Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Адаптация супругов к семейной жизни




ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Понятие семьи. Значение семьи в жизни человека

Задание №1

Цель: Познакомиться с формированием понятия семья

Задания:

1. изучить предложенную литературу;

2. заполнить таблицу «Развитие семейно-брачных отношений»

Исторический период Исторический деятель Взгляды на семью, семейные отношения
  Платон  
  Геродот  

Форма отчета: План-конспект, таблица.

Литература

  1. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. – М.: Просвещение, 1996. С – 7-36;
  2. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 5-27;
  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Академия, 2006. С – 3-26;
  4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. С – 3-34;
  5. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. С – 10-37

Задание №2

Цель: Научить студентов анализировать структуру семьи и семейные взаимоотношения

Задания:

  1. Изучите предложенную литературу и подготовьте рефераты по темам:

а) «Роль отца в воспитании детей»,

б) «Искусство быть отцом дочери»,

в) «Когда у сына нет отца»,

г) «Материнская любовь – реальная и «слепая».

  1. Подготовьте ответ на вопрос: «Механизм социально-психологического воспроизводства структуры семьи»
  2. Заполните алгоритмическую таблицу «Психологические типы семьи»
Психологические типы семьи Воспитательные цели родителей Педагогическое воздействие Результаты воспитания
      Положительные отрицательные
         

Форма отчета: Рефераты, план ответа, таблица.

Литература

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Академия, 2006. С – 120-129;
  2. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. С – 307-320;
  3. Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 11-15

Тема №2. Введение в психологию семьи

Задание №1

Цель: Научить студентов работать с литературой, выделять основные признаки психологии семьи как социальной науки

Задания:

  1. изучите рекомендованную литературу и дайте характеристику аномалиям стилей воспитания (по Е.А. Личко и Е.Г. Эйдемиллер). Данные оформите в таблицу:
Стиль семейного воспитания Воздействие родителей Результат воспитания
     

 

  1. Проведите анализ литературных источников и подготовьте ответы на вопросы:

а) особенности влияния матери на ребенка в сфере духовно-нравственного воспитания;

б) психолого-педагогические составляющие родительского авторитета;

в) украинская этнопедагогика о роли отца в семейном воспитании;

г) отцовская роль и ее параметры (М. Уэст и М. Коннер).

  1. дайте определения понятиям:

- украинская фамилистика;

- социальный статус;

- социальная роль;

- социальный институт.

Форма отчета: Таблица, терминологический словарь, конспект ответов на вопросы.

Литература

  1. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. – М.: Просвещение, 1996. С – 7-36;
  2. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 5-27;
  3. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. С – 10-37
  4. Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 9-15;

Тема 3. Социально-психологическая сущность семьи

Задание №1

Цель: Научить студентов проводить ретроспективный анализ проблемы изменения семьи как социального института

Задания:

1. составить библиографию по теме. Провести аннотацию литературных источников;

2. подготовить рефераты по темам:

- языческая модель семьи;

- общехристианская модель семьи;

- семья в православной культуре;

- семья в культуре католицизма;

- типы семейных отношений в протестантизме.

Форма отчета: Библиографические карточки, ответы на вопросы в тетради, рефераты.

Литература

  1. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. – М.: Просвещение, 1996. С – 7-36;
  2. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 5-27;
  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Академия, 2006. С – 3-26;
  4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2005. С – 3-34;
  5. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов - СПб.: Речь, 2003. С – 10-37

Задание №2

Цель: Научить студентов выделять основные кризисные моменты в семейной деятельности людей

Задания:

  1. Самостоятельно сформулируйте наиболее острые, на Ваш взгляд, проблемы семьи в современном обществе, выделите их причины;
  2. Результаты оформите в алгоритмическую таблицу:

 

Проблемы семьи Причины Степень выраженности в %
       
  1. Составьте наиболее полную анкету для семейной пары (для психолого-социологического опроса).

Форма отчета: Таблица, анкета, цитаты в тетради для самостоятельной работы.

Литература

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996 – 160с., С. 19-20, 23-30, 32, 113.

