Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ 2. Скорби – это не зло, но как их терпеть?




 

Абзац 183. Он ставит вопрос: скорби – это не зло, но как их терпеть?

Как приобрести и сохранить терпение и благодушие? – Истинного терпения и благодушия ни приобрести, ни сохранить нельзя без сердечного смирения. Когда терпение будет исходить из этого источника, тогда для избежания скорби от неприятностей не нужно будет ни запираться в келье, ни укрываться в пустыни. Утверждаясь в глубине души на добродетели смирения, своей родительницы и охранительницы, оно не имеет уже нужды во внешних пособиях. Почему, если по причине какой-либо напраслины мы растревоживаемся, то явно, что в нас не прочно утверждены основы смирения, и здание наше внутреннее при набеге даже маленькой бурьки, подвергается разрушительному потрясению. Не тогда терпение похвально и достойно удивления, когда внутреннее спокойствие хранится, не будучи потрясаемо никакими стрелами врагов; но тогда величественно оно и славно, когда пребывает непоколебимым, во время устремления на него бури искушений. И оно чем, по-видимому, сокрушается и потрясается, тем более укрепляется; и тем более изощряется, что по-видимому притупляет его. Ибо никому не неведомо, что терпение получило свое имя от перенесения прискорбностей, и потому никто не может быть провозглашаем терпеливым, кроме того, кто все, причиняемое ему, переносит без тревоги. И за это именно не незаслуженно так похваляется он Соломоном: «лучше муж долготерпелив, паче крепкого, удерживаяй же гнев, паче вземлющего град» (Притч.   16,   32) ( то есть долготерпеливый муж лучше храброго, а тот, кто сдерживает гнев, лучше того, кто завоевывает город)…

Как приобрести и сохранить терпение? Такой вопрос люди задают очень часто. И ответ на него очевиден, каждый понимает, как это делается. Каждый видит ответ. Не значит, что это легко приобрести, но что делать, в принципе очевидно: терпение хранится смирением. Но, с другой стороны, и смирение, мы знаем, приобретается терпением. Такие парадоксы, такие антиномии, такие закольцованные системы часто сводят людей с ума, когда они соприкасаются с какой-то частью святоотеческой письменности, особенно аскетического наследия.

Но представим себе: мы двигаемся на двух ногах. И наше движение происходит таким образом: когда мы отрываем одну ногу от земли, мы опираемся на другую, в этом и заключается ходьба, на одной ноге нельзя ходить. Получается, терпение приводит к смирению. Когда мы терпим, душа наша постепенно смиряется, а смирение по вере помогает приобрести терпение. Когда мы смиряемся, веруя, что эти скорби попущены, посланы Богом, то мы способны их перетерпеть. Или более развернуто: когда мы разумеем по вере, веру нашу воспринимаем разумно, мы знаем, что мы должны терпеть скорби, которые каким-то образом нам посланы. Вера наша нам говорит, что раз с нами это произошло, раз эта скорбь нам послана, значит, нам ее послал Бог, и это помогает нам терпеть. Когда мы понимаем, что мы живем в Божьем мире, управляемом Богом, переживание скорбей помогает нам терпеть. А раз мы терпим эти скорби, то они, естественно, определенным образом нас смиряют.

Но, с другой стороны, когда мы со смирением принимаем свое положение в этом мире, понимаем, что мы не хозяева этой жизни, что у нас есть Хозяин, у нас есть Господь, Который счел таким образом нам сегодня оказать Свое внимание, значит, для чего-то это нужно. Когда мы со смирением принимаем Его участие, когда со смирением принимаем нашу ограниченность, нашу грешность, нашу немощь, то это помогает нам терпеть. Таким образом взаимосвязаны терпение и смирение. Поэтому Иоанн Кассиан и пишет: то, что, по идее, должно было терпение сокрушить, то его и укрепляет. Скорби восстают, чтобы нас сломать, но, именно претерпевая эти скорби, мы и становимся по-настоящему терпеливыми.

Лет пятнадцать назад я попал с детьми в Царскосельский лицей, для нас там проводили экскурсию. Я к традиционной аскетической литературе привык, но тогда меня поразило, в каких условиях жили там дети. Это очень аскетические условия. Там сознательно не было отопления, там сознательно делали так, что все дети спали при открытых форточках. При отсутствии отопления они спали при открытых форточках и зимой, и летом. Были случаи, когда в умывальниках замерзала вода, когда просыпаться было очень холодно. У них и другие разные условия были очень суровые. Для чего? Это отнюдь никак не связано с аскетической традицией. Это связано с другим. Системой воспитания считалось, что изнеженный ребенок не способен ни к чему. Там воспитывалась элита, и человеку потом надо будет сражаться, выполнять тяжелые поручения, надо быть тружеником, надо быть способным терпеливо переносить трудности, решение которых неизбежно связано с государственной службой. Поэтому их так воспитывали, и это считалось нормальным. Ювенальной юстиции тогда не было. Но главная мысль: изнеженность воспитывает человека, не способного терпеть.

Оказывается, если серьезно над этим поразмыслить, то хуже кого-либо, чем человека, не выработавшего терпение, трудно себе представить. Он же ничего не сможет, он даже на работу ходить не сможет, потому что надо всю жизнь вставать, ходить на работу, переносить какие-то трудности сидячей, стоячей или ходячей жизни, переносить немощи коллег, сварливость или грубость начальства. Для всего этого нужно терпение. И вся жизнь ребенка, а потом взрослого как раз и построена на том, чтобы терпению его научить. И сама христианская жизнь наша напрямую зависит от терпения. В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21, 19).

Смирение в этом смысле как раз является помощником, чтобы претерпеть. Терпение является важнейшим инструментом не только спасения человека, но и вообще его социализации. Для того чтобы он был способен терпеть, важнейшим свойством является смирение. Смирение сознает себя достойным всего. Смиренный человек знает, что он достоин всего, что с ним происходит, достойное по делам (грехам) моим приемлю.

Смирение всегда покорно Богу и словам Его, поэтому смиренный человек понимает, что Бог навел эту скорбь, значит, надо потерпеть. Бог сказал терпеть, поэтому надо Его слушаться, надо потерпеть. Смирение покорно Богу и сознает, что это Его воля. Смирение не ждет ничего, смиренный знает, что он всего лишь маленький человек, не ожидает для себя ничего великого и особенного, поэтому умеет радоваться всему. Это состояние смирившегося человека очень сильно помогает терпеть.

А терпение, как навык души к перенесению скорбей, в конце концов приводит к тому, что ради Христа, по доверию к Богу, по доверию к Промыслу Божьему претерпевая что-либо, мы получаем благодать. А благодать – это всегда есть Бог в человеке. А Бог – это всегда есть припадание к смирению, приобщение к смирению. Поэтому чем больше человек терпит с верой во Христа, тем больше в нем благодати, тем более он смиренный, тем больше он приобретает навык к терпению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...