Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава IX. Могущественное значение привычек




 

Самое могущественное, самое неотразимое влия­ние воспитания оказывается в развитии и направле­нии наших привычек, влияющих на весь склад ха­рактера человека, на его деятельность, здоровье, нравственность, на состояние умственных способно­стей, наконец, даже на душевное настроение. Уменье ходить, мыть руки, говорить, читать, рассуждать, на­блюдать – все это мы приобретаем путем привычки. Ко всему мы привыкаем с большим трудом, все вна­чале стоит нам громадных усилий воли и затем уже делается настолько обычным, что совершается нами бессознательно. Возьмем для примера уменье ходить: вначале ребенок сильно боится упасть, всякое движе­ние совершает с громадной затратою сил, но мало-помалу акт этот делается менее обдуманным, почти непроизвольным. Таким образом, каждый акт, произ­веденный ребенком однажды, а затем более много раз, стремится стать привычным.

При воспитании нужно постоянно иметь в виду, что все органы без исключения, а также и головной мозг, можно укрепить и развить упражнением. Оста­ваясь в бездействии, они лишаются способности ре­агировать, теряют жизненность и атрофируются. В подражательный период своей жизни ребенок не только старается все перенять у старших, но по­вторяет и передает их действия в точности.

И это понятно: он еще неопытен, несообразителен, ум его не отличается достаточною гибкостью для того, что­бы, перенимая то или иное от старших, вносить в этот акт хотя бы небольшую дозу самостоятельности. На эту неустановившуюся, неустойчивую натуру особен­но сильное влияние оказывают привычки, которые постоянно подчиняют себе ребенка и мало-помалу уравновешивают его противоречивые желания. Толь­ко постепенно прививаемые навыки заставляют ре­бенка все меньше балансировать между выбором того или другого действия, все более устанавливают и ук­репляют его волю. Разнообразные привычки, приоб­ретенные в детстве, сделавшись с годами второю на­турою, двигают нами, как автоматами. Человек в каждый период своей жизни, но преимущественно в детстве и юношеском возрасте, приобретает те или другие привычки, имеющие хорошее или дурное вли­яние на весь склад его характера.

Трудно перечислить все, в чем сказывается при­вычка и насколько велико ее значение для жизни че­ловека. Посредством привычек можно развить множе­ство хороших качеств, как в нравственной, так и в интеллектуальной области, как в практической жизни, так и в области нравов. Немало высоконравственных качеств, замечательных человеческих достоинств на­чинается с привычки; направленные так или иначе, они могут усилить или смягчить нервность и чувствитель­ность, укрепить или ослабить волю. Такую же роль, то есть ослабляющую или укрепляющую, играют привыч­ки и относительно предрасположения человека к из­вестным наследственным склонностям.

Многие привычки усваиваются почти незаметно. Мать находит необходимым приучить шестилетнего сына закрывать дверь комнаты, в которую он входит. Она заставляет его некоторое время делать это при себе. Через несколько недель мальчик так привыкает, входя в комнату, закрывать дверь, что, когда мать спра­шивает его, исполнил ли он ее требование, он должен каждый раз проверить себя, так как он замыкает дверь уже чисто механически. Так же приучает себя каждый в определенное время умываться, чесаться, убирать свою комнату, одним словом, усваивает множество при­вычек, необходимых в обыденной жизни; точно так же можно приобрести множество привычек, вредных для нравственности, здоровья и спокойствия окружающих.

Ребенок, приученный в 4 5 лет не иначе ложиться спать, как предварительно аккуратно сложив свою одежду на известное место, будет через несколько месяцев после приобретенного им навыка самостоя­тельно убирать перед сном свое платье; эта привычка с годами в такой степени укоренится в нем, что не исполнить ее велений будет для него весьма тяжело. Я знала детей, приученных в продолжение года каж­дый раз перед сном мыть руки, шею и чистить зубы. Когда в дороге обстоятельства не позволяли им этого делать, они долго не могли заснуть. <...>

Привычка перерождает вкусы, способна даже за­ставить находить удовольствие в том, к чему прежде человек чувствовал лишь физическое отвращение. Восьмилетней девочке прописывают пить рыбий жир; они принимает его не только с отвращением, но у нее после каждого приема каждый раз является рвота, если только рыбий жир давали ей не в мятной воде. Нако­нец девочка привыкает к приему лекарства в чистом виде, а через год тяжело страдает, когда ее лишают его.

