Тема 8. Адаптация супругов к семейной жизни
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Тема 1. Понятие семьи. Значение семьи в жизни человека
Задание №1
Цель: Познакомиться с формированием понятия семья
Задания:
1. изучить предложенную литературу;
2. заполнить таблицу «Развитие семейно-брачных отношений»
| Исторический период
| Исторический деятель
| Взгляды на семью, семейные отношения
|
|
| Платон
|
|
|
| Геродот
|
|
Форма отчета: План-конспект, таблица.
Литература
- Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. – М.: Просвещение, 1996. С – 7-36;
- Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 5-27;
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Академия, 2006. С – 3-26;
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. С – 3-34;
- Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. С – 10-37
Задание №2
Цель: Научить студентов анализировать структуру семьи и семейные взаимоотношения
Задания:
- Изучите предложенную литературу и подготовьте рефераты по темам:
а) «Роль отца в воспитании детей»,
б) «Искусство быть отцом дочери»,
в) «Когда у сына нет отца»,
г) «Материнская любовь – реальная и «слепая».
- Подготовьте ответ на вопрос: «Механизм социально-психологического воспроизводства структуры семьи»
- Заполните алгоритмическую таблицу «Психологические типы семьи»
| Психологические типы семьи
| Воспитательные цели родителей
| Педагогическое воздействие
| Результаты воспитания
|
|
|
|
| Положительные
| отрицательные
|
|
|
|
|
|
|
Форма отчета: Рефераты, план ответа, таблица.
Литература
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Академия, 2006. С – 120-129;
- Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. С – 307-320;
- Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 11-15
Тема №2. Введение в психологию семьи
Задание №1
Цель: Научить студентов работать с литературой, выделять основные признаки психологии семьи как социальной науки
Задания:
- изучите рекомендованную литературу и дайте характеристику аномалиям стилей воспитания (по Е.А. Личко и Е.Г. Эйдемиллер). Данные оформите в таблицу:
| Стиль семейного воспитания
| Воздействие родителей
| Результат воспитания
|
|
|
|
|
- Проведите анализ литературных источников и подготовьте ответы на вопросы:
а) особенности влияния матери на ребенка в сфере духовно-нравственного воспитания;
б) психолого-педагогические составляющие родительского авторитета;
в) украинская этнопедагогика о роли отца в семейном воспитании;
г) отцовская роль и ее параметры (М. Уэст и М. Коннер).
- дайте определения понятиям:
- украинская фамилистика;
- социальный статус;
- социальная роль;
- социальный институт.
Форма отчета: Таблица, терминологический словарь, конспект ответов на вопросы.
Литература
- Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. – М.: Просвещение, 1996. С – 7-36;
- Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 5-27;
- Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. С – 10-37
- Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 9-15;
Тема 3. Социально-психологическая сущность семьи
Задание №1
Цель: Научить студентов проводить ретроспективный анализ проблемы изменения семьи как социального института
Задания:
1. составить библиографию по теме. Провести аннотацию литературных источников;
2. подготовить рефераты по темам:
- языческая модель семьи;
- общехристианская модель семьи;
- семья в православной культуре;
- семья в культуре католицизма;
- типы семейных отношений в протестантизме.
Форма отчета: Библиографические карточки, ответы на вопросы в тетради, рефераты.
Литература
- Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. – М.: Просвещение, 1996. С – 7-36;
- Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 5-27;
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Академия, 2006. С – 3-26;
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. С – 3-34;
- Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. С – 10-37
Задание №2
Цель: Научить студентов выделять основные кризисные моменты в семейной деятельности людей
Задания:
- Самостоятельно сформулируйте наиболее острые, на Ваш взгляд, проблемы семьи в современном обществе, выделите их причины;
- Результаты оформите в алгоритмическую таблицу:
| №
| Проблемы семьи
| Причины
| Степень выраженности в %
|
|
|
|
|
|
- Составьте наиболее полную анкету для семейной пары (для психолого-социологического опроса).
Форма отчета: Таблица, анкета, цитаты в тетради для самостоятельной работы.
