Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис)




Средние показатели здесь означают, что человек в различных ситуациях будет считать себя, либо своего партнера ответственным за события семейной жизни.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)

Средний показатель свидетельствует о том, что испытуемый иногда считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении, а иногда считает более значимыми внешние обстоятельства - руководство, товарищи по работе, везение - невезение.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им)

Средний показатель свидетельствует о том, что клиент в большинстве случаев считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. И редко не считает себя способным активно формировать свой круг общения.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)

Средние показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый чаще считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Редко считает себя ответственным за свое здоровье.

Вывод: По всем шкалам испытуемый имеет средние показатели интернальности. Это свидетельствует о том, что в зависимости от ситуации у клиента может проявляться как интернальность, так и экстернальность.

 

9. Оценка уровня притязаний

Уровень притязаний относится к характеристикам личности, связанным с достижением цели. Уровень притязаний определяется уровнем выбираемой цели.

В результате измерения уровня притязаний выяснилось:

- У клиента высокий уровень притязаний

- У испытуемого устойчивый уровень притязаний, так как несмотря ни на что, клиент пытался выполнять в основном задания высокого уровня

- Неадекватный уровень притязаний, так как клиент после решения карточек 12 уровня сложности брал карточки 11 уровня, затем 10, несмотря на то, что не мог их решить.

Уровень притязаний = 1+2+12+12+12+11+11+11+10+10+10+9 = 111:12=9баллов, следовательно, у испытуемого высокий уровень притязаний.

Вывод: У испытуемого высокий, устойчивый, неадекватный уровень притязаний.

10. Методика Дембо — Рубинштейна

Шкала «Ум» - высокий уровень притязаний, так как клиент считает свои умственные способности средними, но хотел бы добиться высоких результатов. Самооценка адекватная.

Шкала «Характер» - высокий уровень притязаний, так как клиент считает свой характер средне выраженным, но хотел бы иметь более высокие показатели по данной шкале. Самооценка адекватная.

Шкала «Здоровье» - высокий уровень притязаний, так как клиент считает свое здоровье на среднем уровне, но хотел бы иметь высокие показатели по данной шкале. Самооценка адекватная.

Шкала «Счастье» - высокий уровень притязаний, так как клиент считает, что счастье в его жизни пребывает на среднем уровне, но хотел бы иметь более высокие показатели по данной шкале. Самооценка адекватная.

Вывод: Самооценка испытуемого: адекватная, на среднем уровне, устойчивая, что подтверждается повторно проведенной методикой через 2 недели. Это может свидетельствовать об упорстве в достижении поставленных целей.

11. Методика исследования ценностных ориентаций Рокича

 

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

 

Ценности – цели

Место, присвоенное испытуемым Список ценностей Выраженность ценностей в жизни испытуемого в процентах
  Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
  Счастливая семейная жизнь  
  Наличие хороших и верных друзей  
  Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)  
  Творчество (возможность заниматься творчеством)  
  Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)  
  Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)  
  Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)  
  Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)  
  Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)  
  Здоровье (физическое и психическое)  
  Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)  
  Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)  
  Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)  
  Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)  
  Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)  
  Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)  
  Интересная работа  

Самые значимые ценности-цели для испытуемого:

- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком),

- Счастливая семейная жизнь,

- Наличие хороших и верных друзей,

- Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках),

- Творчество (возможность заниматься творчеством).

 

Эти ценности относятся к ценностям личной жизни, некоторые из них можно отнести к абстрактным ценностям (Любовь, Свобода, Творчество).

 

Наиболее реализованные терминальные ценности испытуемого:

- Для испытуемого очень важна такая ценность — цель как любовь. Она почти полностью реализована в его жизни (90%).

- Для клиента очень важна семья и именно поэтому он стремится к реализации в своей жизни такой ценности как Счастливая семейная жизнь (70%).

- Испытуемый ценит своих друзей, поэтому он стремиться реализовать такую ценность как Наличие хороших и верных друзей (70%).

