Лев Николаевич толстой (1828-1910) мысли 0 воспитании
О воспитании я думал очень много. Бывают вопросы, в которых приходишь к выводам сомнительным, и бывают вопросы, в которых выводы, к которым пришел, окончательные, и чувствуешь себя не в состоянии ни изменить их, ни прибавить к ним что-либо. Таковы выводы, к которым я пришел, о воспитании. Они следующие. Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же делать. Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но и даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей, и теряют к ним уважение и интерес ко всем «по их поучениям...
Лицемерие родителей при воспитании детей есть самое обычное явление, и дети чутки и замечают его сейчас же, и отвращаются, развращаются. Правда есть первое, главное условие действительности духовного слияния, и потому она есть первое условие воспитания. А чтобы не страшно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или по крайней мере менее дурной. И потому воспитание других включает в воспитание себя, и другого ничего не нужно. Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети, – гипнотизацией, заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи, тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, – и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. И потому все или 0,999 воспитания сводится к примеру, к исправлению и совершенствованию своей жизни. Так что то, с чего вы начали внутри себя, когда мечтали об идеале, т. е. о добре, достижении которого несомненно только в себе, к тому самому вы приведены теперь при воспитании детей извне. То, чего мы хотели для себя, хорошенько не зная зачем, то теперь вам уже необходимо для того, чтобы не развратить детей. От воспитания обыкновенно требуют и слишком много, и слишком мало. Требовать того, чтобы воспитываемые выучились тому-то и тому-то, образовались, как мы разумеем образование, – это невозможно; так же невозможно и то, чтобы они сделались нравственными, как мы разумеем это слово. Но совершенно возможно то, чтобы не быть самому участником в развращении детей (и в этом не может помешать ни жене муж, ни мужу жена), а всею своею жизнью, по мере сил своих, воздействовать на них, заражая их примером добра.
Я думаю, что не только трудно, но невозможно хорошо воспитать детей, если сам дурен, и что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает, как дети. Как смешны требования людей, курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни, так же смешны требования людей научить их, как, продолжая вести жизнь ненравственную, можно было бы дать нравственное воспитание детям. Все воспитание состоит в большем и большем сознании своих ошибок и исправлении себя от них. А это может сделать всякий и во всех возможных условиях жизни. И это же есть и самое могущественное орудие, данное человеку для воздействия на других людей, в том числе и на своих детей, которые всегда.невольно ближе всего к нам. Толстой Л.Н. Пед. соч. СПб., 1912. С. 346-348. АДЕЛАИДА СЕМЕНОВНА СИМОНОВИЧ (1844-1933) " СВЯЗЬ ДЕТСКОГО САДА СО ШКОЛОЙ
Индивидуальное развитие ребенка достигается... уходом, воспитанием в тесном смысле слова и обучением. Обучение совершается в школе, откуда ребенок поступает непосредственно в жизнь; детский же сад есть только подготовительное заведение для школы; спрашивается, какое значение имеет воспитание детского сада для индивидуального развития ребенка и преимущественно для поступления его в школу? Чтобы ответить на этот вопрос, должно предварительно сказать несколько слов о сущности обучения в школе. Обучение всегда следует известному систематическому плану, составленному учителем, скачков не дозволяется; оно идет от простого к сложному, от легкого к трудному по синтетическому и аналитическому методу. Форма обучения в школе повествовательная или вопросительная. Учитель излагает всем детям какой-нибудь предмет, не заботясь о том, понимает ли его каждый ребенок в отдельности, и требует впоследствии, чтобы все дети отвечали одинаково хорошо на его вопросы.
Стало быть, от ученика в школе требуется: полная внимательность к изложению учителя, способность верно понимать, усваивать себе и сохранять в памяти слышанное и способность выражать словами свои мысли. Спрашивается, в каком возрасте и каким образом ребенок делается способным удовлетворять этим требованиям? Органы ребенка от 2 до 7 лет не имеют еще надлежащей крепости; они продолжают еще развиваться. Поэтому в этом возрасте необходима равномерная и пропорциональная деятельность для всех органов тела. Если ум в это время занят одностороннею систематическою деятельностью (как это бывает у детей, которых рано отдают в школы), он развивается на счет остальных органов тела. Последние заболевают и мешают впоследствии развитию мозга и его отправлений, желудок и кишки начинают дурно переваривать пищу, вследствие того что органы мало требуют ее по причине их бездеятельности, являются поносы, кишечные болезни со всеми их последствиями. Мозг, не получая затем достаточно нормальной пищи, заболевает и лишает ребенка возможности развиваться нормально. Такие случаи встречаются часто у тех детей, которые очень рано «удаются в умственном отношении». Такой ребенок делается слишком восприимчивым к вредному влиянию окружающей среды и обыкновенно рано умирает. Матери радуются, что их ребенок так рано уже все знает, они покупают ему книжки, заставляют его учить басни и другие слова, которые он понимать не может, наизусть и восхищаются гениальностью своего ребенка. Несчастные эти матери не ведают, что в этих гениальных способностях кроется приближающаяся болезнь и скоро затем наступающее ослабление всего тела и преимущественно мозга ребенка. Ребенок любит жизнь подвижную; весело проводит он время со своими игрушками; беспечно переходит он с одного предмета на другой; всюду находит наслаждение. Будущность представляется ему в самом ярком виде; он верит всему, он делает все из всего: «из палки он делает себе ружье и лошадь, предметы, имеющие весьма отдаленное сходство между собой, из палочки он делает себе саблю; каждая тряпочка превращается у него в куклу и каждый уголок – в домик».
