Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодинамическая сфера личности




Э. Экстраверсия – интроверсия.

Средние оценки (44 балла). В равной степени обращает внимание, как на внешний мир, так и на свои собственные мысли и чувства. В меру замкнут, в меру общителен. С другими людьми вступает в контакт без труда. В меру инициативен, нормальная социальная адаптация в коллективе.

Тр. Низкая – высокая тревожность.

Средние оценки (46 баллов). В меру эмоционально уравновешенный и спокойный. Адекватно реагирует на эмоциональные раздражители. Умеренно тревожный, в меру беспокоится и переживает за важные для него дела.

Р. Пластичность – ригидность.

Низкие оценки (2 балла). Пластичный. Может достаточно легко перестроиться и приспособиться к изменённым условиям среды, жизни и новой деятельности. Достаточно легко может переключится с одного дела на другое.

Смешанный тип темперамента, близкий к холерическому, характеризуется тем, что в его поведении представлены реакции, присущие различным другим «чистым» типам темперамента. Соотношение этих реакций определяется в большей степени ситуативными факторами: состоянием здоровья, сложившейся ситуацией, поведением других людей и т.д. высокая адаптивность к сложившимся обстоятельствам – несомненное достоинство лиц со смешанным темпераментом.

 

Холерик
Сангвиник
Меланхолик
Флегматик

 

Вывод: Испытуемый — довольно замкнутый человек. В общении с людьми он придерживается той меры социальной активности, которая принята в макросреде, в данном кругу, обществе. Количество эмоциональных реакций, обычное для большинства людей. Человек уверен в себе, спокойный, в меру дисциплинированный и ответственный. Однако, клиента плохо контролирует свое поведение, ему недостает воли, настойчивости, твердости характера. У испытуемого высокая самооценка. Считает себя способным добиться значительного успеха, занять ведущее положение. Уровень логического мышления и умственных способностей соответствует среднему. Смешанный тип темперамента, близкий к холерическому.

4. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ)

 

Методика адаптирована Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым.

 

Шкалы Сырые баллы Коррекция Т-баллы
L   -  
F   -  
K   -  
       
    -  
    -  
       
    -  
    -  
       
       
       
    -  

 

Шкала L

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Низкий бал (42) по этой шкале свидетельствует о достоверности результатов.

 

Шкала F

Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов.

Умеренное повышение на шкале F (68) при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность.

 

Шкала К

Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых. Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес и для оценки определенных особенностей личности испытуемого.

Лица с очень низким уровнем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делают их легко уязвимыми и порождают неловкость в межличностных отношениях.

Индекс F-K. Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в значительной степени противоположно направлены, разность первичного результата, полученного по этим шкалам, имеет существенное значение для определения установки испытуемого в момент исследования и суждения о достоверности полученного результата.

Интервалы при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оценочных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляют для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. В данном случае у обследуемого мужчины индекс равен -3, следовательно, результаты могут считаться достоверными.

 

Вторая шкала. Тревога и депрессивные тенденции.

Рассмотрение клинических шкал теста целесообразно начать со второй шкалы, поскольку она в наибольшей мере отражает выраженность тревоги. Тревога, возникая как субъективное отражение нарушенного психовегетативного (нейро-вегетативного, нейро-гуморального) равновесия, служит наиболее интимным механизмом психического стресса и лежит в основе большей части психопатологических проявлений.

Снижение профиля навторой шкале обычно характерно для лиц с низким уровнем тревоги, активных, общительных, испытывающих ощущение своей значимости, силы, энергии и бодрости.

Первая шкала. Соматизация тревоги

При относительно небольших подъемах профиля на первой шкале обнаруживается склонность к жалобам на свое здоровье.