Такие ценности как Свобода и Творчество тоже важны для испытуемого, и он стремиться к их реализации. Такие ценности как Счастье других (10%) и Материально обеспеченная жизнь (27%) в жизни клиента пока что реализованы на низком уровне.

 

Ценности – средства

Место, присвоенное испытуемым Список ценностей Выраженность ценностей в жизни испытуемого в процентах
  Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)  
  Твёрдая воля (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями)  
  Смелость в отстаивании своего мнения  
  Честность (правдивость, искренность)  
  Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)  
  Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)  
  Ответственность (чувство долга, умение держать своё слово)  
  Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)  
  Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)  
  Чуткость (заботливость)  
  Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
  Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)  
  Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)  
  Исполнительность (дисциплинированность)  
  Терпимость (к взглядам и умениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  
  Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, чёткость в ведении дел)  
  Непримиримость к недостаткам в себе и в других  
  Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)  

 

Ценностям — целям частично соответствуют ценности — средства испытуемого. Самые значимые ценности-средства для испытуемого:

- Широта взглядов (умение понять чуждую точку зрения, уважать иные вкусу, обычаи, привычки),

- Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), Смелость в отстаивании своего мнения,

- Честность (правдивость, искренность),

- Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень).

 

Данные ценности — средства испытуемого можно частично отнести к ценностям самоутверждения (Образованность, Смелость в отстаивании своего мнения, Твердая воля), частично к ценностям принятия других людей (Широта взглядов и мнений, Честность).

 

Наиболее реализованные инструментальные ценности испытуемого:

- Самая ярко выраженная почти реализованная ценность — Жизнерадостность (90%);

- У испытуемого достаточно реализована такая ценность как Терпимость (85%);

- Исполнительность (79%) – еще одна высоко реализованная ценность испытуемого;

- Такая ценность как Честность (75%) достаточно реализована в жизни испытуемого.

Ценности — средства, слабо реализованные в жизни испытуемого: Аккуратность (40%), Непримиримость к недостаткам в себе и других (30%).

 

Вывод: У испытуемого на первом месте стоят такие ценности-цели как: Любовь, Счастливая семейная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Свобода и Творчество. Не всем ценностям – целям испытуемого соответствуют его ценности – средства: Широта взглядов, Твердая воля, Смелость в отстаивании своего мнения, Честность, Образованность.

Такая инструментальная ценность как Широта взглядов может помочь испытуемому в осуществлении таких терминальных ценностей как Любовь, Счастливая семейная жизнь и Наличие хороших и верных друзей. Твердая воля в принципе может помочь в осуществлении любых целей, например, занятие творчеством. Смелость в отстаивании своего мнения поможет испытуемому реализовать такую ценность - цель как свобода. Честность поможет клиенту в реализации таких терминальных ценностей как Любовь, Счастливая семейная жизнь, а также Наличие хороших и верных друзей. Такая инструментальная ценность как Образованность поможет испытуемому в реализации главных для него терминальных ценностей.

 

VI Коммуникативная сфера:

12. Незаконченные предложения

 

Метод "незаконченных предложений" применяется в экспериментально-психологической практике давно.

Вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви, включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

 

№ п/п Группы предложений Количество баллов
  Отношение к отцу  
  Отношение к себе  
  Нереализованные возможности  
  Отношение к подчиненным  
  Отношение к будущему  
  Отношение к вышестоящим лицам -1
  Страхи и опасения -4
  Отношение к друзьям  
  Отношение к своему прошлому  
  Отношение к лицам противоположного пола  
  Сексуальные отношения  
  Отношения к семье  
  Отношение к сотрудникам  
  Отношение к матери  
  Чувство вины -1

 

1. Отношение к отцу (3). Хотя отец испытуемого умер, у клиента остались только положительные эмоции к нему.

2. Отношение к себе (1). Клиент достаточно уверен в себе, в своих способностях, возможностях. Своей слабостью считает излишнюю доброту, объясняя это тем, что в отношениях со своей девушкой хотел бы занимать позицию более мужественную, хотел бы быть более настойчивым и жестким, однако не может этого сделать из-за своей доброты.

