Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Морфологические нормы деепричастий




Цель: углубление знаний студентов о морфологических нормах причастий.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: анализ конкретных ситуаций: ситуация-упражнение.

Вопросы для обсуждения:

1.Принадлежность деепричастия к глаголу.

2.Деепричастия глаголов несовершенного вида/совершенного вида.

3.Синтаксическая функция.

4.Вариантные формы. Способы образования.

Методические рекомендации

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

 

Задание 1. Образуйте все возможные формы деепричастий следующих глаголов. Отметьте их стилистические особенности. От каких глаголов невозможно в литературном языке образование деепричастных форм?

Беречь, бить, везти, вести, вить, врать, вывезти, вывести, вытереть, вязать, гнуть, ездить, ехать, жалеть, жать, жечь, забрести, запереть, играть, казаться, киснуть, крепнуть, лгать, лезть, лизать, лить, мазать, мерзнуть, мокнуть, мочь, мять, обрести, пахать, пахнуть, петь, печь, писать, пить, плясать, принести, припевать, проникнуть, прочитать, сказать, сохнуть, спать, стеречь, стричь, стынуть, толочь, тонуть, тянуть, уметь, хотеть, чесать.

Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

Затем он назначается директором, работая в этой должности 2 года.

Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.

Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли.

Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.

Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

Задание 3. Образуйте деепричастия от следующих глаголов: искать, лизать, стричься, писать, спать, хотеть.

Является ли нормативной форма положа? Аргументируйте свой ответ.

Задание 4. Образуйте деепричастия от следующих глаголов. Отметьте случаи, когда от глагола нельзя образовать деепричастия.

Арестовать, атаковать, бежать, беречь, бить, блистать, брести, брить, вернуть, вить, гасить, гнать, грести, грызть, достичь, дышать, ехать, жать (руку), жевать, жечь, жить, завести, звать, идти, издавать, изобрести, искать, капать, колоть, лазать, лезть, лизнуть, махать, мыть, найти, налить, напомнить, понять, пробежать, провести, прожить, расцвести, резать, слать, снять, сохнуть, страдать, сыпать, течь, узнавать, уносить, хвалить, ходить, хотеть, цвести, чертить, шить.

Задание 5. Прочитайте, укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.

1. Дойдя до реки, усталость овладела нами, 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно. 5. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 6. Когда, читая поэму «Мѐртвые души», сталкиваешься с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение. 7. Набирая скорость, в окно было видно мелькание телеграфных столбов. 8. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь и справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова и др. М., 2003.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

ТЕМА 14. НАРУШЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Практическое занятие 16.

Тема. Синтаксические нормы русского языка

Цель: углубление знанийо синтаксических нормах русского литературного языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «синтаксиса» и «синтаксической нормы» современного русского языка.

2. Порядок слов в словосочетании и предложении.

3. Ссогласования подлежащего и сказуемого.

Методические рекомендации

Студент должен при подготовке к первому вопросу раскрыть основные понятия синтаксиса, охарактеризовать основные единицы синтаксиса обратить внимание на строение, виды словосочетаний и предложений.

При подготовке ко второму вопросу студент должен обратить внимание на порядок слов в словосочетании и предложении.

При подготовке к третьему вопросу студент должен обратить внимание на то, что сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее; при подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе; при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа; сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь; при подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом; сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное.

При подготовке к четвертому вопросу студент должен обратить внимание на то, что определение при существительном общего рода ставится в форму женского или мужского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным; если определение стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа; если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа. Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа (Исключение составляют прилагательные целый, добрый, полный). Притяжательные прилагательные на -ин и -ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

 

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

 

Задание 1. Выписать из фрагментов романа Ф. Искандера «Сандро из Чегема» словосочетания.