Литература
1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996 – 160с., С. 19-20, 23-30, 32, 113.
2. Моруа А. Письма незнакомке. – Львов: Вища школа, изд. Львовского ун-та, 1989. – 296с., С. 14-15, 21-23, 33-34, 40-41, 43-44, 55-57, 66-69.
3. Ницше Ф. Женщина и ребенок. – МПО «МЕТТЭМ», 1991. – 32с. С. 20-31.
4. Стельмахович М.Г. Українська родинна психологія. – Київ: ІСДО, 1996. – 288с., С. 43-52, 101-114.
Тема. 4. Основные этапы жизненного цикла семьи
Задание №1
Цель: Познакомить студентов с понятием норма в семейных отношениях
Задания:
- законспектировать главу «Нормальная семья» из литературных источников по теме;
- письменно ответить на вопрос: «Роль отца в семье в различные периоды развития человеческого общества.
Форма отчета: Конспект, ответы на вопросы в тетради.
Литература
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, - 1991. с. 5-9;
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, - 1996. с. 46-104
Тема 5. Семейное поведение личности
Задание №1
Цель: Познакомиться с психофизиологическими особенностями мужчин и женщин
Задания:
1. изучить литературу и выделить поло-возрастные особенности психики людей;
2. дать характеристику понятиям: половой диморфизм; маскулинность; фемининность. Записать эти определения в терминологический словарь.
Форма отчета: Ответы на вопросы в тетради, терминологический словарь.
Литература
- Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 44-64;
- Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 75-85, 133-155, 205-224
Тема 6. Любовь, влюбленность и семья
Задание №1
Цель: Научить определять собственную точку зрения на проблему «любовь»
Задания:
- рассмотреть понятие «любовь» с позиции человеческого чувства, отношения и искусства;
- выделить и дать характеристику основным элементам любви;
- привести примеры наличия или отсутствия элементов любви в супружеских взаимоотношениях.
Форма отчета: Примеры в тетради.
Литература
- Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи – М.: Ось, 2005. С – 120-136, 22-65;
- Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 112-133;
- Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 180-205;
Тема 7. Характеристика предбрачного периода
Задание №1
Цель: ознакомить студентов с различиями в отношениях, в деятельности, в эмоциональной сфере мужчин и женщин.
Задания:
- перечислить основные различия между полами: телесные различия, различия психики, психические расстройства и пол, различия в интимных отношениях, в учебной и трудовой деятельности.
Форма отчета: Сравнительный анализ в тетради.
Литература
1. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина?! «От тела к душе»;
2. Петухов В.Ы., Столин В.В. Психология. М.: МГУ, - 1989. с. 43-65;
3. Ячевский А. На пути к зрелости. М.: Профиздат, - 1992. с. 27-32
Задание №2
Цель: научить студентов находить причинно-следственные связи между факторами готовности к браку и семейным благополучием/неблагополучием
Задания:
- Заполнить алгоритмическую таблицу: «Подготовка молодежи к супружеской жизни»
| Виды готовности
| Характеристика
|
| Физиологическая (физическая)
|
|
| Социальная
|
|
| Этико-психологическая (духовно-моральная)
|
|
Форма отчета: Анализ в тетради, таблица.
Литература
- Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи – М.: Ось, 2005. С – 22-65, 136-169, 188-190, 361-368;
- Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 112-133;
- Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 118-130
Тема 8. Адаптация супругов к семейной жизни
Задание №1
Цель: Научить студентов самостоятельно готовить ответы на заданные темы
Задания:
- подготовить ответы на вопросы:
1. признаки семейного счастья;
2. факторы совместимости в семье;
3. особенности супружеской адаптации;
4. лидерство в семье.
Форма отчета: Планы ответов на вопросы.
Литература
1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, - 1991. с. 17-27, 71-75;
2. Пауль М. и ДЖ. Как сохранить твою любовь. М.: МИРТ, - 1994. с. 375-384
Воспользуйтесь поиском по сайту: