Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод группировок при анализе удоя молока

 

Проведем статистическое наблюдение за молочным производством в 30 предприятиях нашего варианта. Для этого нам необходимо будет сделать следующие шаги:

1) подготовить 30 карточек-фишек, на которые будут записываться основные показатели по каждому предприятию;

2) составить ключ к фишке;

3) выписать данные на фишки из приложения 1.

Ключ к карточке-фишке:

«№ предприятия

1. Валовой надой молока, ц

2. Выручено от реализации молока, тыс. руб.

3. Полная себестоимость молока, тыс. руб.

4. Расход кормов на 1 ц молока (кормоединиц)»

Карточки-фишки вынесены в приложение 2.

Вначале проведем метода группировок, цель использования этого метода заключается в выявлении влияния группировочного признака на экономическую эффективность отрасли. В качестве группировочного признака выступит удой молока от 1 коровы.

Наметим статистические показатели для характеристики выделенных групп. Поскольку основные различия связаны с эффективностью производства, то следует рассмотреть следующие показатели: себестоимость 1ц молока, прибыль на 1ц, прибыль на 1га, уровень рентабельности и окупаемость производства молока.

Для расчета показателей эффективности производства молока будем использовать следующие формулы:

Себестоимость 1 ц =

 

Прибыль на 1ц =

 

Прибыль на 1голову =

 

Уровень рентабельности =

 

Окупаемость =

 

Трудоемкость 1 ц =

Рассчитаем группировочный признак по упомянутой выше формуле и построим ранжированный ряд по удою молока от 1 коровы.

Удой молока от 1 коровы

 

Построим ранжированный ряд распределения хозяйств в порядке возрастания группировочного признака (Таблица 1).


Таблица 1

Ранжированный ряд распределения хозяйств по

продуктивности 1 коровы.

№№ предприятий Продуктивность коров, ц

25

18,63

18

19,00

24

19,16

29

19,53

27

21,00

23

21,09

14

21,13

34

21,44

36

21,85

19

21,87

10

21,88

20

21,93

32

21,96

8

22,00

21

22,25

22

22,35

26

22,45

15

22,78

37

22,83

17

22,83

28

22,87

12

23,17

9

23,23

16

23,35

30

23,68

31

24,56

13

26,05

33

26,87

11

28,10

35

28,13

 

Ранжированный ряд показывает амплитуду колебаний группировочного признака (xmin= 18,63, xmax=28,13) и интенсивность его возрастания.

Изобразим ранжированный ряд распределения графически в виде эмпирической огивы (Рис.1). Для его построения на оси абсцисс запишем номера предприятий, на ординате – величину группировочного признака.

 

 

Рис. 1. Эмпирическая огива по удою молока от 1 коровы

 

Огива показывает, что возрастание групировочного признака идёт постепенно до 31 хозяйства, затем кривая делает резкий скачок (от 24,56 ц до 26,05 ц). График ранжированного ряда позволяет говорить, что данная совокупность является однородной, поэтому мы можем использовать равновеликие интервалы. Разобьем всю массу предприятий на 3 группы.

Для определения величину интервала воспользуемся формулой равного интервала: h = ; h = =3,17 ц.

h – величина равного интервала

xmax – максимальная величина группировочного признака

xmin – минимальное значение группировочного признака

n – количество групп (n=3)

Границы групп:

I группа от xmin до xmin + h

II группа от xmin + h до xmin + 2h

III группа от xmin + 2h до xmax

I группа – 34,2-21,79 ц,

II группа – 21,80-24,96 ц,

III группа – 24,97-28,13 ц.

 

Таблица 2

Интервальный ряд распределения хозяйств по удою молока от одной коровы

Интервальные группы Номера предприятий Число предприятий Удельный вес, %

I. 18,63-21,79

25

8

26,7

18
24
29
27
23
14
34

II. 21,79-24,96

36

18

60,0

19
10
20
32
8
21
22
26
15
37
17
28
12
9
16
30
31

III. 24,97-28,13

13

4

13,3

33
11
35

Итого

 

30

100

 

Построим полученный интервальный ряд графически с помощью гистограммы. В гистограмме по оси абсцисс наносим границы интервалов, ординат – число групп (Рис. 2).

 

Рис.2. Гистограмма интервального ряда распределения предприятий по группам в зависимости от среднего удою

 

По данным интервального ряда и его графика можно сделать вывод о том, что распределение не достаточно равномерно. Колеблемость по числу вошедших в группу объектов довольно высокое. Удельный вес хозяйств в 1 группе составляет 26,7%, в 3 группе 13,3 % и самая многочисленная —2 группа, удельный вес которой—60%, что говорит о том, что больше всего средних предприятий с средним удоем от 1 коровы 21,79-24,95 ц.

Используя проведенную группировку, определим зависимость экономической эффективности производства молока от производительности коров.

Для этого построим сводную таблицу (Таблица 3) и произведём аналитическую группировку (Таблица 4).

Таблица 3

Вспомогательная таблица для сводки данных

Группы предприятий по продуктивности коров, ц №№ предприятий Производительность коров, ц Поголовье коров, гол. среднегодовое Валовой надой молока, ц Производственная себестоимость молока, тыс. руб Расход кормов на 1 ц молока, к.ед. Прямые затраты труда, тыс. чел.-час. Реали-зовано, ц Полная себесто имость молока, тыс. руб. Выручка от реализации молока, тыс. руб. Расход кормов на всю продукцию, к.ед.