1. Когда наступило поветрие защищать кандидатские диссертации, многие молодые научные работники нередко обращались к дяде Сандро с просьбой разъяснить внешние поводы некоторых дореволюционных, а иногда и послереволюционных княжеских междоусобиц. Дядя Сандро охотно разъяснял им внешние поводы, после чего они в своих диссертациях раскрывали внутренние причины и давали анализ разложения абхазского дворянства. В списке использованной литературы дядя Сандро проходил как престарелый очевидец разложения.

2. Это был на редкость благообразный старик с короткой серебряной шевелюрой, белыми усами и белой бородкой. Розовое прозрачное лицо его светилось почти непристойным для его возраста младенческим здоровьем. Каждый раз, когда он приподнимал голову, на его породистой шее появлялась жировая складка. Но это была не та тяжелая заматерелая складка, какая бывает у престарелых обжор. Нет, это была легкая, почти прозрачная складка, я бы сказал, высококалорийного жира, которую откладывает, вероятно, очень здоровый организм, без особых усилий справляясь со своими обычными функциями, и в оставшееся время он, этот неуязвимый организм, балуется этим жирком, как, скажем, не слишком занятые женщины балуются вязаньем.

Задание 2. Выпишите сочетания слов, которые не образуют словосочетаний. Объясните, почему данные сочетания слов не являются словосочетанием.

Сад разнообразно одевался.

Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее, – оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала и главная аллея, на которую Митя постоянно смотрел из своих окон: вершины ее старых лип, тоже покрывшиеся, хотя еще прозрачно, узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зеленой грядою.

А ниже клена, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого, благоуханного сливочного цвета.

И все это: огромная и пышная вершина клена, светло-зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, солнце, синева неба и все то, что разрасталось в низах сада, в лощине, вдоль боковых аллей и дорожек и под фундаментом южной стены дома, – кусты сирени, акации и смородины, лопухи, крапива, чернобыльник, – все поражало своей густотой, свежестью и новизной (Куприн).

Задание 3. Согласовать подлежащее и сказуемое, вставив пропущенные окончания.

1. В период обучения в школе подавляющее большинс тво учащихся име…т самые смутные представления о состоянии своего здоровья. 2. Только пять процентов выпускников сообща…т, что вышл… из школы с хроническими заболеваниями. 3. Замечено, что особенно много трудностей возника…т у ребят и даже у взрослых на начальном этапе выработки тех или иных умений, навыков. 4. Большая часть педагогов счита…т, что ученик, выпоняя самостоятельную работу, «не должен задавать вопросы, а думать», «не должен вертеться» и т. п. 5. На Конгрессе народов России поднимал…сь большое количество интересных тем: о приоритетах национальной политики РФ, о проблемах толерантности, о национальных видах спорта и многое другое. 6. Полгорода остал…сь без отопления. 7. Большинство команд был… не согласн… с решением судей. 8. Небольшая часть студентов, аспирантов и докторантов участвовал… в забастовке. 9. Половина жильцов старого дома не получил… новые квартиры. 10. Большинство детей остал…сь в лагере на вторую смену. 11. Пройд…т всего лишь 3-4 месяца, и механическая имитация слов сменяется у ребенка их сознательным использованием.

Задание 4. Запиши предложения, продолжив их подходящими по смыслу управляемыми словами.

1) Пловец был недоволен…

2) Победитель был удостоен…

3)Учительница много внимания уделяла…

4) Проливные дожди препятствовали…

5) Девочка очень бережно обращалась…

6) Мать сильно тревожилась…

7) Экзаменующийся уверенно оперировал…

8) Председатель собрания настаивал…

9) Выступавший акцентировал внимание…

Задание 5. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены. Ряд новых домов стоя… в конце деревни. Несколько дам скорыми шагами ходил… взад и вперёд по площадке. На концерте выступил… 21 певица. За моей тележкой четвёрка быков тащил… другую. Много птиц сидел… на ветвях. Серёжа с Петей долго ждал… возвращения матери.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь и справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова и др. М., 2003.

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://slovari.yandex.ru/ - Словари.

3. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

4. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

5. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

6. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

7. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

 

Практическое занятие 17.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...