Глава 3. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и преодоления конфликтных ситуаций
Пояснительная записка
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными. И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования, чему и способствует классный час.
Возраст: учащиеся 5-8 классов, 10-14 лет. Цель программы: повышение уровня культуры взаимоотношений и нравственности подростков. Задачи программы: 1. воспитание у подростков нравственности; 2. формирование нравственности; 3. продолжение развития нравственности; 4. расширение и обобщение знаний о нравственных ценностях человека; 5. изучение особенностей нравственного воспитания. Форма программы: беседа, либо беседа + игра. Методы воспитания программы: словесные (беседа) и/или стимулирующие (соревнование) Средства воспитания программы: идеальные (речь) и материальные (карточки, анкеты, мел, доска, таблицы, кадры из фильмов). Методическая основа исследования: индивидуально-деятельностный поход, опирающийся на систему принципов: 1. Принцип научности, наглядности, доступности, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия. 2. Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия. 3. Принцип ценностно-смысловой направленности социально педагогического взаимодействия: • принцип единства целей и ценностей социально-педагогических воздействий; • принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и пр.); • принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в социально-педагогическом взаимодействии; • принцип природосообразности и культуросообразности; • принцип единства требований в педагогическом коллективе; • принцип гуманизации и гуманитаризации; • принцип аксиологизации и акмеологизации основ педагогического взаимодействия и пр. 4. Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности слушателя (студента) и формируемых, с точки зрения педагогики и психологии, структур личности:
• принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования; • принцип перехода от обучения к самообучению; • принцип перехода от контроля к самоконтролю; • принцип формирования и развития творческого потенциала субъектов взаимодействия; • принцип формирования культуры самостоятельной работы, профессионально-педагогической культуры, коммуникативной культуры, культуры социально-педагогического взаимодействия; • принцип формирования и развития внутренней мотивации учения; • принцип формирования и развития адекватной, позитивной самооценки и достаточного уровня притязаний и др. 5. Принцип позитивного взаимодействия в единстве воспитания, обучения, развития, образования, просвещения, социализации, адаптации при учете социального заказа и индивидуальных особенностей субъектов социально-педагогической среды в процессе планирования и организации педагогического взаимодействия: • принцип сотрудничества педагога и слушателей (студентов); • принцип воспитания в коллективе и через коллектив; • принцип единства всех видов обучения; • принцип сознательности и активности слушателя (студента); • принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки; • принцип ведущей роли педагога в процессе взаимодействия; • принцип единства сознания и деятельности; • принцип дихотомического сочетания историзма и инновативности; • принцип коллективного характера обучения и учета социального заказа в процессе социально-педагогического взаимодействия; • принцип интегративности в организации целостного педагогического процесса; • принцип профессиональной ориентации, грамотности, компетентности, мастерства в организации психолого-педагогической деятельности; • принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления; • принцип адекватного отражения объективной действительности; • принцип связи обучения, воспитания, развития и образования с жизнью и практикой;
• принцип взаимосвязи категорий педагогики: воспитания, обучения, развития, образования, социализации и адаптации; • принцип оптимизации всех звеньев целостного педагогического процесса; • принцип рационального сочетания различных видов, форм, методов взаимодействия и пр. 6. Принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т.д.) и др. Глава 4. Тематическое планирование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|