 

Третья шкала. Вытеснение факторов, вызывающих тревогу

Включенные в третью шкалу 60 утверждений сформулированы в несколько неопределенной форме, оставляющей широкие возможности индивидуальной интерпретации. Эти утверждения могут быть разделены на две основные группы. В первую группу входят утверждения, отражающие склонность субъекта предъявлять соматические жалобы, во вторую - утверждения, выявляющие тенденцию отрицать эмоциональные затруднения и напряженность в межличностных контактах. К первой группе относятся, например, утверждения: “Часто у Вас бывает чувство, как будто голова связана повязкой или обручем”, “Вам случалось падать в обморок” (типичный ответ “верно”), ко второй-“Часто Вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены”, “Иногда Вам хочется выругаться” (типичный ответ “неверно”). Таким образом, существенное повышение профиля по третьей шкале предполагает сочетание стремления подчеркивать соматическое неблагополучие тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации. Это характерно для лиц с более или менее выраженными истерическими явлениями.

Описываемый механизм не способствует успешной адаптации, вхождению в новую социальную среду и деятельность, требующую широких и относительно коротких контактов с разными людьми, так как вытеснение уменьшает или исключает воздействие на субъекта возможных отрицательных сигналов окружения, обеспечивая таким образом высокую степень свободы поведения. Высокая способность к вытеснению, позволяющая эффективно устранять тревогу, в то же время затрудняет формирование достаточно устойчивого поведения, поскольку происходит вытеснение из сознания восприятий и представлений, существенных для эффективного взаимодействия окружающими, но несоответствующих возникающим в данный момент побуждениям и желаемой ситуации. При большой выраженности этой способности из сознания вытесняется все не соответствующее сиюминутной ситуации и роли, в связи с чем отмечается постоянное возникновение новых ролей, задач и оценок. Люди этого типа не обладают достаточно развитым внутренним миром. Их переживания ориентированы на внешнего наблюдателя.

Четвертая шкала. Реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении

Если актуализированные потребности и связанное с ними эмоциональное напряжение находят у испытуемого непосредственное отражение в поведении, минуя систему установок, отношений и социальных ролей, без учета социальной и этической нормы, то в профиле методики многостороннего исследования личности это обычно отражается появлением пика на четвертой шкале. Что и наблюдается у испытуемого.

У испытуемого профиль определяется пиком на четвертой шкале, такие люди обычно характеризуются пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям. Это пренебрежение выражается более или менее пассивно. Протест против принятых норм ограничивается семьей и ближайшим несемейным окружением.

У испытуемого наблюдается неспособность организовывать поведение в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями, что делает его поведение плохо предсказуемым. С этим же обстоятельством, по-видимому, связано его неумение планировать будущие поступки и пренебрежение последствиями своих действий. Недостаточная способность извлекать пользу из опыта приводит его к повторным конфликтам с окружающими. Часто повышенная самооценка позволяет рационализировать асоциальное поведение посредством провозглашения необязательности для лиц его уровня обязательных для остальных правил.

Непосредственная реализация возникающих побуждений и недостаточность прогнозирования приводят к отсутствию у испытуемого тревоги и страха перед потенциальным наказанием. Ситуационные затруднения, которые не повлекли за собой тяжелых последствий, также не вызывают тревоги или депрессии. Реальное наказание, если оно достаточно значимо (в частности, лишение свободы), может обусловливать депрессивные или агрессивные реакции, провоцируемые не ситуацией в целом, а самим фактом наказания.

В межличностных отношениях (даже наиболее интимных) лица описываемого типа отличаются поверхностными и нестойкими контактами. У них редко возникает чувство глубокой привязанности. Они могут быть приятны в кратковременном общении, но при длительном знакомстве обычно обнаруживается ненадежность этих личностей.

Если пик профиля на четвертой шкале обнаруживается у молодых людей, он может уменьшаться или исчезать с возрастом.

Сочетание с ранее рассмотренными шкалами. Снижение профиля на второй шкале при пике профиля на четвертой прогностически неблагоприятно, так как указывает на отсутствие тревоги в связи с асоциальной тенденцией и соответственно на отсутствие мотиваций, направленных на изменение этой тенденции.

Пятая шкала. Выраженность мужских и женских черт характера

Явное снижения профиля на этой шкале свидетельствует о высоком уровне идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины или женщины.