3. Нереализованные возможности (2). Клиент считает, что он только начинает реализовывать свои возможности и желания. Самое большое желание — быть счастливым, жить в гармонии.

4. Отношение к подчиненным (2). Клиент считает, что если бы он занимал руководящий пост, то он бы заботился о своих подчиненных, а так же получал бы удовлетворение, если бы подчиненные правильно выполняли его распоряжения.

5. Отношение к будущему (5). Испытуемый уверен в своем дальнейшем благополучии, в будущей счастливой семейной жизни.

6. Отношение к вышестоящим лицам (-1). Клиент признает людей, занимающих более высокую должность, чем он умными, мудрыми, а также строгими. Вместе с тем считает, что вышестоящие люди слишком требовательны.

7. Страхи и опасения (-4). У испытуемого наблюдается скрытая боязнь влияния извне, а также повышенная тревожность. Из-за своих опасений и страхов клиент ни раз принимал поспешные решения. Возможны страхи и тревоги, связанные с детством, так как на один из этих вопросов, на который испытуемый затруднялся ответить, я предложила ему вспомнить ситуацию из детства, на что он отреагировал крайне отрицательно, сказав, что на этом мы (видимо, имев в виду психологов) его не поймаем.

8. Отношение к друзьям (2). Испытуемый всегда полагается на своих друзей, однако боится их возможного предательства и лжи.

9. Отношение к своему прошлому (1). У испытуемого наблюдается положительное отношение к своему прошлому, он не хотел бы забывать ничего из своего прошлого.

10. Отношение к лицам противоположного пола (0). Идеалом женщины для испытуемого является его девушка. Однако в их отношениях есть что-то что его не устраивает, например, то, что девушка обижается по пустякам.

11. Сексуальные отношения (1). Клиент считает семейную жизнь весьма привлекательной. Считает свои сексуальные отношения нормальными, однако ему хотелось бы большего.

12. Отношение к семье (5). В своей семье клиент чувствует себя любимым и счастливым. Считает свою семью эталоном и в будущем хотел бы построить свою собственную семью такой же.

13. Отношение к сотрудникам (4). Считает людей, с которыми он работает хорошими и адекватными. Отношения в коллективе строятся на взаимопонимании.

14. Отношение к матери (5). Клиент испытывает теплые чувства по отношению к матери, считает, что она хорошо заботится о нем, так как всё еще считает его ребенком.

15. Чувство вины (-1). Клиент испытывает чувство вины за отдельные поступки, в частности из-за того, что врал своей девушке, однако он не хотел бы забывать свои поступки, считая их жизненным опытом.

Вывод: У испытуемого остались теплые чувства к своему отцу, которого, к сожалению, уже нет в живых. Очень любит свою мать. Отношение к себе, в целом, положительное, испытуемый уверен в себе, уверен, что сможет добиться в жизни определенного успеха. Клиент считает, что он только начал реализовывать свои возможности. Если бы он занимал руководящие пост, то подчиненные обязательно были бы довольны им, а он был бы мудрым и справедливым начальником. Сам считает своего начальника излишне требовательным. Свое будущее испытуемый видит довольно радужно, мечтает о счастливой семейной жизни. Свою семью считает эталоном. Скрытые страхи и тревоги не раз мешали клиенту в его жизни, в принятии какие-либо решений. Испытуемый хотел бы избавиться от чувства вины, которое испытывает из-за вранья, лжи. Клиент положительно относится к своему прошлому. С друзьями у испытуемого хорошие, доверительные отношения. Отношение к лицам противоположного пола – нейтральное. Свои сексуальные отношение испытуемый считает нормальными, хотя не исключено, что они его не до конца устраивают. С людьми в коллективе (на работе, в университете) отношения у испытуемого складываются хорошо.

 

13. Методика свободного самоописания

 

1) Меня зовут Женя. – Идентификация себя со своим именем.

