Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Термины, используемые при определении вопросов местного значения




При изучении перечня вопросов местного значения поселений обращает на себя внимание то обстоятельство, что для описания различных вопросов местного значения законодатель использует различные ключевые термины, не раскрывая их содержания. Несмотря на достаточное разнообразие самих формулировок, можно отметить некоторую категоризацию вопросов местного значения, в особенности при сопоставлении используемых терминов в определении муниципальных задач и права на отнесение объектов, требующихся для решения вопросов местного значения, к муниципальной собственности.

Единообразный подход к трактовке терминов, характеризующих вопросы местного значения, является чрезвычайно важным, ибо в конечном счете от этого зависит то, какие действия должны и готовы будут осуществлять органы местного самоуправления поселений для решения вопросов местного значения. Соответственно, в конечном итоге, этим определяется и фактический набор муниципальных услуг, на которые вправе претендовать жители муниципальных образований. Кроме того, как представляется, правильное и единообразное толкование самих терминов имеет немаловажное значение для формирования структуры органов местного самоуправления, определения штатной численности сотрудников и, соответственно, влияет на формирование местных бюджетов с точки зрения определения объема бюджетных средств, необходимых для решения вопросов местного значения.

При всем разнообразии отнесенных к компетенции местного самоуправления вопросов можно выделить несколько ключевых терминов, которыми обозначаются вопросы местного значения, и которые требуют толкования для определения полномочий органов местного самоуправления по их решению. Это термины: «организация», «обеспечение условий» и «создание условий», являющиеся самыми распространенными в ст.14 нового Закона, а также термины: «участие» (в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), «обеспечение» (первичных мер пожарной безопасности), «оказание содействия» (в установлении опеки и попечительства).

Понятие «организация»

Наиболее часто в Законе 131-ФЗ используется термин «организация» (электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; строительства и содержания муниципального жилищного фонда; транспортного обслуживания населения; библиотечного обслуживания населения; обустройства мест массового отдыха населения; сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; благоустройства и озеленения территории поселения; использования и охраны городских лесов; освещения улиц и установки указателей; ритуальных услуг; мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по мобилизационной подготовке МУП и МУ, находящихся на территории МО).

Термин происходит от латинского «organize» – «придаю стройный вид», и французского «organisation» – «устраиваю». В действующем в части определения компетенции местного самоуправления до 01.01.2006 г. Федерального закона № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» термин «организация» (учреждений образования, здравоохранения и т.п.) используется в понятии «основание», «учреждение» чего-либо. Действительно, в настоящее время органы местного самоуправления учреждают муниципальные организации, и функции учредителя по отношению к данным организациям определяют компетенцию местного самоуправления в названных сферах. Это: утверждение устава муниципальной организации, назначение и увольнение руководителя, принятие решений о реорганизации и ликвидации, определение целей и предмета деятельности, финансирование муниципальных учреждений, контроль использования переданного организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения имущества. Очевидно, что при таком установлении полномочий органов местного самоуправления изначально исключается их ответственность за предоставление услуг, их количество и качество. В настоящее время органы местного самоуправления отвечают фактически только за создание и финансирование муниципальных организаций, но не за жизнеобеспечение населения в определенных сферах. Это предопределяет и процессы, и объем межбюджетного регулирования, так как своей основной задачей в процессе межбюджетных отношений органы местного самоуправления по-прежнему считают представление доказательств наличия большого объема расходов на содержание муниципальных организаций и органов управления.

В Законе 131-ФЗ понятие «организация» используется в иной трактовке – как создание системы, обеспечивающей функционирование какой-либо сферы деятельности. При этом законодатель разделяет понятия «организация» и «осуществление» и только в некоторых вопросах предусматривает, либо допускает возможность непосредственного осуществления тех или иных видов деятельности (оказания соответствующих услуг) органами местного самоуправления.

Очевидно, что не предусматривается, например, установка указателей с названиями улиц, столбов электрического освещения и «вкручивание» лампочек или предоставление ритуальных услуг непосредственно органами местного самоуправления и (или) муниципальными служащими. Органы местного самоуправления должны разработать и реализовать комплекс мероприятий, приводящий к освещению улиц и наличию указателей с их названиями, своевременному предоставлению услуг по погребению. В части бюджетных полномочий в данном случае органы местного самоуправления осуществляют финансовое обеспечение освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов, содержания мест захоронения. Можно выработать критерии эффективности деятельности, выполнения обязанностей органами местного самоуправления в этом вопросе, например по процентному соотношению ночей, часов, в которые освещение отсутствовало, и когда улицы, дворы были освещены; по соотношению улиц и домов, на которых имеются и отсутствуют указатели и т.п. Напротив, именно органы местного самоуправления и муниципальные служащие будут осуществлять в определенных законом случаях земельный контроль, и в части бюджетных полномочий – исполнять расходные обязательства (заработная плата, материальное обеспечение функции и т.п.).

Таким образом, под организацией предлагается понимать не само оказание услуг, создание объектов, контроль, охрану и т.п., а комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению отношениями в соответствующей сфере деятельности, обеспечению скоординированной деятельности, направленной на достижение заданного результата, цели. Результатом будет реализация социальной ответственности, предоставление услуг, например, по водоснабжению, библиотечному обслуживанию, благоустройству и т.п. в установленном органами местного самоуправления объеме, по утвержденным муниципальным минимальным социальным стандартам.

Организация должна включать как минимум следующие полномочия:

· планирование, в т. ч. постановку целей, определение стандартов и нормативов;

· анализ возможностей и способов достижения целей (муниципальный заказ, реализация программ, создание или развитие специальных организаций, объектов);

· разработку мероприятий по реализации задач;

· правовое регулирование;

· заключение договоров и (или) соглашений;

· координацию деятельности участников отношений (естественно, не допустимы ограничение прав самостоятельных хозяйствующих субъектов и вмешательство в их деятельность, а также действия, нарушающие требования антимонопольного законодательства);

· контроль предоставления услуг, реализации целей;

· обеспечение финансирования оказания данных услуг(установление в определенных законодательством случаях цен и тарифов, прямое финансирование, предоставление субсидий и т.п.).

Очевидно, что Закон 131-ФЗ расширяет компетенцию муниципальных образований в ряде сфер по сравнению с ранее действовавшими нормами и требует реализации полного комплекса управленческих функций для решения вопросов местного значения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...