаимодействия:

•   принцип сотрудничества педагога и слушателей (студентов);

•   принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

•   принцип единства всех видов обучения;

•   принцип сознательности и активности слушателя (студента);

•   принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки;

•   принцип ведущей роли педагога в процессе взаимодействия;

•   принцип единства сознания и деятельности;

•   принцип дихотомического сочетания историзма и инновативности;

•   принцип коллективного характера обучения и учета социального заказа в процессе социально-педагогического взаимодействия;

•   принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса;

•   принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности;

•   принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления;

•   принцип адекватного отражения объективной действительности;

•   принцип связи обучения, воспитания, развития и образования с жизнью и практикой;

•   принцип взаимосвязи категорий педагогики: воспитания, обучения, развития, образования, социализации и адаптации;

•   принцип оптимизации всех звеньев целостного педагогического процесса;

•   принцип рационального сочетания различных видов, форм, методов взаимодействия и пр.

6. Принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т.д.) и др.


Глава 4. Тематическое планирование

Тема классного часа Кол-во часов
1 Классный час «День Святого Валентина» 1
2 Классный час «Веселья час» 1
3 Классный час «Последний герой» 1
4 Классный час «Я в школе, я — дома, я среди друзей» 1
5 Классный час «Будьте добрыми, человечными» 1
6 Классный час «Конфликты в нашей жизни 1
7 Классный час «Как себя вести» 1
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...