Развитие хороших привычек и надлежащее направ­ление их – одна из самых существенных задач воспи­тания. Так как привычки, приобретенные в детстве и молодости, играют в жизни человека, складе его харак­тера и в его развитии первостепенную роль, то и вос­питание, имеющее силу и возможность направлять., ос­лаблять или усиливать их, имеет громадное значение.

Из сказанного ясно, что привычки бывают в обла­сти физической, моральной и интеллектуальной. Со­вершается ли вначале известное действие сознатель­но или бессознательно, по инстинктивному влечению или под влиянием постороннего лица, но раз одно и то же действие часто повторяется, в конце концов оно со­вершается без участия сознания и воли, становится привычкой. Добрые и дурные навыки существуют в сфере чувств и в сфере нравов. <...>

Чем чаще повторяются известные действия, чув­ства и представления, тем глубже проникают они в плоть и кровь человека, овладевают его нервами, умом, всем его существом. Некоторые привычки до того вне­дряются в характер человека, что берут перевес над сознанием и волею. <...>

Многие привычки, как хорошие, так и дурные, приобретенные с детства или в мо­лодости, становятся потребностью организма. Недаром же существует поговорка «привычка – вторая нату­ра». Чем более человек живет под влиянием той или другой привычки, тем более подчиняется ей, тем силь­нее порабощает она его, и наоборот, чем меньше мы сжились с привычкою и чем моложе наш организм, тем легче она искореняется. <... >

Путем привычки в раннем детстве можно добиться аккуратности, чистоплотности, трудолюбия, можно при­учить ребенка сдерживать аффекты, развить в нем в большей или меньшей степени если не веселое, то, во всяком случае, бодрое расположение духа, привить склонность к умеренности в пище. Приспособляемость организма к переменам температуры (до известной степени, конечно), выносливости при ударах судьбы, лишениях и невзгодах, стремление к честным принци­пам, интерес к общественной жизни, терпение, прав­дивость, отчасти даже сострадание к ближнему и альтруистские склонности вообще – все это в большей или меньшей степени находится в тесной зависимости от разумного направления привычек в раннем детстве и отрочестве. Расположение к умственному труду, внимание, память, уменье вдумываться и углубляться, деятельность мысли, любознательность и наблю­дательность – все это зависит от того, насколько пра­вильно было поставлено воспитание, насколько целесо­образно было умственное развитие, хороши или дурны были навыки, приобретенные в детстве и отрочестве. Цель разумного воспитания – давать толчок, ук­реплять и развивать склонность к честным и полезным привычкам, облагораживающим душу и возвышающим ум, и ослаблять привычки противоположного характе­ра. Под влиянием разумного воспитания дурные при­вычки мало-помалу слабеют, а иногда и совсем исче­зают. Могущество и значение воспитания более всего сказываются в правильном развитии и направлении привычек в детстве, а потому мы остановимся на тех явлениях жизни ребенка, на которые привычки имеют особенно сильное влияние.

Вся жизнь ребенка в первые годы состоит в простом собирании и восприятии действующих на него впечатлений внешнего мира.

И позже, в более старшем возрасте, все знакомство с внешним миром, все наши представления обусловливаются восприятиями посредством органов внешних чувств, как зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, которые служат надежней­шими помощниками при физическом, умственном и нравственном воспитании. Без чувственных восприя­тий, а это бывает, когда органы внешних чувств дитяти плохо развиты, человек не только не будет в состоянии делать впоследствии самостоятельных выводов, но не может иметь надлежащего суждения о предмете. Та­ким образом, в духовной жизни ребенка самое суще­ственное значение, первую роль играют органы внеш­них чувств. <...>

Если ребенок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не мо­жет быть наблюдательным, природа с ее разнообраз­ными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний, чистых восторгов, живых и здоровых интересов, одним словом, в его духовном развитии будет множество недостатков. Чем совершеннее развиты органы чувств ребенка, тем более представлений воспринимает его ум, а это только и дает возможность впоследствии приобрести наиболь­шее количество понятий, быть способным приходить к самостоятельным заключениям и выводам. Органы внешних чувств дитяти могут и должны совершенствовать­ся, что достигается путем упражнений.