Главным образом идентификация выражается в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессиональных устремлениях. Утверждения, прямо касающиеся сексуальной сферы, не играют в шкале существенной роли.

Снижение профиля на пятой шкале у мужчин говорит, таким образом, о большей избирательности и ограниченности круга интересов, предприимчивости, более выраженном стремлении к преодолению препятствий, меньшей чувствительности к эстетическим тонкостям и оттенкам человеческих отношений. Резкое снижение профиля на пятой шкале свидетельствует о доминантности и склонности к соперничеству в межличностных отношениях. Лица с таким типом профиля могут демонстрировать нарочито мужественный стиль жизни, характеризующийсядемонстрацией силы, выносливости, пренебрежения к мелочам. Отсутствие выраженной склонности к рефлексии, к анализу оттенков своего поведения у них связано с ощущением несущественности этих оттенков.

Шестая шкала. Ригидность аффекта

Умеренный пик профиля на шестой шкале обычно указывает на аффективную ригидность испытуемого, склонность к подозрительности, тенденцию к настороженному обдумыванию действий других людей, на вероятность более или менее выраженных межличностных конфликтов. Поведение клиента в значительной мере является ответом на действия окружающих, воспринимаемые аффективно как ущемляющие личность, и сопровождается склонностью относить собственные трудности за счет чужих недостатков, некомпетентного, недобросовестного или недоброжелательного отношения, переносить на окружающих в процессе проекции собственные отрицательные качества или тенденции, несовместимые с концепцией своего Я. Эти качества могут обусловливать злопамятность и легкое возникновение враждебных реакций.

Сочетание с ранее рассмотренными шкалами. При сочетании пиков на шестой и четвертой шкалах склонность к асоциальному поведению, характерная для лиц, профиль которых определяется пиком на четвертой шкале, возрастает за счет сочетания пренебрежения морально-этическими нормами, обычаями, правилами, запретами со способностью к стойкой реализации этой тенденции. В связи с этим еще более, возрастают трудности социальной адаптации и уменьшается эффективность корригирующих мероприятий. Чем выше шестая шкала по отношению к четвертой, тем больше некорригируемые асоциальные проявления сменяются стойкой недоброжелательностью к окружающим. Личности с профилем подобного типа, как правило, отличаются угрюмостью или дисфорически-злобным аффектом, склонностью к упорным возражениям и в этой связи трудны и неприятны в общении. При большой выраженности описываемого сочетания пиков и высокой активности (выраженное повышение на девятой шкале) можно опасаться вспышек агрессивности.

Открытые проявления нетерпимости, враждебности, подозрительности у лиц, профиль которых определяется пиком на шестой шкале, будут при прочих равных условиях тем более выражены, чем более выражены у испытуемого мужские характерологические черты (снижение уровня профиля на пятой шкале у мужчин и повышение его у женщин).

 

Седьмая шкала. Фиксация тревоги и ограничительное поведение

Лица с низким уровнем профиля на седьмой шкале обычно отличаются решительностью, гибкостью поведения и низким уровнем тревожности, в связи с чем для них характерна уверенность при необходимости принимать решения.

 

 

Восьмая шкала. Аутизация

При умеренно выраженном пике профиля на восьмой шкале своеобразие восприятия и логики может сопровождаться трудностями в коммуникации с окружающими. Эти трудности выступают и в невербальных, и в вербальных контактах. В невербальных контактах затруднения коммуникации связаны с недостаточно адекватной мимикой, нередко моторной скованностью или дискордантностью. В вербальных контактах эти затруднения проявляются, в частности, в том, что, хотя высказывания лиц такого типа логичны и правильно построены грамматически, у окружающих они могут создавать впечатление двусмысленности или недостаточной понятности их. Склонность к неопределенным и расплывчатым формулировкам в значительной мере связана и с тем обстоятельством, что получение четкого представления о хорошо структурированной социальной ситуации, вторжение очерченных социальных стимулов во внутренний мир у лиц рассматриваемого типа могут выступать как источник тревоги, напряженности, длительных отрицательных эмоций. Нарушение социальной коммуникации может приводить к отсутствию четкого представления о том, как должно вести себя в той или иной ситуации, чего именно ожидают окружающие. Своеобразие мышления может быть обусловлено, в частности, утратой возможности контролировать понятность и принятость своих суждений в результате уже отмеченного нарушения социальной коммуникации. В то же время многие из этих лиц обнаруживают большие способности к построению коммуникаций, в которых используются символы, подчиняющиеся изначально заданной жесткой системе правил (например, правила оперирования математическими символами).