I. 18,63-21,79

25

18,63

124 2310 1774 1,32 22,4 1984 2014 1952

3049,2

18

19,00

56 1064 632 1,46 17,4 920 834 954

1553,4

24

19,16

75 1437 724 1,44 13,4 1310 833 711

2069,3

29

19,53

77 1504 821 2,04 14,2 1389 921 751

3068,2

27

21,00

134 2814 1832 1,28 30,7 2740 2181 2483

3601,9

23

21,09

110 2320 1636 1,33 26,7 2020 1850 1952

3085,6

14

21,13

94 1986 2730 1,63 22,8 1755 3016 2950

3237,18

34

21,44

55 1179 615 1,75 12,8 956 755 620

2063,2

Итого по I группе

8

Х

725

14614,0

10764,0

Х

160,4

13074,0

12404,0

12373,0

21728,0

II. 21,80-24,96

36 21,85 137 2994 2011 1,60

33,4

2117

2814

2915

4790,4

19 21,87 302 6604 3520 1,20

62

5333

3961

3744

7924,8

10 21,88 234 5120 3010 1,77

49

4730

3910

3750

9062,4

20 21,93 270 5920 2870 1,67

61

5634

3017

3119

9886,4

32 21,96 99 2174 1532 1,50

24,4

1830

1615

1784

3261,0

8 22,00 182 4004 2120 1,70

39,4

3721

2354

2530

6806,8

21 22,25 126 2803 1570 1,75

33,4

2715

1630

1380

4905,2

22 22,35 200 4470 2181 1,51

45,1

3870

2774

2050

6749,7

26 22,45 200 4490 2014 1,33

47,2

3950

2315

2150

5971,7

15 22,78 76 1731 1090 1,73

19,5

1618

1240

1170

2994,6

37 22,83 121 2762 1988 1,98

25,2

2530

2720

2210

5468,8

17 22,83 120 2740 1384 1,70

34,1

2510

1450

1252

4658,0

28 22,87 128 2927 1904 1,65

31,4

2330

2540

2388

4829,6

12 23,17 174 4031 2155 1,43

37,4

3920

2482

2015

5764,3

9 23,23 220 5110 2930 2,31

47

4017

3111

3425

11804,1

16 23,35 82 1915 3052 1,57

21

1804

3672

3120

3006,5

30 23,68 53 1255 627 1,51

11,7

994

815

724

1895,1

31 24,56 204 5010 2432 1,33

51,1

4120

2432

2533

6663,3

Итого по II группе

18

Х 2928 66060,0 38390,0 Х 673,3 57743,0 44852,0 42259,0 106442,7

III. 24,97-28,13

13 26,05 185 4820 2017 1,43

39,5

4015

2915

3117

6892,6

33 26,87 82 2203 1684 1,37

20,4

1950

1930

1715

3018,11

11 28,10 226 6350 3333 1,65

65

5010

3888

3633

10477,5

35 28,13 200 5626 2822 1,80

594

5013

3017

2444

10126,8

Итого по III группе

4

Х

693

18999,0

9856,0

Х

718,9

15988,0

11750,0

10909,0

30515,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по сов-ти

27

Х

4346

99673,0

59010,0

Х

1552,6

86805,0

69006,0

65541,0

158685,8

 


Таблица 4

Зависимость экономической эффективности производства молока от продуктивности коров

Группы предприятий по продуктивности коров, ц Средняя производительность коров, ц Средняя трудоемкость 1ц, чел.-дней Средняя цена реализации 1 ц, руб. Средняя себестоемость 1 ц, руб Средний расход кормов на 1 ц молока, к.ед. Средняя прибыль на 1 ц молока, руб. Средняя прибыль в расчете на 1 корову, руб. Средняя уровень рентабельности, % Средняя окупаемость, %

I. 18,63-21,79

20,16

10,98

946,38

736,55

1,487

-2,12

-42,76

-0,25

99,8

II. 21,80-24,96

22,56

10,19

731,85

581,14

1,611

-39,25

-885,59

-5,78

94,2

III. 24,97-28,13

27,42

37,84

682,32

518,76

1,606

-44,27

-1213,56

-7,16

92,8

В среднем по совокупности

22,93

15,58

755,04

592,04

1,592

-34,76

-797,28

-5,02

95,0

 

 

С помощью метода группировок я установил существование обратной зависимости производительность коров и себестоимости, прибыли и уровня рентабельности и окупаемости, т. е. с ростом производительность наблюдается их снижение. Наименее трудоемка продукция предприятий с производительностью коров второй группы, но зато в предприятиях этой группы расход кормов на 1ц больше, чем в других. Темп снижения себестоимости ниже, чем темп снижения цены реализации, что вызывает снижение прибыли, уровня рентабельности и окупаемость. Из таблицы видно, что с ростом продуктивности снижается окупаемость, прибыльность предприятия: если на предприятиях первой группы на вложенный рубль они и получают около 1 рубля (убыток довольно-таки мал, но все же он есть), на предприятиях второй группы с 1 рубля они получают выручку в 94,2 копейки (убыток 5,8 коп.), на предприятиях же 3 группы убыток с одного рубля составляет вообще 5 копеек. То есть окупаемость предприятий с ростом производительности одной коровы снижается.

В целом по совокупности из 30 хозяйств мы имеем средний удой в размере 22,93 ц при показателе себестоимости 592,04, убыток – 34,76 рублей на 1 ц молока и 797,28 рубля на 1 голову. Производство нерентабельно (уровень рентабельности равен -5,02%). Уровень окупаемости равен 95%, то есть затраты окупаются только на 95%.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...