Когда дети появляются на свет божий, органы их чувств развиты в высшей степени слабо. Законы ро­ста и развития человеческого организма требуют уп­ражнений внешних чувств. Оставляя их в бездей­ствии в продолжение известного периода, легко замедлить их развитие, довести их до потери спо­собности к известным отправлениям, к атрофии, даже к полному уничтожению того или другого органа. Лучшим доказательством этого служит то, что глаза у животных, живущих в темноте, – исчезали, кры­лья птиц, не умеющих летать, – атрофировались. Наблюдения ученых доказывают, что отсутствие уп­ражнений у человека точно так же ведет к атрофии того или другого органа...

То же бывает и с детьми, с тою разницею, что при разумном уходе за ними с первых дней рождения развитие органов совершенствуется постепенно.

Правиль­ный уход за ними и возможное совершенствование их имеют в высшей степени важное значение для всей жизни человека. Вот потому-то правильное развитие органов чувств дитяти должно быть первою и наиваж­нейшею заботою матери. Не совсем нормальное состо­яние даже одного органа всегда производит дурное влияние и на остальные органы, так как все они, более или менее, тесно связаны между собою. <...>

Но какое же влияние на развитие органов чувств может оказать привычка? Все сложные функции на­ших чувств, по данным физиологии, суть не что иное, как навыки, с усилием усвоенные в детстве и сделав­шиеся впоследствии как бы нашею собственностью. Привычка управляет ходом деятельности всех наших органов Чувств. Способность зрения воспринимать образы различных форм и величин, уменье правильно распознавать цвета и их оттенки, краски и фигуры и отличать тонкие переливы в игре света чувство сим­метрии и пропорциональности, все эти приобретения зрение делает не сразу, а постепенно и притом с по­мощью упражнения, которое мало-помалу переходит в привычку. А между тем, на развитие органа зрения не обращают ни малейшего внимания, а потому мно­гие, имея здоровые глаза, не умеют отличать оттенки в игре света и цветов; есть даже немало и таких, кото­рые не в состоянии отличить один цвет от другого; некоторые не имеют надлежащего представления о симметрии, другие не обращают внимания на форму, и чрезвычайно много страдающих близорукостью и косоглазием.

Близорукость и косоглазие могут передаваться по наследству, но могут быть и благоприобретенными. Если воспитатель не будет зорко наблюдать, чтобы ребенок, рассматривая предмет, не близко наклонялся к нему, не сильно приближал его к себе, близорукость будет прогрессировать, если к ней при этом существу­ет склонность или она разовьется постепенно; точно так же и косоглазие, – если ребенок, склонный к это­му недостатку, будет разглядывать предметы сбоку. Близорукость и косоглазие вносят немало изъянов в умственное развитие. Близорукий не может составить себе вполне ясного и четкого представления о целой наблюдения их вблизи. <...>

Упражнение зрения должно состоять в постепен­ном отдалении предмета: приучайте ребенка все далее и далее держать от себя книгу и тетрадь, когда он чи­тает, пишет, рассматривает картинки, рисует. Любуясь цветком, морем, озером, радугою, пусть определит их цвет. Уже в три-четыре года ребенок должен знать цвет своего платья, чулок, ботинок, штанишек. Он должен ин­тересоваться и цветом платья, одетого сегодня нянею, матерью и сестрами, скатерти, застланной на чайном столе, занавесок в комнате. Он должен знать цвет лис­тьев и комнатных цветов, цвет кошки, с которой играет, собаки, лошади и коровы, которые проходят мимо него. Пусть набранные в лесу листики и шишки деревьев, траву, камешки у ручья, раковины раскладывает он на столе под цвет, и таким образом он узнает не только цвета, но и их оттенки. В три-четыре года ребенок мо­жет нарезать из разноцветной бумаги квадратики, тре­угольники, кружки и наклеивать их в тетрадь. Для зна­комства с цветами можно употреблять и берлинскую шерсть. Так же постепенно должно идти знакомство с формой: ребенок уже после 5-ти лет должен уметь ука­зать куб, шар, цилиндр и другие простые геометричес­кие тела; его еще до школы необходимо знакомить с ве­личиной, внешним видом и плотностью предметов, которые его окружают. Уже в это время он должен уметь отличать одушевленный предмет от неодушевленного (но не определяя их, конечно, отвлеченными словами), должен уметь передать матери виденное им. В этом зак­лючается цель наглядного обучения, которое, всесторон­не знакомя ребенка с окружающими предметами, не только расширяет его умственный кругозор, но и зас­тавляет его изучать все большее количество слов и оборотов, что обогащает его родную речь. Детей необхо­димо научить рассматривать предметы не только в це­лом, но и в отдельных частях; они должны научиться не только отличать один предмет от другого по его вне­шнему виду, но уметь находить красивое там, где оно есть, – для этого необходимо обращать внимание ре­бенка на красоту в природе и жизни.