Все вокруг него играет и все сотворено для игры. Игра – его жизнь; в игре он обнаруживает всю свою подражательную деятельность. Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка, вы нарушаете гармонию развития его органов, лишаете его откровенности и вселяете в нем заботы. В этом возрасте обучение систематическое ему вредно. Вот этот-то возраст ребенок должен, по нашему мнению, непременно провести в детском саду. Здесь нет одностороннего систематического обучения: всестороннее, гармоничное развитие всех органов тела – вот воспитание детского сада. Воспитатели детского сада входят с любовью и преданностью в круг детей, играют с ними и применяются по мере возможности к индивидуальности каждого отдельного ребенка. Детский сад не удерживает ребенка долго на одном и том же предмете, как это бывает в школах, не знакомит его также с ним чересчур поверхностно, но, возбуждая ребенка, он сосредоточивает его внимание на предмете настолько, сколько это позволяет его индивидуальность и сколько ему нужно для ознакомления с его (предмета) главными особенностями, доступными ему. Не напрягая постоянно и сильно мозговой деятельности ребенка, детский сад расширяет его кругозор и содействует совместному развитию органов тела. Детский сад влияет на чувства ребенка (возбуждая их приличными стимулами) и доставляет работу, деятельность его органам движения. Ребенок в детском саду живет мирно; лицо его веселое и открытое; он приходит туда с радостью и проводит время с пользою. Мало-помалу, развиваясь медленно, ребенок начинает обращаться от свободной игры к правильной деятельности и приготовляется медленно к систематическому обучению. Многие дети способны уже в начале седьмого года к более или менее правильному обучению; тело их уже достаточно окрепло, они могут сидеть на одном месте более или менее долго, мозг их может уже работать некоторое время правильно, не уставая, и они понимают уже то, что учитель рассказывает. Однако же боль- шая часть детей (и их гораздо больше) не в состоянии еще заниматься систематически с седьмого года. Мало развитой мозг, слабое тело и многие другие причины, семейные, социальные, удерживают детей; еще позже этого периода на низкой степени развития. Поэтому и детям этого возраста вредно поступать прямо в школу; подобные дети должны еще оставаться в детском саду до тех пор, пока они разовьются настолько, что будут в состоянии без вреда для своей индивидуальной жизни поступать в школу; Но они не должны оставаться все время вместе с маленькими детьми; они должны провести часть времени в элементарном классе детского сада.
Элементарный класс есть переход от детского сада к школе и вмещает в себя детей 6 и 7 лет, он должен окончательно подготовить ребенка к школе. Здесь ребенок знакомится с азбукой, письмом и счетом, необходимым для школы; но обучение не начинается сразу, а мало-помалу; в ребенке не подавляется его желание учиться; он продолжает еще играть несколько времени с маленькими детьми, и вместе с тем он понемногу «входит в ученье». В элементарном классе ребенок привыкает сидеть на одном месте, не чувствуя усталости. Материалы, предложенные здесь ребенку для игры, должны окончательно развить его органы чувств. Нормальное отправление органов чувств есть необходимое условие для поступления в школу: все в школе воспринимается ими; они путь принятия впечатлений; нормальное отправление органов чувств обусловливает ясность и верность понимания; если они недостаточно или не нормально развиты, то они же обусловливают неверное впечатление и ложное представление о предметах. Здесь также ребенок научается отличать сходные и несходные признаки предметов, долго заниматься одним предметом и выражать яснее словами свои впечатления и представления. Когда ребенок находится уже на этой степени развития, тогда он не хочет больше играть в детском саду, ему хочется в школу, он долго рисует, пишет и меньше играет. Если мы теперь сделаем вывод из всего сказанного, то увидим, что детские сады вовсе не суть учреждения для привилегированного сословия, а напротив, что желательно было бы, чтобы всякий ребенок, поступающий в школу, провел предварительно время в детском саду. Ибо прямое поступление ребенка в школу не гарантирует нормальное индивидуальное развитие его. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду – на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство достижения известной цели. Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад. В школе ребенок должен уметь различать слова учителя, сосредоточивать свое внимание на преподаваемый предмет и словами выражать свои мысли. Всем учителям известно, до какой степени задерживается ход обучения в школах от недостаточного развития в учениках вышеупомянутых качеств. Учитель диктует и находит после в тетрадях учеников разные нелепости, происходящие иногда единственно от того, что они неверно уловили различные его слова. Иной ученик, несмотря на искреннее свое желание, не может следить за рассказом учителя или за чтением своего товарища, потому что не привык сосредоточивать свое внимание на один какой-нибудь предмет. Иные дети, при всем своем понимании, никак не могут передавать другим самые простые понятия или выражать собственными словами слышанный рассказ и т. п. Занятия детского сада дают детям надлежащую подготовку в этом отношении и делают их способными быть хорошими (не в обыкновенном смысле слова) учениками в школе. Следовательно, детский сад играет, с одной стороны, важную роль в деле индивидуального развития ребенка, и, с другой стороны, он есть важный атрибут для школы, а не удачная выдумка филантропии. Журнал «Детский сад». 1866. №4. С. 121 – 126.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|