2) Я высокий, с детства мечтал быть высоким, но сейчас хочу быть ниже. – Рост испытуемого достигает 190 см. Возможно скрытые комплексы по поводу роста, этим объясняется небольшая сутулость.

3) Я добрый, наверное, даже слишком. – Клиент считает своей слабостью излишнюю доброту, объясняя это тем, что в отношениях со своей девушкой хотел бы занимать позицию более мужественную, хотел бы быть более настойчивым и жестким, однако не может этого сделать из-за своей доброты.

4) Мне нравится слушать музыку, без музыки не смогу. – Музыка занимает важное место в жизни испытуемого. Во время прослушивания музыкальных произведений, возможно, уходит в себя, уходит от действительности, в этом состоянии может обдумывать значимые для него жизненные ситуации, мечтать, фантазировать.

5) Наверное, хотя не наверное, а точно я люблю разговаривать. – В данном предложении видно сомнение испытуемого. Он пишет, что любит разговаривать. Ему важно, чтобы говорил он сам. Ему важно, чтобы его слушали, хотя сам он слушать людей вряд ли любит, вряд ли умеет это делать. Самовыражение посредством разговора, своей речи.

6) Я стараюсь быть честным, и считаю, что все вокруг должны быть честными, хотя, наверное, это глупо и неправильно. – В этом предложении видно сомнение испытуемого. Для него честность является неоспоримо важной ценностью. Однако он не пишет, что он всегда честен, он лишь старается быть честным и именно это качество он ценит в людях.

7) Я хочу выучить много языков, хотя бы чуть-чуть, пусть не полностью язык, а его малую часть, потому что это интересно. – Потребность в развитии и образованности. Хотя присутствует сомнение в том, что клиент сможет выучить иностранный язык полностью. Испытуемый даже не имеет представления о том, зачем ему это.

8) Я, наверное, любознательный, люблю знать обо всём всё. – Потребность в развитии и образованности. Для испытуемого важно узнавать что-то новое, быть информированным. Хотя и присутствует сомнение в том, что он хотел бы знать многое.

9) Не люблю ждать, это жутко, когда долго ждешь. – Нетерпеливый. Волевая сфера личности развита слабо.

10) Мне бы немного терпения, самоконтроля и силы воли, или уверенности — было бы неплохо. – Испытуемый знает свои недостатки, но ничего не предпринимает, чтобы устранить их, ждет, что всё случиться само собой, т.е. в принципе удовлетворен нынешним положением дел.

Вывод: первые 4 предложения клиент написал не задумываясь, это свидетельствует о том, что для испытуемого очень важны доброта, музыка, хотя он считает свою доброту излишней, пишет, что это плохо, но всё же испытуемый ценит это в себе. Клиент не мыслит своей жизни без музыки.

Испытуемый предъявляет очень высокие требования к себе. Он часто сомневается в своих действиях, поступках, мыслях (предложения 5, 6, 7, 8). Даже начав писать первое предложение, он зачеркнул его и написал другое. Что тоже свидетельствует о внутреннем сомнении испытуемого. То, к чему клиент стремиться, он подвергает сомнениям, не уверен, что сможет этого достичь.

 

 

14. Тест Томаса

 

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

1.Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

2.Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3.Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

4.Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5.Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Способ поведения в конфликте Баллы
Соперничество  
Сотрудничество  
Компромисс  
Избегание  
Приспособление  

 

Вывод: Выявленный способ поведения в конфликтной ситуации у испытуемого — избегание. В комплексе с сотрудничеством и приспособлением избегание может говорить о том, что испытуемый способен полностью отказаться от своей цели, принести в жертву собственные интересы ради интересов другого человека. Рекомендации: в конфликтной ситуации испытуемому следует стремиться к компромиссу, где интересы обеих сторон будут учитываться.