Психолог Прейер сообщает, что перерыв на два месяца упражнений в различении цветов повлек за собой значительный регресс в деятельности органа зре­ния его сына.

Великий знаток детской души и тонкий наблюдатель, Фребель придавал громадное значение развитию и усовершенствованию органов чувств ди­тяти. <...>

Слух, так же как и зрение, может приобретать ос­троту, утонченность, быстроту и отчетливость. <...>

Множество научных исследований подтверждает, что слух новорожденных детей в высшей степени плох, особенно в первые дни после рождения. Слух, как и зре­ние, развивается упражнением, которое затем входит в привычку. Дело воспитателя дать надлежащее направ­ление такого рода упражнениям и привычкам. <...>

Физический уход за ухом требует прежде всего чистоплотности: излишнее накопление в слуховом про­ходе серы вызывает различные заболевания, и не толь­ко самого прохода, но и барабанной перепонки. Раз­дражение, вызванное этим явлением, заставляет детей извлекать серу и раздражающую, накопившуюся не­чистоту шпильками, уховертками, булавками, спичка­ми, – это не только вредно, но и весьма опасно, вы­зывает ссадины в слуховом проходе и на барабанной перепонке, частые воспаления, что может привести к глухоте. Вместо того чтобы раздражать уже раздра­женное ухо уховертками, можно иногда моментально прекратить зуд, осторожно впустив на несколько минут в слуховой проход несколько капель теплова­той воды, которая размягчает накопившуюся серу и унимает зуд. Если это не помогает, нужно поспринцевать ухо тепловатой водой. Но физическое воспита­ние, как органов чувств дитяти, так и его организма, не входит в программу моей книги, и я перехожу к упражнениям...

В упражнениях такого рода первую роль играет развитие уменья прислушиваться к шумам и звукам при­роды, к различным музыкальным инструментам, к пес­ням, к звукам и голосам животных, а также к шумам и звукам, издаваемым различными предметами. Мать должна заставлять ребенка прислушиваться, когда гром гремит, ветер воет и свистит, корова мычит, собака лает, кошка мяукает, петух выкрикивает свое ку-ка-реку, кукушка кукует, курица клохчет, лошадь ржет, муха жужжит, сверчок стрекочет.

Пусть он прислушается к журчанию ручейка и к завыванию бури и приучается отличать пение одной птички от другой, узнавать звук,, издаваемый при ударе тем или другим металлом, кам­нем, стук подъезжающего экипажа. Если воспитатель­ница может играть на каком-нибудь музыкальном инст­рументе и обладает, хотя бы небольшим голосом и музыкальным слухом, пусть напевает и наигрывает сво­ему ребенку несложные арии и песенки. Несомненно, ребенок долго не будет понимать ни слов песни, ни зву­ков мелодии, но, постоянно прислушиваясь к гармони­ческим звукам музыкального инструмента и человеческого голоса, он, по привычке к мелодичным звукам и из подражательности, этой характерной черты детской при­роды, сам начнет подтягивать своим детским голосом песенку или мелодию, что в высшей степени развивает слух ребенка, а вместе с тем и его эстетическое чувство, и пробуждает в нем любовь к музыке. Для развития слу­ха полезно также приучать ребенка слушать пение, игру на музыкальном инструменте, разговор, чтение (разуме­ется, когда это делается уже доступным его возрасту), и притом постепенно все на более далеком от него расстоя­нии: таким образом слух будет напрягаться, а вместе с -тем и упражняться. Во время серьезных детских заболе­ваний, особенно в случаях сыпных болезней, а также тифа, дифтерита и ангины, горло часто бывает поражено, а так как оно находится в тесной связи с слуховыми органами, то в таких случаях мать должна наблюдать, не пострадал ли слух ребенка. Следует обращать внимание и на час­тые насморки, – они очень вредно отзываются на слу­хе, так как слуховые органы находятся в тесной связи не только с горлом, но с носовой полостью. Упражне­ние слуха имеет громадное значение и потому, что оно в то же время служит упражнением внимания, кото­рое играет такую важную роль в развитии ребенка. За­мечено, что невнимательные, поверхностные и черес­чур рассеянные дети нередко в то же время и слышат плохо. Уже в раннем детстве надо обращать внимание на то, чтобы дети не коверкали слов, – воспитатель должен ясно и отчетливо повторить названия предме­тов, произнесенные ребенком неправильно. Но при этом он всегда должен иметь в виду, что ребенок не может сразу повторять за ним вполне правильно, что заставляет ребенка долго слушать и прислушиваться следует весьма осторожно, чтобы не переутомить вни­мания и слух маленького существа. <...>

