Тема. Синтаксические нормы русского языка. Осложненное предложение. Сложное предложение
Цель: углубление знанийо синтаксических нормах русского литературного языка. Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций: - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6). Организационная форма: беседа. Вопросы для обсуждения: 1. Нормы управления. 2. Трудности употребления обособленных оборотов. 3. Трудности употребления сложных предложений.
Методические рекомендации При подготовке к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика: учебное пособие/ Д.Э. Розенталь.- М.: 2011.- 81 с.; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».
Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями Задание 1. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления. Уверенность (свои силы) - вера (победа). Отзыв (книга) - рецензия (книга). Обрадоваться (победа) - обрадован (победа). Рассердиться (неуместная шутка) - рассержен (глупая выходка). Удивляться (исключительные способности) - удивлен (исключительные способности). Обращать внимание (недостатки) - уделять внимание (каждый клиент). Предостеречь (опасность) - предупредить (опасность). Превосходство (противник) - превосходить (противник). Препятствовать (развитие) - тормозить (развитие). Различать (плохое и хорошее) - отличать (плохое и хорошее). Восхищаться (его смелость) – преклоняться (его смелость) - удивляться (его смелость). Усваивать (язык) - овладевать (профессия). Опираться (помощь) - базироваться (результаты). Платить (проезд) - оплачивать (проезд). Преисполнен (решимость) - проникнут (отвага). Свойственно (этот человек) - характерно (этот человек).
Задание 2. Выпишите предложения, в которых встречаются ошибки в управлении 1) Следует уделять больше внимания на орфографию. 2) В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 3) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города. 4) Докладчик отметил о недостатках работы стальцеха. 5) В отзывена книгу кратко излагается еесодержание. 6) Звезды, эти живые цветы неба, горели над нами. 7) Только отдельные вузы не приняли участия в соревнованиях по бегу. 8) Я очень сильно скучаю по вас. 9) Призывная комиссия выдала ему белый билет ввиду эпилепсии. 10) США, рассчитывая на скорую победу в Ираке, стремятся заручиться международной поддержкой. Задание 3. Отредактируйте предложения, избавив их от нанизывания падежей. 1) Ученый из Дании по фамилии Мюнтер совершенно иначе подошел к дешифровке старинной записи текста эпохи государства Урарту. 2) Астрономические книги, хранившиеся в библиотеке, в большинстве своем являются копиями древних книг, составленных древними астрономами городов Двуречья. 3) Историк Никольский внес огромный вклад в дело изучения культуры государств исчезнувших цивилизаций. 4) В книге описан ход жестокой кровавой войны государств Востока, которая велась на протяжении ста с лишним лет, а также история развития государства Ван. Задание 4. Объясните и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота. 1)Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого, у меня испортилось настроение. 2) Потеряв общественные деньги, ей пришлось оправдываться перед всем коллективом. 3) Узнав эту прекрасную новость, радости его не было предела. 4) Слушая пение птиц и вдыхая аромат летнего вечера, казалось, что жизнь прекрасна и все еще впереди. 5) С грустью вспоминая о возможном, но ушедшем счастье, на ее лице появилась печать тоски и давней обиды. 6) рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все уже позади. 7) Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу. 8) Проходя тяжелый горный перевал, им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции. 9) Будучи ребенком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой. 10) Встретившись со старыми фронтовыми друзьями, на глазах его появились слезы.
Задание 5. Составьте, где это возможно, из двух предложений одно с деепричастным оборотом. Образец: Я отредактировал рукопись. Я передал рукопись редактору. - Отредактировав рукопись, я передал ее редактору. 1. Я накупался вдоволь. Я возвратился домой. 2. Доктор познакомился с результатами исследования. Доктор рекомендовал курс лечения. Петров имел судимость за хулиганство. На путь исправления Петров не встал. 4. Принять меры к задержанию преступника. Следователю удалось задержать преступника. 5. Выходит из такси. Босняцкому не дали сдачи. 6. Иметь свободное время. Я могу многое сделать. 7. Принять во внимание тяжесть совершенного преступления: Отказать в ходатайстве цехового комитета о передаче осужденного на поруки. 8. Свидетель Сидоров показал. Ему позвонили из магазина. 9. Подследственный хотёл скрыть сообщников. Он давал противоречивые показания. Задание 6. Отметьте ошибки в построении сложных предложений 1) Паренек поинтересовался у нас, как долго мы будем еще заняты. 2) Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании предлогов. 3) Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. 4) Группа специалистов осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который был смонтирован ими из новых материалов. 5) Инженер, который привел этот факт, оказался большим знатоком изучавшегося вопроса. 6) Я получила много писем от друзей и знакомых, писем, которые меня очень порадовали. 7) Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной. 8) Я все же надеюсь на то, что вы меня навестите. 9) Мне кажется, что этого человека в синих очках я где-то встречал. 10)На совещании обсуждалась подготовка сборной края по биатлону к предстоящим соревнованиям и нет ли возможности улучшить ее техническое оснащение.
Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Основная литература: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с. 2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с. 3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с. Дополнительная литература: 1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009. 2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. 3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с. 4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. Интернет ресурсы: 1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн». 2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека. 3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий. 4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань». 5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|