VIII Психологический портрет личности

Эмоциональные свойства личности. Комбинированный личностный опросник показал, что испытуемый активен, жизнерадостен и энергичен. Количество его эмоциональных реакций, обычное для большинства людей. Характер эмоционального реагирования клиента не отличается от принятого в ближайшем социальном окружении.У клиента наблюдается низкая эмоциональная чувствительность.Однако по данным методики ММИЛ поведение клиента может становиться неадаптивным в связи с чрезмерно и плохо направленной активностью, эмоциональным возбуждением, раздражительностью, обидчивостью и недостаточной сдержанностью.

Испытуемый в большинстве ситуаций уверен в себе, «толстокожий». При необходимости может взять на себя ответственность. Он спокойный, нечувствительный к социальному одобрению или порицанию. Человек, который весел, жизнерадостен и бесстрашен даже в сложных жизненных ситуациях. Клиент энергичен и активен, всегда живо откликается на происходящие события. Вместе с тем у испытуемого наблюдается почти полное отсутствие желаний, эмоций. Он безразличен к удачам и поражениям, удовлетворен любым положением дел. Ни к чему не стремиться. (КЛО)

У испытуемого наблюдается низкий уровень тревоги, он активный, общительный, испытывающий ощущение своей значимости, силы, энергии и бодрости. Однако методика РНЖ показывает, что у испытуемого наблюдается импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность. У испытуемого обнаруживается склонность к жалобам на свое здоровье. Клиент не обладает достаточно развитым внутренним миром. Его переживания ориентированы на внешнего наблюдателя. У испытуемого наблюдается пренебрежение к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям. (ММИЛ)

Коммуникативные свойства личности. По данным комбинированного личностного опросника спытуемый - довольно замкнутый человек. Он мало интересуется жизнью окружающих людей, предпочитает «общаться» с книгами и вещами, не любит коллективные мероприятия. Выступает перед людьми только в случае необходимости. Клиент хорошо работает в одиночестве. В общении с людьми он придерживается той меры социальной активности, которая принята в макросреде. Нельзя назвать его человеком робким и застенчивым, в то же время нет смелости и высокой контактности. Однако данные методики ММИЛ говорят об обратном: клиент стремится к межличностным контактам и проявляет интерес к людям. Испытуемый общителен, эмоционально отзывчив, у него хорошо развиты навыки общения. Охотно принимает на себя общественные обязанности, имеет большое количество межличностных контактов в различных сферах и испытывает от осуществления этих контактов большое удовлетворение. Даже более того, у испытуемого имеется настолько большое число контактов, что их осуществление неизбежно сопровождается мимолетностью и поверхностностью общения.

Сочетание у испытуемого стремления подчеркивать соматическое неблагополучие тенденцией отрицать затруднения в социальной адаптации не способствует успешной адаптации, вхождению в новую социальную среду и деятельность. (ММИЛ) Испытуемый в меру придерживается правил, в меру предприимчив и осторожен в выборе партнёров. В людях ценит доброту, честность, ум.

Испытуемый склонен к подозрительности, ему присуща тенденция к настороженному обдумыванию действий других людей. (ММИЛ)

Клиент независим и достаточно самостоятелен, предпочитает все делать сам и старается отстоять свою независимость. По методике Комбинированный личностный опросник выявлено, что испытуемый может в некоторых случаях настаивать на своем решении, старается переубедить большинство, может пойти на конфликт с группой, однако эти данные не подтверждаются Тестом Томаса, который определяет поведение в конфликте испытуемого как сотрудничество и приспособление, а еще чаще и вовсе избегание всяческих конфликтов.

В отношениях с другими людьми клиент не является чересчур доверчивым или подозрительным человеком. Обычно он ведёт себя так же, как и большинство людей не слишком выделяясь из них. Социальное поведение испытуемого не отмечается ни излишней простотой и прямолинейностью, ни продуманностью и опытностью. Оно соответствует аналогичному поведению большинства людей.