В области осязания известные навыки имеют ог­ромное значение. <...> Физический уход за органом осязания сводится преимущественно к уходу за кожею. Главная обязанность при этом – соблюдение чистоты и развитие приспособляемости кожи к перенесению перемен температуры. Для этого необходимо, чтобы теплая вода, в которой купают ребенка, и вначале со­греваемая одежда, в которую его одевают после купа­нья в первое время его жизни, употреблялись все бо­лее холодными, температура комнаты, в которой он живет, становилась бы все более умеренною, но все это с соблюдением большой постепенности.

Задача воспитателя в области осязания – напра­вить и обновить жизнь ребенка и его физические уп­ражнения таким образом, чтобы сделать его организм выносливым к разнообразным переменам температуры, к жаре и холоду, чтобы ребенок мог поменьше испыты­вать последствий простуды, получил бы в конце концов возможность гулять во всякую погоду, мог бы жить в разных климатах. Что же касается кожи, то нужно иметь в виду сделать ее менее чувствительною, менее раздра­жительною и более выносливою. Физически закален­ный человек впоследствии будет упорнее сопротивлять­ся житейским невзгодам и лишениям... <...> Не следует оставлять втуне развитие этого органа. Ребенку следует давать ощупывать каждую игрушку, каждый предмет, который он видит и берет в руки; затем пусть он, не глядя на предмет, лишь по осязанию, определяет его форму, величину, твердость, эластичность, степень гладкости и шероховатости. Также не глядя, пусть называет он вам, что вы дали ему в руки: металл, дерево, камень, резину, кость, стекло, рог, шерстяной, бархатный, бумажный или льняной обрезок материи, предмет влажный, сухой или мокрый, лакированный или шершавый.

Пусть ребенок дает также, но, конечно, самое эле­ментарное, определение степени плотности предмета, холода и тепла. От времени до времени вводите его в темную комнату; пусть сначала с вашею помощью, а затем и самостоятельно, но с известными предосторож­ностями дотрагивается до столов, стульев, посуды и всех находящихся в комнате предметов; при этом он должен называть, что попало ему под руку, почему он так дума­ет, что это то, а не другое.

Но такие беседы отнюдь не должны носить характера формальных упражнений, особенно для детей 7 – 8-летнего возраста. Пусть дитя от времени до времени, закрывши глазки или повязав их легким платком, отгадает, что вы дали ему в руки. Это отгадывание предметов с зажмуренными или повя­занными платком глазами так нравится детям, что они сами беспрестанно прибегают к этой игре. А какой обильный запас для шуток и смеха предоставит темная комната! Между тем такие упражнения не только изощ­ряют осязание, но знакомят ребенка с характерными признаками каждого предмета, волей-неволей застав­ляют составить о нем более ясное и определенное опи­сание предметов, что весьма важно для развития дара слова и выработки элементарных понятий. Вместе с тем исчезает и вредная боязнь темноты. Одним словом, ра­зумным упражнением осязания приобретаются в выс­шей степени благодетельные привычки, имеющие не­маловажное значение в физическом, нравственном и умственном воспитании ребенка.

Велико значение привычки при развитии вкуса и обоняния, этих низших органов в области наших чувств. При неблагоразумном воспитании привычек в этой об­ласти они ведут к вредным последствиям: к неумерен­ности в пищи и к обжорству, что не только вредно от­зывается на здоровье, но и ослабляет волю, приучает к невоздержанности, результатом чего, в конце концов, является пьянство, преждевременное развитие чув­ственности, стремление к удовольствиям низкого харак­тера. Эти пороки быстро развиваются и совершенно по­рабощают духовную жизнь человека, подавляя высшие, благороднейшие стремления ума и сердца. <...> При уп­ражнении ребенок научается не только различать, но и вполне правильно определять горькое, сладкое, соленое и другие вкусовые ощущения. Точно так же, нюхая цве­ты во время прогулки, он по одному запаху сумеет на­звать те из них, которые он встречает наиболее часто.