Девятая шкала. Отрицание тревоги, гипоманиакальные тенденции

В тех случаях, когда основным способом устранения фрустрирующих стимулов служит отрицание каких-либо затруднений, тревоги, своей и чужой вины (импунитивные реакции), то профиль методики многостороннего исследования личности обычно характеризуется пиком на девятой шкале. Тенденция отрицать тревогу выражается обычно отсутствием спонтанных упоминаний о каких-либо трудностях, которые могут ее вызывать, выражением пренебрежения к трудностям, о которых упоминает исследователь, декларируемым оптимизмом.

У лиц с выраженным пиком профиля на девятой шкале поведение может становиться неадаптивным в связи с чрезмерно и плохо направленной активностью, эмоциональным возбуждением, раздражительностью, обидчивостью и недостаточной сдержанностью. Деятельность в этих случаях может оказываться неэффективнойв связи с тем, что она не доводится до конца из-за переключения внимания на другие объекты, либо в связи с тем, что преувеличение своих возможностей позволяет планировать ее на заведомо нереальные сроки.

Сочетание с ранее рассмотренными шкалами. Пик на девятой шкале и снижение на второй и седьмой шкале сочетаются с понижением профиля на шкале К обычно отражает склонность критически оценивать окружающих и подозрительно относиться к их мотивам, то активность и высокая самооценка реализуются в стремлении возвысится над окружающими путем соперничества, продемонстрировать свою силу и (или) подчеркнуть слабость других людей. У мужчин такая тенденция может реализоваться путем демонстрации возможностей, обеспечиваемых физическим превосходством, у женщин проявляться в стремлении подчеркнуть свою внешнюю привлекательность. Лица этого типа испытывают ощущение угрозы, если попадают в ситуацию, где не могут вызывать зависть и демонстрировать свое превосходство, и особенно если при этом от них требуется выражение или признание зависимости.

Высокая активность, постоянное стремление к действию в сочетании с тревожностью могут выражаться в подъемах профиля на седьмой и девятой шкалах. Высокая активность, отражающаяся в подъеме профиля на девятой шкале, обусловливает легкость совершения тех или иных поступков, часто недостаточно продуманных, а высокая тревожность, отражающаяся в подъеме профиля на седьмой шкале, приводит к последующему тщательному анализу своих действий, постоянным сомнениям в правильности уже совершенного. У этих лиц легко возникает чувство вины и сожаления в связи с уже минувшей ситуацией, но это не изменяет их поведения в будущем. В экстремальных условиях это может приводить к хаотическому поведению.

Нулевая шкала. Социальные контакты

Снижение уровня профиля на нулевой шкале отражает стремление к межличностным контактам и интерес к людям. Испытуемые с таким типом профиля общительны, эмоционально отзывчивы, у них хорошо развиты навыки общения. Лица этого типа охотно принимают на себя общественные обязанности, имеют большое количество межличностных контактов в различных сферах и испытывают от осуществления этих контактов большое удовлетворение. Если профиль на нулевой шкале резко снижен, то обычно это свидетельствует о наличии настолько большого числа контактов, что их осуществление неизбежно сопровождается мимолетностью и поверхностностью общения.

