Тема. Стилистическая окраска слова
Цель: формирование следующих компетенций: - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6). Организационная форма: беседа, опрос. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная. 2. Стилистическое использование оценочной лексики. 3. Стилистическое использование терминов. 4. Стилистическое использование канцеляризмов и речевых штампов. Методические рекомендации В ходе подготовки к занятию студент должен помнить и понимать, что лексика русского языка стилистически неравноценна. Одни слова воспринимаются как книжные (интеллект, ратификация, чрезмерный, инвестиции, конверсия, превалировать), другие – как разговорные (заправский, сболтнуть, малость); одни придают речи торжественность (предначертать, волеизъявление), другие звучат непринужденно (работа, говорить, старый, холодно). Об этом следует сказать, раскрывая содержание первого вопроса. Во втором вопросе надо рассмотреть особенности эмоционально-оценочной лексики, рассказать о разновидностях оценочной лексики (слова с ярким оценочным значением (брюзга, допотопный); многозначные слова, получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении (о человеке: змея, слон, шляпа); слова с суффиксами субъективной оценки (сыночек, солнышко, бородища, детина)). В третьем вопросе необходимо раскрыть специфику терминологической лексики, указать на отличительные особенности употребления терминов вне научного контекста. Анализируя содержание четвертого вопроса, студент должен уяснить, что канцеляризмами речевые средства официально-делового общения именуются лишь в том случае, когда они употреблены в речи, не связанной нормами официально-делового стиля.
При подготовке к занятию необходимо изучить учебный материал по: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка); Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – Москва: Логос, 2009, а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями Задание 1. Выделите в приведенных отрывках оценочную лексику. Укажите ее функционально-стилевую принадлежность и стилистическую роль в контексте. 1. Будь я романистом, я сказал бы преступления и страсти отметили его чело роковой печатью, – но я не романист и говорю просто: физиономия его была хищна, жалка и изношена; в силу гармонии этих причин она не вызывала никакого доверия к себе (М. Горький). 2. Дом №17 по Перелешинскому переулку не принадлежал к лучшим зданиям Старгорода. Два его этажа, построенные в стиле Второй империи, были украшены львиными мордами, необыкновенно похожими на лицо известного в свое время писателя Арцыбашева. Арцыбашевских ликов было ровно восемь, по числу окон, выходящих в переулок. Помещались эти львиные хари в оконных ключах (И. Ильф, Е. Петров). 3. Был лунный вечер. Остап несся по серебряной улице легко, как ангел, отталкиваясь от грешной земли. Ввиду несостоявшегося превращения Васюков в центр мироздания бежать пришлось не среди дворцов, а среди бревенчатых домиков с наружными ставнями (И. Ильф, Е. Петров).
Задание 2. Сравните различные редакции предложений, выделенных курсивом; укажите функционально-стилистическую принадлежность и экспрессивную окраску слов, употребление которых приводит к смешению стилей. Отметьте наиболее удачные варианты и предложите свои, обосновывая стилистическую правку. 1. Вначале они искренне посмеивались над предложением бригадира прихватить для работы и ночные часы. Теперь вся бригада убедилась, что работа по-новому – дело стоящее, что такая работа приносит результаты вдвое лучше в сравнении со старыми. – Вначале предложение бригадира работать и в ночное время не было принято всерьез, но с временем все убедились, что такая организация труда позволяет увеличить выработку вдвое. – Предложение бригадира работать в ночную смену сначала не нашло отклика у нас, но теперь все понимают, что новая организация труда дает вдвое лучшие результаты. 2. То, что у провинциального тренера своя школа, – уже блестящий факт. – Замечательно то, что тренер, работающий на периферии, сумел создать свою собственную школу. – То, что на периферии у тренера есть своя система воспитания спортсменов, – примечательный факт. 3. За последнее время пешеход стал каким-то одержимым. Он словно подстерегает автотранспорт, чтобы ринуться прямо под машины. – В последнее время пешеходы стали особенно недисциплинированны. – Из-за неосторожности пешеходов в последнее время участились несчастные случаи. 