Таким образом, фактами, вполне подтвержденными наукою, доказано, что органы внешних чувств имеют громадное, неотразимое влияние на физическое, нрав­ственное и умственное воспитание детей. Из этого ес­тественно вытекает, что правильное их развитие – одна из важнейших задач воспитания.

Развитие же их мы считаем правильным лишь тогда, когда обращено оди­наковое внимание, как на физическое, так и на интел­лектуальное воспитание. <...>

Ребенка следует неослабно, систематически при­учать к порядку, ежедневно наблюдая за тем, чтобы каждая вещь, каждая игрушка были убраны на место в известное время следует не только мыть его руки и лицо, но и приучать его, чтобы постепенно он делал это самостоятельно, чувствовал неудобство от нечис­топлотности. Аккуратность, любовь к порядку и чис­тоте и другие подобные качества, столь необходимые в обыденной жизни, – результат добропорядочных привычек, усвоенных в детстве. Ребенка, не приучен­ного в детстве к аккуратности, вы можете тотчас за­метить. Он не только является неряшливо одетым, за­бывает дома то книги, то тетради, но и в школе, начав писать, пачкает чернилами лицо и руки, вытирая дос- ку, измажется мелом, и если не обратят внимания другие, у него не явится самостоятельной потребно­сти вымыться, вычистить свое платье. Приучать к чистоплотности следует очень рано: вытирая или умы­вая после еды, его постепенно следует приучать к тому, чтобы он делал это самостоятельно. После 3 – 4-х лет его необходимо приучать самому одеваться и раздеваться, аккуратно и в порядке складывать свои вещи. Дети, от которых требовали и за которыми тща­тельно наблюдали первое время, чтобы они умывались не только утром, но и перед едой и после нее, к 6 – 7 летам будут чувствовать непреодолимую потреб­ность держать лицо и руки в чистоте; так же приоб­ретаются и все остальные привычки.

Аккуратности в обыденной жизни дети достигают более всего тогда, когда в детстве требовали от них, чтобы они самостоятельно убирали свои игрушки, вещи, книги. Горничные и няньки лишь в самых редких слу­чаях могут приучить ребенка к этому: им несравненно легче и удобнее самим привести в порядок детские игрушки, чем добиться того же от ребенка. Но для усвоения и этой привычки точно также нужно соблю­дать постепенность, иметь такт и сноровку.

Сначала следует убирать вещи сообща с ребенком, затем более трудную часть работы по уборке выполнять самому, заинтересовывая его хотя бы тем, как удобнее распо­ложить вещи так, чтобы они занимали меньше места и сложены были наиболее удобно и красиво. Затем уже следует всю уборку сдать на руки ребенка, постоянно приглядывая, выполняет ли он эту обязанность.

Привычка к труду имеет огромное влияние на все стороны физического, умственного и нравственного развития дитяти, влияет на всю последующую жизнь и деятельность. Большая часть шалостей дурного свой­ства – непослушание, рассеянность, капризы –про­исходят от безделья, от слишком большого накопления сил, нуждающихся в исходе. Эти силы, постоянно на­копляясь и не находя употребления, производят беспо­койство и ищут применения. У детей такое состояние проявляется дурными проказами, непозволительными шалостями, драчливостью, забиячеством, порчею не­обходимых в доме вещей. <...>

Привычка к праздности и лени – вреднейшая антисоциальная склонность. Воспитатели и учителя никогда не должны упускать этого из виду во весь продолжительный период воспитания человека. <...> Приученный к труду ребенок будет несравненно ус­пешнее заниматься в школе, которая в свою очередь представит ему новый материал для развития усид­чивости и трудолюбия. Если ребенка, приученного к труду до школьного возраста, не удовлетворит тот или другой учитель, он добудет себе книги, чтобы расши­рить свои знания, чтобы основательнее усвоить пред­мет, но ни в каком случае не будет сидеть сложа руки. Склонность к труду вообще следует развивать и под­держивать не только в детстве, но и в продолжение всего периода воспитания и образования человека. <...>

Однако не только для здоровья, но и для умствен­ного развития ребенка вредно, если его вкусы, склон­ности и привычки исключительно направлены к труду в сфере умственной. Такое одностороннее развитие рано или поздно дает себя чувствовать. Воспитание можно назвать разумным только тогда, когда оно на­правлено сообразно с природою человека, то есть ког­да физические, моральные и интеллектуальные силы ребенка развиваются равномерно. <...>