2. Моруа А. Письма незнакомке. – Львов: Вища школа, изд. Львовского ун-та, 1989. – 296с., С. 14-15, 21-23, 33-34, 40-41, 43-44, 55-57, 66-69.

3. Ницше Ф. Женщина и ребенок. – МПО «МЕТТЭМ», 1991. – 32с. С. 20-31.

4. Стельмахович М.Г. Українська родинна психологія. – Київ: ІСДО, 1996. – 288с., С. 43-52, 101-114.

Тема. 4. Основные этапы жизненного цикла семьи

Задание №1

Цель: Познакомить студентов с понятием норма в семейных отношениях

Задания:

  1. законспектировать главу «Нормальная семья» из литературных источников по теме;
  2. письменно ответить на вопрос: «Роль отца в семье в различные периоды развития человеческого общества.

Форма отчета: Конспект, ответы на вопросы в тетради.

Литература

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, - 1991. с. 5-9;
  2. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, - 1996. с. 46-104

Тема 5. Семейное поведение личности

Задание №1

Цель: Познакомиться с психофизиологическими особенностями мужчин и женщин

Задания:

1. изучить литературу и выделить поло-возрастные особенности психики людей;

2. дать характеристику понятиям: половой диморфизм; маскулинность; фемининность. Записать эти определения в терминологический словарь.

Форма отчета: Ответы на вопросы в тетради, терминологический словарь.

Литература

  1. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 44-64;
  2. Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 75-85, 133-155, 205-224

Тема 6. Любовь, влюбленность и семья

Задание №1

Цель: Научить определять собственную точку зрения на проблему «любовь»

Задания:

  1. рассмотреть понятие «любовь» с позиции человеческого чувства, отношения и искусства;
  2. выделить и дать характеристику основным элементам любви;
  3. привести примеры наличия или отсутствия элементов любви в супружеских взаимоотношениях.

Форма отчета: Примеры в тетради.

Литература

  1. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи – М.: Ось, 2005. С – 120-136, 22-65;
  2. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 112-133;
  3. Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 180-205;

Тема 7. Характеристика предбрачного периода

Задание №1

Цель: ознакомить студентов с различиями в отношениях, в деятельности, в эмоциональной сфере мужчин и женщин.

Задания:

  1. перечислить основные различия между полами: телесные различия, различия психики, психические расстройства и пол, различия в интимных отношениях, в учебной и трудовой деятельности.

Форма отчета: Сравнительный анализ в тетради.

Литература

1. Обозов Н.Н. Мужчина + женщина?! «От тела к душе»;

2. Петухов В.Ы., Столин В.В. Психология. М.: МГУ, - 1989. с. 43-65;

3. Ячевский А. На пути к зрелости. М.: Профиздат, - 1992. с. 27-32

Задание №2

Цель: научить студентов находить причинно-следственные связи между факторами готовности к браку и семейным благополучием/неблагополучием

Задания:

  1. Заполнить алгоритмическую таблицу: «Подготовка молодежи к супружеской жизни»
Виды готовности Характеристика
Физиологическая (физическая)  
Социальная  
Этико-психологическая (духовно-моральная)  

Форма отчета: Анализ в тетради, таблица.

Литература

  1. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи – М.: Ось, 2005. С – 22-65, 136-169, 188-190, 361-368;
  2. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей – Л.: Медицина, 1988. С – 112-133;
  3. Юнда И.Ф. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни: Учеб.пособие - Кшв: Вища шк.. 1990. С – 118-130

Тема 8. Адаптация супругов к семейной жизни

Задание №1

Цель: Научить студентов самостоятельно готовить ответы на заданные темы

Задания:

  1. подготовить ответы на вопросы:

1. признаки семейного счастья;

2. факторы совместимости в семье;

3. особенности супружеской адаптации;

4. лидерство в семье.

Форма отчета: Планы ответов на вопросы.

Литература

1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, - 1991. с. 17-27, 71-75;

2. Пауль М. и ДЖ. Как сохранить твою любовь. М.: МИРТ, - 1994. с. 375-384

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...