Сочетание с ранее рассмотренными шкалами. Снижение уровня профиля на нулевой шкале может быть связано также с тенденцией к самоутверждению, повышению своей значимости в глазах окружающих, доминированию. В этом случае наряду со снижением профиля по нулевой шкале обычно отмечается его повышение на шестой. Уровень профиля нередко повышен и на девятой шкале, но в отличие от ранее рассмотренного типа отмечаются низкие показатели по шкале К. Лица с таким характером профиля отличаются независимостью, упорством в достижении цели, склонностью руководить окружающими (особенно нижестоящими) и критически относиться к получаемым указаниям и господствующим авторитетам. Принципы, которыми они руководствуются, могут быть достаточно прочными, но обычно это принципы не конвенциально обусловленные, а формирующиеся на основе личного опыта.

Если увеличение социальной экстраверсии связано с ориентировкой на внешнюю оценку, постоянной потребностью в поддержке со стороны группы, членом которой ощущает себя испытуемый, то снижение профиля на нулевой шкале обычно сочетается с повышением его на третьей.

 

Вывод: испытуемый имеет низкий уровень тревоги, активный, общительный, часто жалуется на свое здоровье. При вхождении в новую социальную среду может успешно адаптироваться. Клиент может пренебрегать к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям. Отличается большой избирательностью и ограниченностью круга интересов. Склонен к подозрительности, тенденции к настороженному обдумыванию действий других людей. Отличается решительностью, гибкостью поведения и низким уровнем тревожности. Своеобразие восприятия и логики может сопровождаться трудностями в коммуникации с окружающими. Стремится к межличностным контактам и проявляет интерес к людям. Общителен, эмоционально отзывчив.

III Интеллектуальная сфера:

5. Краткий отборочный тест (КОТ)

 

Величина показателя Ип Уровень общих умственных способностей
13 и меньше низкий
14-18 ниже среднего
19-24 средний
25-29 выше среднего
30 и больше высокий

 

При величине показателя Ип = 17, уровень общих умственных способностей следует считать ниже среднего.

 

1 Способность обобщения и анализа материала

Сделано всего 2 задания, из них 1 верно. При выполнении заданий на пословицы испытуемый не смог полностью абстрагироваться от конкретной фразы, перейти в область интерпретаций смыслов и найти в этой области пересечения смыслов, а затем возвратиться к конкретным фразам.

Рекомендации. Чтение книг, крылатых выражений. Изучение пословиц, поговорок. Решение лингвистических задач.

2. Гибкость мышления

Сделано всего 5 заданий, из них 4 верно. Ассоциации не хаотичные. Мышление гибкое.

3. Инертность мышления и переключаемость - это важные характеристики общих способностей к обучаемости. Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Показатель низкий. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Рекомендации. Чтение словарей.

4. Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость

Высокое значение - устойчивость, низкое значение - отвлекаемость.
Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу.
Ряд заданий теста снижает показатель теста у людей, склонных к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания 24, 27, 31, 46).
Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу. Выполнено 1 задание. Выполнено неверно. Показатель низкий.

Рекомендации. Решение математических задач.

5. Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания

определяются заданиями №8 и 13. Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п. Верно выполнено 1 задание. Распределение и концентрация внимания находятся в норме.

6. Употребление языка, грамотность

может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком. Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита). Выполнено 8 заданий, 7 из них верно. У испытуемого высокий показатель грамотности, широкий словарный запас.

7. Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Одни испытуемые решают все задачи подряд. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Определение легкости решения очень индивидуально. Испытуемый решал все задания подряд, не выбирая более легкие, что указывает на то, что у него нет оптимальной стратегии поведения.

8. Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве. Испытуемый решил всего одну такую задачу. Решил верно. Концентрация внимания в норме.

 

Вывод: у испытуемого средне выражены способности обобщения и анализа материала, ассоциации не хаотичные. Инертность мышления и переключаемость — низкие. Высокая отвлекаемость. Распределение и концентрация внимания находятся в норме. У испытуемого высокий показатель грамотности, широкий словарный запас. Нет оптимальной стратегии решения задач.

 

IV Эмоциональная сфера:

7. Тест «Несуществующее животное» (РНЖ)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...