Физический труд, которому следует приучать с раннего детства, должен сделаться потребностью орга-

низма и точно так же, как и умственный труд, достав­лять маленьким детям радость и удовольствие. Для этого необходимо приучать ребенка копать в огороде гряд­ки, сажать цветы и растения, поливать их, выпалывать ненужную траву, устраивать загородки для ухода и приручения зверьков, делать печки в пригорках, обкла­дывать их кирпичами и камнями, в которых можно было бы иногда вскипятить молоко, сварить яйца, спечь кар­тофель. Какое удовольствие ребенку позавтракать картофелем и яйцами, приготовленными им в сложен­ной им печке! <...> Но какие бы занятия вы ни пред­лагали ребенку, его постепенно следует приучать об­ходиться без чужой помощи и помогать родителям в обыденной жизни, но, конечно, так, чтобы труд ребен­ка не обременял его непосильною тяжестью. Все со­временные психиатры считают физический труд самым действенным средством для искоренения наклонности к душевным заболеваниям. К тому же дитя, с раннего возраста занимаясь физическим тру­дом, несомненно, будет с большим интересом относить­ся к простому люду и к его труду вообще. <...>

В области моральной путем привычки можно тоже развить много хороших качеств. Послушание, имею­щее громадное воспитательное значение, не что иное, как результат навыков, известным образом направлен­ных с раннего детства. Уменье приучать детей к по­слушанию – первое звено в беспрерывной цепи вли­яний, воспитывающих волю и характер. Только уменье подчинить волю ребенка свой воле дает возможность матери так или иначе действовать на него. Без этого уменья, без этой выдержки, без этой способности вос­питателя никакое воспитание немыслимо, и много вреда, много горя предстоит испытать самому питом­цу и в детстве, и в зрелом возрасте, если он не был приучен к послушанию, много страха и беспокойства причинит он своим близким; матери же придется про­лить много горьких слез из-за его своеволия, требова­тельности, самодурства, эгоизма, иногда далее пороч­ности, прямо вытекающей из недостатка послушания ребенка в детстве. Как бы страстно ни любила мать своего ребенка, сколько бы жертв ни приносила она ради его образования, он даже в зрелом возрасте, будучи развитым и образованным человеком, не сумеет их достаточно оценить, не будет питать к ней нежно­сти, если только в детстве он не был приучен к стро­гому воспитанию. <...>

Отнюдь не будучи сторонницей какой бы то ни было дрессировки, ни защитницею рабской покорности, я тем не менее считаю дисциплину крайне необходимою в воспитании, и особенно при развитии послушания. Пока дети не подросли, поступки их неразумны и неосмыс­ленны, они действуют часто под впечатлением минуты, по внушению своих неустановившихся инстинктов. Родители должны направить это во всех отношениях еще не окрепшее существо к здоровой, разумной и полезной жизни. Воспитание немыслимо без дисциплины также, как выполнение приказания, если оно непос­ледовательно и противоречиво. Но дисциплина, особен­но относительно маленьких детей, не должна быть для них непосильною и ненавистною; если она засушивает сердце детей, подавляет их в каком-нибудь отношении, стесняет проявление их живости, резвости, экспансив­ности, – она никуда не годится. Чтобы дисциплина не угнетала детей, она не должна быть обременительною, формальною, казенною и сухою. Если рука об руку с дисциплиною родители окружают жизнь своих детей постоянными попечениями, нежною заботливостью, ласкою, любовью, дети, подрастая и становясь развитее и разумнее, не будут чувствовать ни тяжести, ни неудоб­ства от необходимости для них дисциплины. Но дис­циплина без любви, ласки и нежной заботы делает де­тей рабами и хитрецами, которые в глазах выполняют требования родителей, а за их спиною ведут себя са­мым предосудительным образом. <...>

Для более успешного навыка ребенка к послуша­нию необходимо, чтобы требования, приказания и зап­рещения были последовательными, то есть безуслов­но запрещенное никогда не должно быть допускаемо при одинаковых обстоятельствах. Это правило необ­ходимо соблюдать в полной неприкосновенности. От­ступая от него, хотя по временам, родители не имеют ни малейшего нравственного права оправдывать себя чем бы то ни стало: ни своею слабостью, ни приста­ваниями ребенка, ни недостатком времени, ни своею нежностью и любовью к нему. Не вполне серьезное и строгое отношение к этому правилу подрывает родительский авторитет и развивает в характере ребенка хитрость, фальшь, актерство, неискренность.