Непосредственная реализация возникающих побуждений и недостаточность прогнозирования приводят к отсутствию у испытуемого тревоги и страха перед потенциальным наказанием. (ММИЛ)

У испытуемого наблюдается неспособность организовывать поведение в соответствии с устойчивыми мнениями, интересами и целями, что делает его поведение плохо предсказуемым. С этим же обстоятельством, по-видимому, связано его неумение планировать будущие поступки и пренебрежение последствиями своих действий. Недостаточная способность извлекать пользу из опыта приводит его к повторным конфликтам с окружающими.

Своеобразие восприятия и логики испытуемого может сопровождаться трудностями в коммуникации с окружающими. В невербальных контактах затруднения коммуникации связаны с недостаточно адекватной мимикой, нередко моторной скованностью или дискордантностью. В вербальных контактах эти затруднения проявляются, в частности, в том, что, хотя высказывания испытуемого логичны и правильно построены грамматически, у окружающих они могут создавать впечатление двусмысленности или недостаточной понятности их.

Испытуемый как правило отрицает какие-либо затруднения, тревогу, свою и чужую вину. (ММИЛ)

У испытуемого остались теплые чувства к своему отцу, которого, к сожалению, уже нет в живых. Очень любит свою мать. Отношение к себе, в целом, положительное. Клиент считает, что он только начал реализовывать свои возможности. Свое будущее испытуемый видит довольно радужно, мечтает о счастливой семейной жизни. Свою семью считает эталоном.

Скрытые страхи и тревоги не раз мешали клиенту в его жизни, в принятии какие-либо решений. Испытуемый хотел бы избавиться от чувства вины, которое испытывает из-за вранья, лжи. Клиент положительно относится к своему прошлому.

Испытуемый предъявляет очень высокие требования к себе. Он часто сомневается в своих действиях, поступках. (Методика «Самоописание»)

Интеллектуальная сфера личности. Уровень логического мышления и умственных способностей испытуемого соответствует среднему уровню. У клиента промежуточный, ни практический, ни мечтательный стиль мышления. Ему присуща средняя степень консерватизма, как и стремление к новому, характерная для большинства людей.

Своеобразие мышления может быть обусловлено, в частности, утратой возможности контролировать понятность и принятость своих суждений в результате уже отмеченного нарушения социальной коммуникации. (ММИЛ)

У клиента средне выражены способности обобщения и анализа материала, ассоциации не хаотичные. Инертность мышления и переключаемость — низкие. Высокая отвлекаемость. Распределение и концентрация внимания находятся в норме. У испытуемого высокий показатель грамотности, широкий словарный запас. Нет оптимальной стратегии решения задач. (КОТ)

Испытуемый стремиться к познанию, хотел бы знать многое, но мало что предпринимает для этого. Легко воспринимает что-то новое — взгляды, теории, мнения. Своеобразие восприятия и логики может сопровождаться трудностями в коммуникации с окружающими.

У испытуемого высокая степень концентрации и устойчивости внимания. (Корректурная проба)

Волевая сфера личности. Способность управлять своими эмоциональными реакциями у испытуемого развита в средней, свойственной большинству людей, мере. Клиент - в меру дисциплинированный и ответственный человек, который выполняет правила и обязанности не хуже, но и не лучше большинства людей. Он плохо контролирует свое поведение, ему недостает воли, настойчивости, твердости характера. При этом испытуемый сам понимает это, что видно из методики «Самоописание».

Клиенту бывает трудно собраться и взяться за неотложное дело. Бывает, что одну работу он бросает незаконченной и тут же без достаточной подготовки берется за другое дело. Испытуемый - самостоятельный, властный человек, склонный к лидерству. В общении, в коллективе держит себя самоуверенно, независимо, но порой грубо и бесцеремонно. Имеющиеся правила и законы критикует, старается жить по своим соображениям. Отстаивает свои права, требует более активного поведения от окружающих. Отличается решительностью, гибкостью поведения.