4. Замечено постепенное падение интереса к водопроводной воде, что объясняется ее не особенно приятными вкусовыми качествами. – Вкусовые качества воды из крана заметно снизились. – С меньшим удовольствием люди стали использовать водопроводную воду из-за ее плохого вкуса. – Вряд ли кого из нас можно убедить в том, что вода из крана вкусна. – Невкусной стала вода из крана, и поэтому ее пьют неохотно. Задание 3. Укажите особенности употребления терминов в газетных текстах. 1. Надо сделать лишь один-два легких нажима баллончика, и целебное облачко эфедрина, как говорят врачи, «купирует» приступ астмы. 2. Глаз у лодки нет. Зато есть уши – гидроакустики. 3. Мы выпускаем также моторовагонные поезда с кремниевыми выпрямителями, короче сказать, «электрички». 4. У нас есть враг, враг сердитый и ненасытный… Враг этот – коррозия, или просто ржавчина. 5. Некоторые наши сотрудники заражены вирусом канцелярщины, сокращенно – вирусом «К». 6. Человек, попадая в новую, совершенно непривычную обстановку, воспринимает все с особой остротой. Меняются события – по синусоиде колеблется настроение. 7. Рецензент заботится лишь о том, чтобы читатель сам мог заполнить собственным содержанием поэтический вакуум в стихах поэта.
Задание 4. Разграничьте случаи использования терминов в прямом и переносном значении; определите их стилистические функции в контексте. 1. Не сердитесь, но вы же талантливый и живой человек, а работаете только на сорок процентов, амортизации боитесь, что ли? (Кетл.) 2. «Настоящие ученые – всегда люди «жесткой фокусировки», – сказал я. – «Жесткая фокусировка» - это когда электроны мчатся в ускорителе, несмотря на большие метания, без уклонений. Энергия их от этого возрастает во много раз» (Ник.). 3. Их было много, людей, считавших министерский кабинет Беловодова чем-то вроде грыжи или аппендикса (Ник.). 4. «Главное, загружай подкорку, – посоветовал на прощание Песецкий. – Вот ты сейчас ходишь с незагруженной подкоркой, только зря время теряешь» (Гран.). 5. Он умел разгонять поток ионов, собирать объемные заряды, сводить электроны в тончайший пучок… Частицы подчинялись ему, он делал с ними, что хотел (Гран.). 6. …Она меня интересует. Чем? Попробую объяснить. Если два вектора ортогональны, их проекции друг на друга равны нулю. Я Галю чувствую по отношению к себе ортогональной. Мы существуем в одном и том же пространстве и даже неплохо друг к другу относимся, но – ортогональны. Сколько раз я пробовала дойти до нее словами – не могу (Грек.). Задание 5. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочеты в предложениях, взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения. 1. Тишина надолго прописывается среди поблекших красок художественных фотографий и акварелей, украшающих стены комнаты. 2. Неплохими темпами организованы работы на строительстве коровника. 3. Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия нынешнего года. 4. Знания помогли нам стать активными участниками в борьбе за поднятие охотничьего хозяйства на более высокую ступень развития. 5. Настал момент самым серьезным образом решить вопрос о том, каково значение русской псовой борзой в настоящее время. 6. На окружной базе имелись случаи нарушения правил заготовки овощей в вопросах привоза и разгрузки и грубые ошибки в вопросах закладки их на зимнее хранение. 7. Многие вопросы, касающиеся дальнейшего подъема туризма, еще ждут своего решения. 8. В настоящее время имеется в виду провести некоторые мероприятия по ряду вопросов, касающихся решения проблемы жилища будущего.
Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Основная литература: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с. 2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. 3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с. Дополнительная литература: 1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009. 2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. 3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с. 4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. Интернет ресурсы: 1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн». 2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека. 3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий. 4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань». 5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|