Подме­тил ребенок, что вы отменили неприятное для него ре­шение вследствие его нежности к вам, и он удваивает ее; если причиною этому послужили его слезы, он по­старается пролить их целые потоки, а пока не научил­ся проливать слезы, когда они сами не текут, он будет в это время закрывать лицо ладонями рук, всхлипывая и искусственно придавая плаксивость голосу.

Чтобы предохранить себя от перерешений и усту­пок, мать должна следить, чтобы ребенок без пререка­ний, споров и рассуждений немедленно выполнял все ее требования. Я уже не делаю оценки той торговли, кото­рая при этом зачастую происходит в некоторых семьях между матерью и ребенком: «Уйди из моей комнаты!» – «Не хочу». – «Пожалуйста, уйди, я тебе конфетку или копеечку дам». – Это настолько возмущает душу и уни­жает человеческое достоинство и воспитателя и воспи­тываемого, что вред такого отношения к детям очевиден для каждого мало-мальски нравственно развитого чело­века. Приказание или запрещение никогда не должно превращаться в просьбу. «Просьба матери, – говорит г-жа Неккер, – извращает естественное отношение и меняет роли. Слыша постоянно умаливания и упрашива­ния, дети начинают думать, что, выполняя требования родителей, они всякий раз оказывают им милость; они оказываются к ним снисходительными, а мы относительно их – неблагодарными».

Обыденная жизнь предоставляет много случаев запрещать ребенку то одно, то другое, но очень вредно щедро расточать запрещения, требования и приказа­ния. Чтобы развить послушание, ребенка не следует обременять непосильными требованиями, иначе он не вынесет их тяжести и попробует стряхнуть иго со сво­их плеч, а раз он примется за такие эксперименты, то, чтобы возвратить его к послушанию, многие родители прибегают к крутым мерам, что не только крайне вред­но, но после чего начинаются обыкновенно настоящие трагедии в семейной жизни. Из массы того, что следо­вало бы запретить ребенку, и что нужно требовать от него, следует выбирать лишь самое существенное.

Запрещая или требуя, следует избегать страстности, запальчивости и вспыльчивости.

Тон, которым вы даете приказание, не должен быть ни грубым; ни резким, ни повелительным, ни жестким, но, как всегда, ласко­вым, покойным, ровным и решительным, не допускаю­щим ни возражения, ни сопротивления. Развитие послу­шания приносит не только благотворные результаты при последующем воспитании ребенка, но, что очень важно, избавляет родителей от необходимости подвергать его каким бы то ни было наказаниям, которых воспитатель не должен допускать ни под каким видом. <...>

 

 

Глава XII. Воспитание ума

 

Странные понятия сложились у нас, даже в ин­теллигентной среде, об умственном развитии дитяти дош­кольного возраста! В то время когда элементарные поня­тия о гигиене и о физическом уходе за детьми более или менее вошли в плоть и кровь образованных людей рус­ского общества, необходимость умственного развития детей дошкольного возраста или совершенно отрицает­ся, или каждый ведет его, как кому Бог на душу положит.

– Ах, какой он понятливый! представьте, сегод­ня... – говорит мать каждому гостю, и при этом начи­нается исчисление всех премудростей дитяти. «Смот­рите, не переучите», – глубокомысленно замечают. И в силу того, что детей можно переучить, переутомить, их совсем не развивают, хотя развитие и переучива­ние ничего общего между собой не имеют. И никому не приходит при этом в голову, что ведь и перекормить можно, но всякий знает, что нельзя же из-за этого вовсе не кормить ребенка. Переутомление мозга дей­ствительно гибельно отражается на здоровье ребенка, но также гибельно может отразиться во всех сферах будущей деятельности человека отсутствие умственно­го развития в детстве. Да, наконец, почему же умствен­ное развитие маленьких детей заслуживает со сторо­ны воспитателей меньшего внимания, чем физический уход? Неужели духовная жизнь дитяти менее важна, чем его физическое благосостояние?

Что же следует подразумевать под умственным развитием дитяти? Дать разумное и соответственное возрасту содержание жизни – значит дать правиль­ное, соответственное возрасту умс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...