Мотивационная сфера личности. У испытуемого высокий, устойчивый, неадекватный уровень притязаний, адекватная, устойчивая, высокая самооценка (однако методика Дембо - Рубинштейна свидетельствует о том, что самооценка клиента находится на среднем уровне), он считает себя способным добиться значительного успеха, занять ведущее положение, проявляет упорство и настойчивость в достижении требуемых задач. Клиент активен, трудоспособен и предприимчив. Он имеет главную на всю жизнь цель и ряд промежуточных целей, обеспечивающих достижение главной. Методически работает в направлении цели.

Клиент не проявляет себя ни ярко выраженным интерналом, ни ярко выраженным экстерналом. В зависимости от ситуации может считать себя ответственным за свои поступки, действия, неудачи, отношения, здоровье, а может себя ответственным не считать, уповая на роль везения или судьбы.

У испытуемого на первом месте стоят такие ценности-цели как: Любовь, Счастливая семейная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Свобода и Творчество. И такие ценности – средства как: Широта взглядов, Твердая воля, Смелость в отстаивании своего мнения, Честность, Образованность.

Система отношений. По данным Комбинированного личностного опросника в целом работа испытуемому нравится, хотя есть и негативные моменты, о которых он старается не вспоминать. У него наблюдается средняя удовлетворенность трудом, присущая многим людям. В коллективе, частью которого считает себя испытуемый, достаточно «прохладный» психологический климат. Каждый член коллектива отстаивает взаимные претензии друг к другу. Неохотно участвуют в общих для всего коллектива делах. В коллективе преобладают официальные деловые отношения. Личные же отношения развиты недостаточно. Имеется скрытое недовольство друг другом. Плохое взаимопонимание, сомнение в компетентности, недостаточное взаимное уважение приводят к напряженности во взаимоотношениях начальника и подчинённого. В этих отношениях преобладают официальный тон и формальный язык.

Если бы испытуемый занимал руководящие пост, то подчиненные обязательно были бы довольны им, а он был бы мудрым и справедливым начальником. Сам считает своего начальника излишне требовательным. (Методика «Незаконченные предложения»)

Отношения в семье испытуемого достаточно переменчивы. Из-за отсутствия единых целей в жизни мелкие причины приводят к серьёзным разладам, которые, правда, довольно быстро удаётся преодолеть.

В межличностных отношениях (даже наиболее интимных) испытуемый отличается поверхностными и нестойкими контактами. У него редко возникает чувство глубокой привязанности. Он может быть приятен в кратковременном общении, но при длительном знакомстве обычно обнаруживается его ненадежность. (ММИЛ)

Испытуемый очень избирателен в выборе партнёров, у него ограниченный круг интересов, он предприимчив, у клиента выражено стремление к преодолению препятствий, ему присуща меньшая чувствительность к эстетическим тонкостям и оттенкам человеческих отношений. (ММИЛ)

С друзьями у испытуемого хорошие, доверительные отношения. Отношение к лицам противоположного пола – нейтральное. Свои сексуальные отношение испытуемый считает нормальными, хотя не исключено, что они его не до конца устраивают. (Методика «Незаконченные предложения»)

Поведение клиента в значительной мере является ответом на действия окружающих, воспринимаемые аффективно как ущемляющие личность, и сопровождается склонностью относить собственные трудности за счет чужих недостатков, некомпетентного, недобросовестного или недоброжелательного отношения, переносить на окружающих в процессе проекции собственные отрицательные качества или тенденции, несовместимые с концепцией своего Я. (ММИЛ)

Испытуемый недоволен своим положением в обществе. Ему недостает признания со стороны окружающих. У клиента наблюдается тенденция к самоутверждению, претензия на продвижение и признание. (РНЖ)

Психодинамическая сфера личности. Испытуемый в равной степени обращает внимание, как на внешний мир, так и на свои собственные мысли и чувства. Он в меру замкнут, в меру общителен. С другими людьми вступает в контакт без труда. Клиент в меру инициативен, социальная адаптация в коллективе проходит нормально. Он в меру эмоционально уравновешенный и спокойный человек. Адекватно реагирует на эмоциональные раздражители.

Испытуемый умеренно тревожный, в меру беспокоится и пережив

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...